Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 07:22:42
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Тема неволи у Лермонтова
09.10.2011, 11:46:49

Стихотворения «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание», включённые в программу по литературе в восьмом классе, идейно близки поэме «Мцыри» и потому к ним надо обязательно обратиться на уроке для более глубокого постижения как самой поэмы, так и лирических произведений последних лет.

Работая над темой, я пользовалась книгой «Читаем, думаем, спорим», авторы-составители которой Г.И. Беленький и О.М. Хромова предлагают, наряду со стихотворением «Сосед» (1837), помещённым в учебнике, проанализировать одноимённое стихотворение, написанное в 1830–1831 годах, а также сопоставить «Желанье» (1832) и «Узник» (1837).

Материалы урока, ход работы над лирическими произведениями в классе с углублённым изучением литературы мне хотелось бы предложить вашему вниманию.

Предварительное задание включало следующие вопросы:

1. Сравните стихотворение «Сосед» (1830–1831) и «Сосед» (1837). Какое настроение их объединяет?
2. Чем по содержанию более позднее стихотворение отличается от раннего?
3. Каким вы увидели лирического героя в этих стихотворениях?
4. Что объединяет его и соседа?
5. Из скольких предложений состоит каждое из стихотворений?
6. К каким художественно-изобразительным средствам обращается поэт?

Задание к стихотворениям «Желанье» (1832) и «Узник» (1837):

1. Чем отличается более позднее стихотворение от раннего?
2. В какой обстановке действует лирический герой? Как это его характеризует?
3. Проследите, как фантастические мечты героя первого стихотворения сменяются зарисовками реального тюремного быта.
4. Почему в стихотворении «Желанье» поэт использует в качестве сказуемого глаголы второго лица, а в «Узнике» обращается к первому?
5. К каким художественно-изобразительным средствам прибегает поэт в этих произведениях?

Анализ любого стихотворения начинается с истории его создания. Иногда понять произведение помогают факты биографии поэта или писателя. Хороший комментарий дан в книге «Читаем, думаем, спорим». Нас интересуют 1837 год (это год, когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», написал стихотворения «Сосед», «Узник») и 1839 год (в этот год поэма «Мцыри» была закончена). Запишем на доске эти две даты и прокомментируем их.

1837 год – поэта посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта». Позже Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.

1839 год – дуэль поэта с де Барантом, военный суд, содержание под арестом, а затем гауптвахта на Литейном. Совпадение этих дат в жизни и творчестве поэта, конечно, не случайно.

Вглядимся попристальнее в героев лирических произведений М.Ю. Лермонтова этих лет.

Герой стихотворения «Сосед» (1830–1831) очень одинок, ему духовно близок только один человек – его "бедный сосед”, которого он видит "через садик небольшой, между ветвей древесных”. Чем же он близок ему? Он, как и лирический герой, одинок, безразличен к общественному мнению:

Прохожие об нём различно судят,
И все его готовы порицать,
Но их слова соседа не принудят
Лампаду ранее иль позже зажигать.

Присутствие духовно близкого человека наполняет "мятежную душу” лирического героя "таинственной отрадой”, между ним и соседом как будто протянуты незримые нити:

И мнится мне, что мы друг друга понимаем,
Что я и бедный мой сосед,
Под бременем одним страдая, увядаем,
Что мы знакомы с давних лет.

Свою радость от встречи с соседом герой называет "таинственной”, потому что никто не знает об этом, даже сам сосед. Главное в единении двух людей – родство душ, родство мыслей.

Особого пояснения требуют строки:

...его простая келья
Чужда забот и светского веселья,
И этим нравится он мне.

"Келья, – читаем мы в словаре С.И. Ожегова, – отдельная комната монаха в монастыре”. Образ "простой кельи” призван подчеркнуть одиночество соседа, его стремление уйти от мирской каждодневной суеты ("чужда забот”), незатейливых развлечений светского общества ("светского веселья”).

Строки эти написаны совсем юным поэтом, но нет сомнений, что лирический герой «Соседа» близок М.Ю. Лермонтову, что поэт тоже страдал от непонимания и одиночества, считал своё существование "увяданием” ("под бременем одним страдая, увядаем”).

Если какой-либо из этих нюансов учащимися не будет замечен, то можно обратить их внимание на эти нюансы при помощи следующих вопросов:

1. Почему сосед назван "бедным”, а его комната "кельей”?
2. Каков смысл строк: "...прохожие об нём различно судят”?
3. Почему жизнь соседа "чужда забот”?
4. Что можно сказать о лирическом герое?
5. Почему "отрада”, появляющаяся в душе поэта, названа "таинственной”?
6. Как понимаете строки: "Под бременем одним страдая, увядаем, // Что мы знакомы с давних лет”?

Теперь обратимся ко второму стихотворению «Сосед» (1837). В нём, кроме лирического героя и соседа, появляется ещё одно действующее лицо – часовой.


Действие происходит в тюрьме и разделяет наших героев каменная стена, а после – "тайна”. Таким образом, герой не видит соседа, а лишь слышит его тоскливое пение.

