Цели урока:
1.Обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»;
2. Развивать речь учащихся, их словарный запас, логическое мышление
3. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
I
.Организация на урок.
1) Приветствие.
2) Проверка рабочего места.
3) Сообщение темы и цели урока: «Сегодня мы поиграем в
КВН.
-Кто–то стучит к нам в дверь.
-Кто к нам пришел?
-Это сказочные герои.
Первый глашатай: Здравствуйте гости, дорогие!
Второй глашатай: Веселья вам да радости.
Первый глашатай: Давно мы вас ищем да поджидаем, праздник
не начинаем.
Второй глашатай: Припасли мы вам забавушек на всякий
вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Первый глашатай: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли
слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы отправляемся в
путешествие по стране «Устное народное творчество».
Второй глашатай: Что означают слова устное народное
творчество?
Первый глашатай: Какие сказочные, волшебные средства
передвижения вы знаете? На чем ездил Емеля Дурачок?
Второй глашатай: Мы тоже будем путешествовать на печи.
Кто помнит заклинания?
Первый глашатай: Чтобы начать игру, нам надо произнести
заклинания!
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию « Представление команд».
Первый глашатай: Команды представьтесь!
II.
Основная часть урока Ход игры
1. Представление команд
- Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству.
Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете дружить,
помогать друг другу.
- У нас играют 2 команды: «Конек-горбунок» и
«Сивка-бурка». Представляю вам жюри... (Это могут быть приглашенные
учителя, родители или старшеклассники.) 2
. Конкурсы
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию « Кроссворд».
Конкурс 1. «Кроссворд»
- Народное искусство слова - песни, загадки, пословады,
сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд (стр. 51 учебника), и
вы узнаете, как еще называют народное творчество (в переводе с
английского языка это слово означает «народная мудрость знание»).
(1)
- Условие: каждый игрок работает со своим учебником,
задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее
заполнит кроссворды. Время пошло! (2)
- Кто был хозяином Жар-птицы? (3)
- В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»? (4)
- Помнишь ли ты имя героини, которую хотела
погубить ведьма?
- О ком сказано: «...бежит, земля дрожит, из ушей
дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? (5)
- К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя
Кусмана? (6)
- Как звали невесту Иванушки-дурачка? (7)
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (8)
- Благодаря какому предмету Елена Прекрасная
узнала своего жениха? (9)
Ответы к кроссворду: 1. Афронт. 2. Козленочек.
3. Аленушка 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые.
8. Перстень. Народное творчество еще называют фольклор.
Конкурс 2. «Виды фольклора»
-
Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно
больше
видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время
пошло!
(Дети записывают: песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка,
считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.) Конкурс 3. «Закончи пословицу»
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай, печь,
на станцию «Закончи пословицу». - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее
закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде.)
- Труд человека кормит, а ... (лень портит.)
- Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)
- Кто других не любит,... (сам себя губит.)
- Кончил дело-... (гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а ... (от труда
здоровеет.)
- Худо тому, кто ... (добране делает никому^)
- Сам потерпи, а ... (другого не выдай.)
-Учись доброму,... (худое на ум не пойдет.)
Конкурс 4. «Узнай героя и его сказку».
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию «Узнай героя и его сказку». Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
" Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок.)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... («Три поросенка».)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению».)
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-... (Лягушка.)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь».)
«Не пей, Иванушка, если устанешь...»
Л братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!»
-Плачет... (Сестрица Аленушка.)
Конкурс 5. «Лейся,
песня!»
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию «Лейся, песня!»
- Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись
хором де
тей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых
днях,
дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички.
Какая команда сочинит больше интересных песенок-закличек
(за 5-7 минут). Конкурс 6. «Что такое сказка?»
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию «Что такое сказка?»
Задание 1.
- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут
опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это
определение?
(Например: Сказка - это произведение, в
котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в
уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом
конкурсе. Задание 2.
-
Определите зачины и концовки:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве...»
«Жили-были...»
«Стали они жить-поживать и добра наживать...»
«Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не
попало...» III
. Проверка домашнего задания.
Второй глашатай: По щучьему веленью, по нашему хотенью,
ступай, печь, на станцию «Домашнее задание». Конкурс 7.
«Домашнее задание» -
Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок
представления русского народа о самых хороших чертах характера.
События в сказке происходят таким образом, чтобы
многократно
испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к
людям и животным.
- Давайте посмотрим сказки, которые сочинили и
инсценировали
вы сами: «Гуси -лебеди» и «Лиса, Кот и Петух».
(Дети показывают сказки.) IV
. Подведение итогов
Жюри подводит итоги. |