В сказке Андерсена важно не
внезапное чудо, а внезапное понимание, что такое
чудо. «Снежная королева» — особенная сказка. О
чём она? О борьбе Бога и дьявола за человеческую
душу.
Если сказка взялась за такую тему, то всё в ней
должно совершаться не так, как в других сказках.
Всё — в том числе и чудеса.
Кай и Герда
Прежде всего обратим внимание на то, что одни
чудеса в «Снежной королеве» прямо
противоположны другим: одни — от дьявола, другие
— от Бога.
Как сказано в одной из сказок Андерсена,
"дьявол подражает Богу на свой собственный
лад”. Вот и в «Снежной королеве» — дьявольские
чудеса устраиваются в подражание божественным.
Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть
прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног
на голову. Божественные чудеса мёртвое
превращают в живое. Дьявольские — живое в
мёртвое: так, сердце Кая превращается в кусок
льда. Божественные чудеса преображают привычные
вещи, делают их лучше, чем они были. Дьявольские —
искажают, делают хуже: так, в волшебном зеркале и
"прелестнейший ландшафт выглядит варёным
шпинатом”. Божественные чудеса случаются
"вдруг”, чтобы радостно удивить. Дьявольские —
чтобы застать врасплох и погубить: так, осколок
волшебного зеркала внезапно ранит Кая в сердце и
глаз.
Дьявольские чудеса впечатляют: тут тебе и
волшебное зеркало, и летающие сани, и
разнообразные превращения снежинок, и сияющие
ледяные чертоги. Но всё равно у дьявола ничего не
получается.
А божественные чудеса — напротив, очень
простые и даже незаметные. Судите сами. Как
правило, сказочному герою, отправившемуся в путь,
встречаются волшебные помощники. Но чем ближе
Герда к настоящему чуду, тем меньше в её
помощниках великолепия и признаков волшебства.
Сначала Герде встретилась старушка волшебница.
И что же? Вместо помощи та в угоду себе околдовала
Герду.
Затем Герда попала к принцу и принцессе. Они уже
попроще: по крайней мере, не волшебники — может
быть, поэтому и поддержали девочку. Однако они
королевского звания и слишком заняты собой —
поэтому помощь их была неуместной и не пошла
впрок.
Потом Герда попала в плен к маленькой
разбойнице, которая была лишена не только
волшебных свойств, но и придворного блеска. Тем
не менее именно она по-настоящему выручила Герду,
поскольку сумела преодолеть свою корысть.
В характере разбойницы ещё были какие-то
сказочные черты — по крайней мере, что-то
увлекательное. Но вот Герда попала к лапландке и
финке. И всё потускнело: ни в них, ни вокруг них
вообще ничего необычного, один только жалкий быт.
В хозяйстве лапландки и финки ни одного лишнего
предмета: так, сушёная треска годится и для
переписки, и в пищу. Для себя им мало надо, но и
Герде они мало что могут дать. Например: мы ждём,
что финка вручит Герде волшебные предметы или
даст какие-нибудь сказочные советы. Вместо этого
старуха отправляет девочку в путь полуодетой и
босой.
И тут вступает в действие один из законов
народной сказки — закон наибольшего контраста.
Чем проще герой и его помощники, тем удивительнее
их возможности. Чем беднее быт, тем явственнее
ощущается присутствие ангелов. Чем беззащитнее
девочка, тем она сильнее. Почему же?
Сказочник внушает: божественные чудеса не
где-то далеко-далеко, не в волшебных странах, а в
сердцах людей. Эти чудеса — вера, любовь и
чувство прекрасного. Они связывают человека с
Богом, дьявол же против них бессилен.
Поэтому дьявол и проигрывает в борьбе за душу
Кая — несмотря на размах дьявольского
волшебства. Одна слеза Герды чудеснее, чем все
чудеса ада.
В «Снежной королеве» игра в «А что если?» столь
серьёзна, что уж серьёзнее некуда. Сказочник как
будто спрашивает: а что если человек попадёт под
власть дьявола? Как он посмотрит тогда на мир?
Андерсен рассказывает о двух дьявольских
заговорах против Бога. Первый заговор — прямой,
когда дьявол пытается направить на Бога своё
волшебное зеркало. Второй — косвенный, когда
после неудачи восстания дьявол обращает своё
орудие на души людей. Так сказка явно намекает на
библейскую историю.
Второй замысел дьявола гораздо хитрее и
опаснее: нацелить адские осколки на человеческое
восприятие окружающего мира. К чему приводит
воздействие зловредной частички? К тому, что
точка зрения человека смещается всё ближе и
ближе к точке зрения дьявола.
Враг рода человеческого добивается, чтобы
человек увидел вещи и других людей перевёрнутыми
— в дурном, искажённом свете. Так зло атакует с
неожиданной стороны, не в прямом бою; оно
внедряется в души и направляет взгляд. И вот Кай,
внезапно захваченный злом, начинает искать
изъяны во всём живом и признаки совершенства в
мёртвом. Это значит, что умирает его душа.