Лирический герой не знает ничего о том, кто находится рядом с ним за тюремной стеной, но этот человек ему близок как никто другой:

Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный.

Определение "бедный” сменяется определением "печальный”, потому что к чувству одиночества и непонимания прибавилось осознание несвободы. Тюремная обстановка усиливает эти ощущения, она угнетает и давит. Отметим детали тюремного быта: сырая стена, мрачная тишина, тоской исполненные звуки, часовой у дверей. Лирический герой чувствует полную безысходность:

...навеки мы разлучены с тобой...

Даже "зари румяной полусвет” со своим прощальным приветом попадает в окно тюрьмы, "умирая”. Два сравнения – "звуки чередой, // Как слёзы, тихо льются, льются”; "слёзы из очей, // Как звуки, друг за другом льются” – в конце третьей и четвёртой строф не только связывают воедино все части стихотворения, но и как бы очерчивают тот жизненный круг, из которого вырваться нашим героям невозможно.

И всё-таки интонация последней строфы меняется, потому что неволя ещё не убила в человеке лучшее: надежду, любовь, желание страстей. Анализируя стихи, можно поставить такие вопросы:

1. В какой обстановке происходит действие?
2. Сколько действующих лиц в стихотворении?
3. Почему сосед назван "печальным”?
4. Что изменилось в отношении героя к своему соседу? Почему он испытывает к этому человеку более глубокие чувства?
5. Как понимаете строки: "...разлучены с тобой // Стеной теперь – а после тайной?”
6. Каким настроением проникнуто стихотворение?
7. Как меняется интонация последней строфы?
8. Какую роль играет анафора в последней строфе?
9. Из скольких предложений состоит стихотворение? В чём особенность предложений?
10. Назовите сравнения. Чем они интересны?
11. Почему слово "льются” повторяется три раза?

В названных стихотворениях много общего: герой и сосед не знают друг друга, хотя их духовная близость несомненна, их роднят взгляды на жизнь. Только бесконечное одиночество, а потом и неволя заставляют почувствовать родство души с тем, кого видишь "чрез садик небольшой”, чьё пение слышишь за тюремной стеной.

В то же время стихотворения различаются некоторыми деталями. Эти параллели можно представить в виде таблицы, ответив на вопросы:

1. Где происходит действие?
2. Сколько героев в каждом стихотворении?
3. Что их разделяет?
4. Какие чувства испытывает лирический герой к своему соседу?
5. Как происходит общение?
6. Какие чувства вызывает общение у лирического героя в каждом случае?

«Сосед» (1830–1831)

1. Действие происходит на воле.
2. Два героя – лирический герой и сосед.
3. "Чрез садик небольшой,
      между ветвей древесных, //
      Могу заметить я”.
4. "И этим нравится он мне”.
5. "И только я увижу свет  лампады, //        Сажусь тотчас у своего окна”.
6. "И в этот миг таинственной отрады // Душа моя мятежная полна”.

«Сосед» (1837)

1. Действие происходит в тюрьме.
2. Лирический герой, сосед и часовой.
3. "...разлучены с тобой //
Стеной теперь – а после тайной”.
4. "Люблю тебя, как
    друга юных лет...”
5. "...чело склонив к сырой
     стене, // Я слушаю...”
6. "И лучших лет надеждыи любовь, //
В груди моей всё оживает вновь, // И мысли далеко несутся”.

К какому же выводу можно прийти, проделав эту работу? Пространственное расстояние между людьми стало меньше, но тюремная стена – непреодолимая преграда. Она обострила все чувства лирического героя – сильнее становится ощущение одиночества, роднее и ближе человек, поющий тоскливую песню.

Интересен синтаксис стихотворения «Сосед» (1837). В последней строфе использована анафора. Она призвана подчеркнуть, какие чувства охватывают героя одновременно: это и надежды на лучшее в будущем, и любовь, и мечты.

Последние стихи третьей и четвёртой строф придают всему произведению интонационную и логическую завершённость и цельность:

...и звуки чередой, как слёзы, тихо
                                   льются, льются.
...и слёзы из очей, как звуки, друг
                               за другом льются.

"Звуки... как слёзы” и "слёзы... как звуки...” Ощущение тоски, которой исполнены звуки, становится ещё пронзительнее от этого сравнения: "слёзы, как звуки”.

Повторение слова "льются” передаёт беспрерывность действия, многоточие в конце третьей строфы оставляет впечатление недосказанности, усталости.

В этом стихотворении всего четыре предложения. Два предложения включают в себя по шесть строк, а одно, самое большое, девять. Сложные синтаксические конструкции помогают выразить всю полноту и глубину переживаний лирического героя. Душевная боль захлёстывает его и требует выхода.

Композиция стихотворения, его синтаксис подчинены одной цели – передать всю боль, тоску и стремление на свободу того, кто находится в неволе.

