У интегрированных уроков литературы и
географии есть одно неоспоримое
достоинство: они интересны детям. Благодаря
слиянию двух дисциплин ребята глубже
воспринимают содержание прочитанного
произведения, рельефнее представляют себе и
сюжет, и героев. Особенно понравился нашим
шестиклассникам урок по рассказу Джека Лондона
«Любовь к жизни». Когда они по карте проследили
путь, проделанный героем рассказа, измерили его
ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в
настоящее изумление. И сочувствие их герою было
огромным.
Готовясь к уроку, мы
решили для начала соотнести задачи, которые мы
ставим перед собой как учителя. Пришли к выводу,
что для нас важно будет рассмотреть содержание
рассказа, определить роль пейзажа в
произведении, расширить знания учащихся о
географическом положении Аляски, показать
влияние природы на судьбу героя. Хотелось бы
также продемонстрировать ученикам взаимосвязь и
взаимодополнение школьных дисциплин через
призму творчества Джека Лондона, интегрировать
художественный текст с конкретным
географическим пространством. Кроме того, нельзя
забыть о развитии устной речи и о формировании
навыка работы с географической картой.
Для урока нам потребовались — помимо текста
рассказа — физическая и климатическая карта
Северной Америки, карта природных зон,
зоогеографическая и почвенная карта мира,
рисунки учащихся, нитки, фломастеры, длинная
линейка, календарь погоды.
Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского
историка Томаса Карлейля: «Насколько человек
побеждает страх, настолько он человек». Опишем
теперь ход самого урока — так, как он получился у
нас в реальности.
Учитель литературы. Ребята, сегодня на урок
литературы мы пришли в кабинет географии. Вы
спросите почему? Потому что урок наш необычный.
Надеемся, что вы и сами увидите это по ходу
работы.
Мы будем говорить о рассказе американского
писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» (1906). У
кого из вас в домашней библиотеке есть книги
этого писателя? (Ответы учащихся.)(Поднимают руки.) Что именно
читали и как оцениваете? (Короткие ответы
учащихся.) Кто из вас
читал эти книги?
Мы впервые говорим о Джеке Лондоне на уроке,
поэтому сначала познакомимся с самим писателем.
Сообщение о Джеке Лондоне (1876–1916) (индивидуальное
задание).
В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли
золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого
безмолвия, пустынной и холодной, вдруг
показались землёй богатой и щедрой тысячам
бедняков и тем, кого называют прирождёнными
романтиками.
Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий
писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать
золотоискателем, Лондон перепробовал множество
профессий: он был разносчиком газет, рабочим на
консервной фабрике, матросом на шхуне,
гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда
помешала ему завершить учение. Его университетом
стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать
о ней миру.
На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там
ценнейший материал для своих рассказов, которые
познакомили американцев с Севером. Оледенелые
бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа,
долгие полярные ночи, споры, где побеждает
сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, — в
таких условиях жили и боролись герои «Северных
рассказов».
О противоборстве человека и природы, о мужестве
и стойкости написан один из самых знаменитых
рассказов писателя — «Любовь к жизни». Также
рассказ этот о страшных последствиях
предательства (путь героя оказался в воле рока
после того, как его бросил товарищ).
Законы природы у Джека Лондона суровы, но
справедливы. Беда приходит только тогда, когда
человек отступает от этих законов, становится
богатым и жадным и стремится установить
неравенство. Об этом говорится и в «Северных
рассказах», и в повести «Белый Клык», и в других
произведениях писателя.
— Какие события из жизни писателя легли в
основу рассказа? (Ответы учащихся.)
А сейчас узнаем, насколько внимательно вы
читали рассказ.
Ответьте на вопросы викторины.
1. Сколько спичек было у главного героя? (67
спичек.)
2. Сколько золота нёс с собой главный герой? (15
фунтов = 6 кг.)
3. Чего не было в тайнике, к которому
стремились герои?
Патроны, крючки и лески, бинокль, компас,
маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы. (Не
было бинокля и компаса.)
4. Что произошло с Биллом? (Погиб, его съели
волки.)
5. Как герой узнал, что кости принадлежат
Биллу? (По кожаному мешочку.)
6. Куда наш герой прятал сухари? (В матрас, в
подушку.)
Читатели вы внимательные. А с каким настроением
вы читали рассказ? (Ответы учащихся.)
Действительно, рассказ рождает грустное
настроение. Мне, как читателю, ещё грустнее от
того, что в наших учебниках практически
отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу.
Поэтому, когда я узнала, что на уроках рисования
вы иллюстрируете книгу, я попросила вас
выполнить рисунки к этому произведению. (Учащийся
показывает свой рисунок классу, ребята
пересказывают эпизод, изображённый на нём.
Советуем заранее составить очерёдность показа
рисунков, сопоставив их с сюжетом произведения.)
Теперь, когда "белых пятен” в содержании не
осталось, вы сможете ответить на следующие
вопросы.
— Как ведётся повествование? В чём
особенность?
(Повествование ведётся от третьего лица. Но
создаётся впечатление, что автор находится очень
близко к своим героям.)
— Как вы поняли, что герои прошли уже большое
расстояние?
(Прихрамывали, зашатался.)
— Почему Билл не оглянулся, когда товарищ
вывихнул ногу?
(Не захотел дополнительных трудностей,
испугался.)
— Как реагирует наш герой на предательство
товарища?
(Не верит.)
— Почему автор не дал имени главному герою?
(Самое важное — характер.)
— Всех ли героев рассказа мы перечислили?
Билл ушёл, наш герой остался один… Или не один?
Есть ещё кто-то?
(Да, природа.)
Вот об этой северной природе пришло время
поговорить. Передаю слово учителю географии.