А как смотрят на мир люди, пребывающие в
согласии с Богом? Чтобы ответить на этот вопрос,
обратим внимание на одну деталь. Перед тем как
заснуть во дворце, Герда думает: "Как добры все
люди и животные!”
Но ведь мы знаем, что не так уж добра была к ней
старушка волшебница, замечаем множество
недостатков и смешных черт в вороне с вороной и
принцессе.
Так-то оно так. Однако Герда смотрит на людей и
животных преображающим взглядом, с той точки
зрения, с которой они выглядят добрее и
благороднее.
Может быть, это наивный взгляд? Да, но тем верней
он приводит к чуду. Позже финка скажет: "Не
видишь, что ей служат и люди, и животные?”, тем
самым подтверждая правоту девочки. Какими бы ни
были те, кто встречается ей по пути, она своим
взглядом делает их лучше.
Заметьте: и после эпизода с ранением Кая Герда
не изменила отношения к нему; в дороге она всё
время вспоминает хорошего Кая и никогда плохого.
И Кай становится снова хорошим. Точно так же в
разбойнице она замечает не худшее, а лучшее. И
разбойница действительно становится лучше.
Так какова же точка зрения Герды? Это взгляд
сверху — глазами ангелов. И перед ним
рассеивается дьявольское наваждение.
В сказках о Боге и дьяволе всегда немало
таинственного. В таких сказках особенно важны
загадочные детали. Здесь ими никак нельзя
пренебречь — иначе не сможешь войти в сказку, так
и останешься стоять у входа.
Обратимся же к загадочным деталям в «Снежной
королеве» — самым важным из них.
Вот испуганный Кай мчится на санках за Снежной
королевой. Чтобы спастись, он хочет прочесть
«Отче наш», но в уме у него вертится одна таблица
умножения. А что это значит? Почему таблица
умножения противостоит молитве?
Молитва — это слово, обращённое к Богу. Если
таблица умножения мешает молитве, то она против
Бога. Но как же так? Ведь всякий знает: таблица
умножения — весьма полезная вещь; какой же от неё
вред?
Что ж, разберёмся.
В эпоху Андерсена уже многие люди не верили в
Бога. Иные из них говорили, что научный разум
несовместим с верой. А некоторые шли ещё дальше и
утверждали: неоспоримы только научные факты,
неопровержима только логика математических
упражнений и теорем; любовь же и красота — это
лишь выдумки или ошибки разума.
Такие суждения не могли не огорчать сказочника.
И он решил направить против них единственное
оружие, которым хорошо владел, — сказочную
иронию.
Чтобы представить ложные мнения в неожиданном
свете, он взялся за свою любимую игру в «А что
если?». А что если бы остались только научное
знание и разум? Знания и разум без веры, красоты,
чувства прекрасного? Что бы тогда было?
Тут сказочник прибег к одному из законов
народной сказки — закону всесильного слова. Он
превратил слово — известную метафору "ледяной
разум” — в дело, в сюжетный ход.
Попробуем угадать ход его мысли. "Вы говорите,
любовь — всего лишь пустое слово? — как будто
спрашивает он. — Допустим”. И вот сердце Кая
превращается в кусок льда. "Вы говорите,
прекрасно только то, что математически
правильно? Допустим”. И вот уже Кай отвергает всё
живое, поскольку не находит в нём правильных
линий и строгой симметрии. "Вы говорите, вера —
предрассудок, оставшийся от неразумных эпох?
Допустим”. Но ведь свято место пусто не бывает. И
вот уже дьявол управляет человеком при помощи
владычицы "ледяного разума” — Снежной
королевы.
Таблица умножения — это, конечно, хорошо. Но и
лёд может пригодиться. Оставить человека один на
один с таблицей умножения это всё равно что
кормить его одним льдом.
И вот разуму действительно становится холодно
и одиноко — в чертогах вечной зимы. И он, конечно,
не замечает этого, потому что уже почти мёртв. А
дьяволу только того и надо.
Обратимся к другому эпизоду. В чертогах Снежной
королевы Кай складывает из льдин слово
"вечность”. Если он сложит это слово, то будет
сам себе господин, а притом Снежная королева
подарит ему "весь свет и пару новых коньков”. А
что это значит? Почему Снежная королева сулит Каю
новые коньки, и так уже пообещав весь свет?
Снежная королева хитра — как и её хозяин. Она
пытается погубить душу мальчика. Во всех
историях про человека и дьявола повторяется одно
и то же. Чёрт предлагает грешнику сделку: человек
получает разные земные блага, а дьявол — его
душу. Вот и Снежная королева предлагает Каю в
уплату за его душу весь свет и пару коньков.
Попробуйте поставить себя на место Кая.
Понимаете ли вы, что значит обладать "всем
светом”? Вот и Кай не понимает — это для него
слишком большие и слишком общие слова. Тогда
Снежная королева на всякий случай добавляет
насчёт новых коньков — это должно понравиться
каждому датскому мальчишке.