Следующий этап работы – сопоставление стихотворений «Желанье» (1832) и «Узник» (1837). Они начинаются одинаково:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

Кроме начала, их роднит, пожалуй, желание героя обрести свободу. В стихотворении 1832 года дано описание фантазий героя. Его мечты – это не идиллические картины покоя и умиротворения. Это желание жить, а не существовать, испытать всю полноту ощущений: проскакать на коне, проплыть по морю под парусом, "ознакомленным с грозой”, поспорить с "дикой прихотью пучин”. Как же эти мечты характеризуют лирического героя? Перед нами снова мятежная душа, жаждущая бури. Впрочем, это состояние с неменьшей силой выражено во многих стихах Лермонтова.

В «Парусе»: "А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой!”

В «К***» ("Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”):

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды,
И бурь земных и бурь небесных вой.

В «Графине Ростопчиной»:

...от цели благородной
оторван бурею страстей.

Процитирую для доказательства мысли ещё одну, последнюю строку: "Для чего я не родился // Этой синею волной?” («Для чего я не родился...»)

Обращает на себя внимание повторяющийся глагол "дайте”. Почти все предложения в «Желанье» побудительные. Благодаря глаголам повелительного наклонения стихотворные строки звучат упруго и энергично, слово "дайте” повторяется пять раз и таким образом подчёркивает силу желания свободы лирического героя. С этой же целью Лермонтов использует звуковую анафору, в которой повторяются лишь отдельные созвучия:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

В характере героя более всего подчёркивается его стремление к свободе, его желание поспорить с судьбой, бросить ей вызов. Но тема неволи звучит и здесь:

Отворите мне темницу...
...........................
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

Анализируя стихотворение, можно предложить следующие вопросы на восприятие:

1. Что собой представляет содержание «Желанья»?
2. Как мечты лирического героя характеризуют его?
3. Найдите повторяющиеся слова. Какова их роль?

Обратимся теперь к стихотворению «Узник». Лирический герой находится в темнице, и черты тюремного быта обозначены более чётко: высокое окно тюрьмы, тяжёлая дверь с замком, "стены голые кругом”, "за дверями // Звучномерными шагами // Ходит в тишине ночной // Безответный часовой”. Снова, как и в стихотворении «Сосед» (1837), появляется часовой. Лирический герой понимает, что его мечты о свободе призрачны:

Черноокая далёко
В пышном тереме своём;
Добрый конь в зелёном поле...

Нет места надежде и фантастической мечте, как в стихотворении «Желанье».

Одинок я – нет отрады...

Чувства героя обострены от сознания невозможности сделать что-нибудь, горечь разочарования звучит в каждой строке, в каждом слове.

Если в стихотворении «Желанье» преобладают глаголы второго лица, то в «Узнике» – глаголы первого лица:

Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Поэтому личность лирического героя в «Узнике» обозначена более ярко, он более реален. Переход от фантастических мечтаний к зарисовкам реального тюремного быта – это переход от иллюзий к суровой действительности.

Работу над текстом «Узника» можно провести, поставив дополнительные вопросы:

1. Чем отличается лирический герой «Узника» от своего собрата по несчастью из «Желанья»?
2. Какие строки стихотворения подтверждают неосуществимость мечты героя?
3. С какой целью в «Узнике» автор использует глаголы первого лица?

Для того, чтобы показать, как средства языка помогают добиться большей выразительности, сопоставим ещё раз оба стихотворения:

1. Чем различаются первые строфы «Желанья» и «Узника»?
2. Каковы предложения по цели высказывания в данных стихах?
3. Отыщите сказуемые. Определите их лицо. Какова роль сказуемых?

«Желанье»

1. Первая строфа – предложение повествовательное.
2. Все предложения побудительные (побуждают к действию, носят оптимистический характер).
3. Все глаголы во втором лице (я пущуся – всего в одном предложении).

«Узник»

1. Первая строфа – предложение восклицательное.
2. Побудительное предложение всего одно. Все остальные повествуют о несвободе и одиночестве.
3. Преобладают сказуемые, выраженные глаголом первого лица. Подлежащее "я” использовано дважды.

Талант поэта заключается не только в том, что он сумел найти для выражения чувств человека, попавшего в неволю, нужные слова, но и необходимые языковые средства. Строки «Узника» продиктованы более сильным чувством, герой сам повествует о себе и своих переживаниях.

После аналитической работы над текстом стихотворений делаем вывод о том, что в поздних произведениях Лермонтова «Сосед» и «Узник» мотивы неволи, узничества звучат в полную силу. К чувству одиночества, испытываемому героем, прибавляется разочарование, печаль от невозможности обрести свободу. Конечно же, это связано с фактами биографии Лермонтова. Страстное желание свободы отразилось и в поэме «Мцыри», писавшейся в эти годы, в других стихах поэта («Пленный рыцарь», «Соседка»).

Анализ ранних лирических произведений поэта и стихотворений, созданных незадолго до смерти, во многом может подвести ребят к пониманию трагедии жизни и творчества великого русского поэта.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець | Теги: занимательный урок, викторина, методическая разработка, зарубежная литература в школе, учителю-словеснику, неделя литературы в школе, веселый урок
Просмотров: 1940 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0