Учитель географии. Итак, изначально маршрут
золотоискателей был намного длиннее: они
собирались идти к югу до Большого Медвежьего
озера. Переправившись через него, они хотели
устремиться на восток, до Гудзонова залива — там
было наибольшее на то время количество факторий
(поселений). В районе реки Диз у путешественников
был схрон с запасом продуктов питания. Они уже
два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло
две недели, как герой сбился с пути, поэтому
маршрут изменился.
Путешественники вышли к устью реки Коппермайн,
которая впадает в залив Коронации. И там
совершенно случайно оказалось китобойное судно
«Бедфорд» с представителями научной экспедиции
на борту. Двое учёных и спасли героя рассказа.
В тетрадях по географии записываем название
практической работы «Оценка природных условий
на пути следования героя произведения Джека
Лондона "Любовь к жизни”». К доске
вызывается один учащийся, который будет работать
с картой и просчитывать длину пути главного
героя.
Пока ведётся работа с картой, мы обсудим, в
каких суровых природных условиях шёл наш герой
(для этого используем приготовленные карты).
Герой двигался в пределах Северного полярного
круга: от 67о северной широты до 69–70о
северной широты. Что можно сказать про эту
территорию?
1. Рельеф. Какой рельеф вы представили по
рассказу? (По карте — от 0 до 500 м, то есть рельеф
равнинный: низменности и возвышенности, холмы.)
2. Климат. Описывается июль–август — а
это самый тёплый период в году. Но средняя
температура этого времени года здесь +8оC.
— Ребята, посмотрите в наши календари погоды
и скажите, когда у нас в Сибири бывает
среднемесячная температура +8о? (Октябрь.)
— Давайте опишем погоду этого периода. (Осадки:
снег и дождь.)
— Как мы одеваемся в это время? (Тёплая
одежда, сапоги.)
— А что было на герое? (Ответы учащихся.)
3. Природная зона. Тундра и лесотундра —
территория, открытая для свободного
проникновения воздушных масс с Северного
Ледовитого океана. Плюс к этому — низкие средние
температуры лета и зимы, плюс большое количество
озёр, рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена
влагой, но из-за низких температур она оттаивает
в летний период только на несколько десятков
сантиметров — от 10 до 30 см. А на остальной
территории — вечная мерзлота.
— Может ли здесь вырасти большое дерево? (Конечно,
нет.)
Как мы понимаем, корневая система крупных, даже
средних по размеру растений не может
существовать в таких условиях, потому наш герой
встречает на своём пути растительность, присущую
этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые
кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу
появляется камыш.
4. Животный мир. В данной природной зоне
водятся (работа с картой) медведи, олени,
песцы, лисицы, куропатки. Волки приходят сюда
лишь летом на совсем короткий период. Вот почему
Билл, который ушёл вперёд, съеден волками. Потом,
с наступлением холодов, они мигрировали. Остался
только один больной волк, который обречён на
гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.
А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в
этих условиях. Не забудьте учесть, что он был
истощён, очень ослаб, нёс груз 12 килограммов.
Вспомним, что последние километры он преодолевал
с большим трудом и проходил в день 2–3 мили
(1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в
час.
(Учащиеся по карте измеряют ниткой путь
главного героя. Полученную длину нити в
сантиметрах умножают на масштаб карты.
Приблизительное полученное расстояние — 940
километров. Можно для наглядности сопоставить
его с размерами той области, в которой живут
ученики. Например, Кемеровскую область герой
рассказа "пересёк” дважды: с севера на юг и
обратно. Такие моменты обыкновенно поражают
учеников, для которых единицы измерения часто
остаются абстракциями.)
Слово берёт учитель литературы. В
художественном произведении описание природы
или, другими словами, пейзаж нужен не только для
того, чтобы мы представили место и время
действия, но и для того, чтобы мы могли лучше
понять и состояние героя, и оценку автора,
даваемую всему происходящему. Посмотрим на
пейзаж в рассказе с этой точки зрения.
А) Первый отрывок: "Он взобрался на
небольшой холмик и осмотрелся кругом…”
— Какой цвет преобладает в пейзаже и почему?
Почему в этом пейзаже нет солнца?
(Настроение героя соответствует пейзажу —
ему грустно, страшно. Полная неизвестность — вот
что ожидает героя.)
Б) Второй отрывок: "Он проснулся озябший
и больной…”
— Что изменилось в пейзаже?
(Серый цвет ещё больше сгустился, настроение
стало совершенно безрадостным, надежда на
спасение становится всё призрачней.)
В) Третий отрывок: "Долгое время он лежал
неподвижно…”
— Какие изменения помогают понять состояние
героя?
(Появилось солнце, оживились цвета, значит,
появилась надежда на спасение.)
Ещё несколько дополнительных вопросов для
беседы.
— Во время своего путешествия герой
встречается со многими животными. Но самая
острая встреча… С кем?
(С волком.)
— Почему в этой смертельной схватке
умирающий, обессилевший человек одерживает
победу над волком? Какое значение, по-вашему,
имеет этот эпизод в развитии действия?
(Кульминация произведения, теперь ясно, что
герой не погибнет.)
— Почему герой рассказа оказался
победителем?
— В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»?
Почему он так называется?
— Вам известны многие произведения о смелых
и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ
«Любовь к жизни» от них отличается?
Итог урока подводим коллективно.
Рассказ «Любовь к жизни» — рассказ о
мужественном человеке, который выстоял в таким
страшным испытаниях, как одиночество,
предательство друга и борьба с суровой северной
природой. Самое главное — герой преодолел себя,
свой страх, свою боль.
Домашним заданием может стать небольшое
сочинение на тему «Вернётся ли наш герой за
золотом?». |