Но что же нам хочет подсказать автор? Что по
закону наибольшего контраста все великие дела
начинаются с малых. Божественные чудеса — с
будничных добрых поступков. Дьявольские
преступления — со злых насмешек. Так же и с
новыми коньками.
Кто же не хочет завладеть хорошей вещью?
Каждому хочется что-то иметь, чем-то пользоваться
по своему усмотрению. Но для дьявола вещь —
только предлог. Ему важно внушить своей жертве
страсть к обладанию, привычку к словам "хочу”,
"иметь” и "моё”. А дальше — по уже знакомой нам
пословице: "От малой искры большой пожар”.
Пусть жертва сначала научится гордиться своей
вещью: "мои коньки”. А затем пусть учится
говорить всё с большей и большей гордостью: "мои
владения”, "мои люди”, "хочу ещё”, "всё должно
быть моё”. Обманутый дьяволом мальчишка скажет:
"хочу иметь коньки”. А соблазнённому дьяволом
взрослому этого будет уже мало: он захочет
владеть, захочет всё большей и большей власти над
людьми. Наконец, "весь свет” — это уже масштаб
самого дьявола.
Получается, что Снежная королева в нескольких
словах показывает Каю начало и конец страшного
пути. Начало — себялюбивое мальчишеское
"хотение”, конец — дьявольская страсть
захватить "весь свет”.
Тут надо вспомнить, как ведёт себя Кай в первые
дни после ранения дьявольским стёклышком. Он
ведь не делает ничего страшного — проказничает,
придирается к словам, передразнивает соседей. Но
его поведением уже управляет дьявол, начинает
вести его по страшному пути.
Однако как ни хитёр был замысел дьявола, он всё
же не удался.
В связи с этим — последний вопрос: почему Кай не
мог сложить слова "вечность”, когда был во
власти Снежной королевы, и смог, когда его
расколдовала Герда?
Не так уж трудно догадаться: если Кай сложит
слово "вечность” по заданию Снежной королевы и
дьявола, то душа его погибнет навеки. Пока же она
хотя бы немного жива, страшное слово никак не
складывается.
Но это ещё не всё объяснение. Подумаем: что
такое "вечность” в понимании Снежной королевы?
Подсказку находим в эпизоде похищения Кая. Перед
тем как волшебные сани взвились в небо, Кай
"устремил свой взор в бесконечное воздушное
пространство”.
"Вечность”, "бесконечность” — Снежная
королева как будто диктует Каю научные понятия.
Однако может ли мальчик представить, что это
такое? Не может. Вот поэтому и не складывается у
него слово "вечность”.
Но когда Герда освободила Кая от злых чар, всё
изменилось. Теперь это слово уже означало не
вечную смерть, а вечную жизнь, вечное спасение. И
Кай легко сложил заветное слово.
Кто-то может возразить: "Но божественную
вечность так же трудно представить, как и
вечность Снежной королевы”. Что на это ответить?
Положим, нам, действительно, трудно это
представить. Однако не забывайте: нам важно
понять не только себя, но и мысль Андерсена,
человека другой эпохи. А Андерсен считал, что
божественная вечность — это так же ясно и просто,
как розы, бабушка и отчий дом. Тем более для
ребёнка: ведь слово "жизнь” для него гораздо
понятнее, чем "смерть”, слово "навсегда”
гораздо понятнее, чем "никогда”.
Отсюда и мораль Андерсена: с Богом человек у
себя дома, а с дьявольским "ледяным разумом” —
как дитя, потерявшееся в "бесконечном
пространстве”.
Задания
- В каких эпизодах «Снежной королевы» действуют
законы народной сказки? Приведите примеры и
назовите законы.
- Можно ли в «Снежной королеве» найти схему
сказочных приключений, характерную для народной
сказки? Попробуйте составить такую схему.
- Найдите примеры иронии в тексте сказки (помимо
уже упомянутых).
- Найдите в сказке примеры метафор и сравнений.
Действует ли на эти метафоры и сравнения закон
всесильного слова? Если да, то приведите примеры.
- Найдите, в каких эпизодах сказки появляются
ангелы. Почему они появляются?
- Найдите, в каких эпизодах появляются в сказке
розы. Что означают розы? Чему они
противопоставлены?
- Поиграйте в игру «А что это значит?»
самостоятельно. Обратите внимание на один
эпизод. В самом начале сказки Кай хвастливо
грозит Снежной королеве: "Я посажу её на тёплую
печку, вот она и растает!” Вопрос: растает ли
Снежная королева на печке? Обоснуйте ответ.
Подсказка: помните, куда летала Снежная
королева в то время, когда в её чертоги пришла
Герда? Свяжите два эпизода.
- Почему Герда должна лишиться своих красных
башмачков? Почему она должна отправиться к
чертогам Снежной королевы полуголая и босая?
- Почему у маленькой разбойницы печальные глаза?
- Самостоятельно найдите в сказке загадочные
детали. Придумайте к ним вопросы. Попробуйте
найти ответы на эти вопросы.
- Сравните две сказки: как «Гадкий утёнок» и
«Снежная королева» говорят о жизни и смерти? В
чём сходство и в чём различие?
|