Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 15.05.2024, 13:40:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Урок литературы – в кабинете географии
13.12.2010, 10:36:18

У интегрированных уроков литературы и географии есть одно неоспоримое достоинство: они интересны детям. Благодаря слиянию двух дисциплин ребята глубже воспринимают содержание прочитанного произведения, рельефнее представляют себе и сюжет, и героев. Особенно понравился нашим шестиклассникам урок по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Когда они по карте проследили путь, проделанный героем рассказа, измерили его ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в настоящее изумление. И сочувствие их герою было огромным.

Готовясь к уроку, мы решили для начала соотнести задачи, которые мы ставим перед собой как учителя. Пришли к выводу, что для нас важно будет рассмотреть содержание рассказа, определить роль пейзажа в произведении, расширить знания учащихся о географическом положении Аляски, показать влияние природы на судьбу героя. Хотелось бы также продемонстрировать ученикам взаимосвязь и взаимодополнение школьных дисциплин через призму творчества Джека Лондона, интегрировать художественный текст с конкретным географическим пространством. Кроме того, нельзя забыть о развитии устной речи и о формировании навыка работы с географической картой.

Для урока нам потребовались — помимо текста рассказа — физическая и климатическая карта Северной Америки, карта природных зон, зоогеографическая и почвенная карта мира, рисунки учащихся, нитки, фломастеры, длинная линейка, календарь погоды.

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского историка Томаса Карлейля: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек». Опишем теперь ход самого урока — так, как он получился у нас в реальности.

Учитель литературы. Ребята, сегодня на урок литературы мы пришли в кабинет географии. Вы спросите почему? Потому что урок наш необычный. Надеемся, что вы и сами увидите это по ходу работы.

Мы будем говорить о рассказе американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» (1906). У кого из вас в домашней библиотеке есть книги этого писателя? (Ответы учащихся.)(Поднимают руки.) Что именно читали и как оцениваете? (Короткие ответы учащихся.) Кто из вас читал эти книги?

Мы впервые говорим о Джеке Лондоне на уроке, поэтому сначала познакомимся с самим писателем.

Сообщение о Джеке Лондоне (1876–1916) (индивидуальное задание).

В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками.

Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем, Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить учение. Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру.

На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, — в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».

О противоборстве человека и природы, о мужестве и стойкости написан один из самых знаменитых рассказов писателя — «Любовь к жизни». Также рассказ этот о страшных последствиях предательства (путь героя оказался в воле рока после того, как его бросил товарищ).

Законы природы у Джека Лондона суровы, но справедливы. Беда приходит только тогда, когда человек отступает от этих законов, становится богатым и жадным и стремится установить неравенство. Об этом говорится и в «Северных рассказах», и в повести «Белый Клык», и в других произведениях писателя.

— Какие события из жизни писателя легли в основу рассказа? (Ответы учащихся.)

А сейчас узнаем, насколько внимательно вы читали рассказ.

Ответьте на вопросы викторины.

1. Сколько спичек было у главного героя? (67 спичек.)
2. Сколько золота нёс с собой главный герой? (15 фунтов = 6 кг.)
3. Чего не было в тайнике, к которому стремились герои?
Патроны, крючки и лески, бинокль, компас, маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы. (Не было бинокля и компаса.)
4. Что произошло с Биллом? (Погиб, его съели волки.)
5. Как герой узнал, что кости принадлежат Биллу? (По кожаному мешочку.)
6. Куда наш герой прятал сухари? (В матрас, в подушку.)

Читатели вы внимательные. А с каким настроением вы читали рассказ? (Ответы учащихся.)

Действительно, рассказ рождает грустное настроение. Мне, как читателю, ещё грустнее от того, что в наших учебниках практически отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу. Поэтому, когда я узнала, что на уроках рисования вы иллюстрируете книгу, я попросила вас выполнить рисунки к этому произведению. (Учащийся показывает свой рисунок классу, ребята пересказывают эпизод, изображённый на нём. Советуем заранее составить очерёдность показа рисунков, сопоставив их с сюжетом произведения.)

Теперь, когда "белых пятен” в содержании не осталось, вы сможете ответить на следующие вопросы.

— Как ведётся повествование? В чём особенность?

(Повествование ведётся от третьего лица. Но создаётся впечатление, что автор находится очень близко к своим героям.)

— Как вы поняли, что герои прошли уже большое расстояние?

(Прихрамывали, зашатался.)

— Почему Билл не оглянулся, когда товарищ вывихнул ногу?

(Не захотел дополнительных трудностей, испугался.)

— Как реагирует наш герой на предательство товарища?

(Не верит.)

— Почему автор не дал имени главному герою?

(Самое важное — характер.)

— Всех ли героев рассказа мы перечислили? Билл ушёл, наш герой остался один… Или не один? Есть ещё кто-то?

(Да, природа.)

Вот об этой северной природе пришло время поговорить. Передаю слово учителю географии.

Учитель географии. Итак, изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу до Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток, до Гудзонова залива — там было наибольшее на то время количество факторий (поселений). В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился.

Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорд» с представителями научной экспедиции на борту. Двое учёных и спасли героя рассказа.

В тетрадях по географии записываем название практической работы «Оценка природных условий на пути следования героя произведения Джека Лондона "Любовь к жизни”».  К доске вызывается один учащийся, который будет работать с картой и просчитывать длину пути главного героя.

Пока ведётся работа с картой, мы обсудим, в каких суровых природных условиях шёл наш герой (для этого используем приготовленные карты). Герой двигался в пределах Северного полярного круга: от 67о северной широты до 69–70о северной широты. Что можно сказать про эту территорию?

1. Рельеф. Какой рельеф вы представили по рассказу? (По карте — от 0 до 500 м, то есть рельеф равнинный: низменности и возвышенности, холмы.)

2. Климат. Описывается июль–август — а это самый тёплый период в году. Но средняя температура этого времени года здесь +8оC.

— Ребята, посмотрите в наши календари погоды и скажите, когда у нас в Сибири бывает среднемесячная температура +8о? (Октябрь.)

— Давайте опишем погоду этого периода. (Осадки: снег и дождь.)

— Как мы одеваемся в это время? (Тёплая одежда, сапоги.)

— А что было на герое? (Ответы учащихся.)

3. Природная зона. Тундра и лесотундра — территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому — низкие средние температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр, рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров — от 10 до 30 см. А на остальной территории — вечная мерзлота.

— Может ли здесь вырасти большое дерево? (Конечно, нет.)

Как мы понимаем, корневая система крупных, даже средних по размеру растений не может существовать в таких условиях, потому наш герой встречает на своём пути растительность, присущую этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу появляется камыш.

4. Животный мир. В данной природной зоне водятся (работа с картой) медведи, олени, песцы, лисицы, куропатки. Волки приходят сюда лишь летом на совсем короткий период. Вот почему Билл, который ушёл вперёд, съеден волками. Потом, с наступлением холодов, они мигрировали. Остался только один больной волк, который обречён на гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.

А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он был истощён, очень ослаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с большим трудом и проходил в день 2–3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час.

(Учащиеся по карте измеряют ниткой путь главного героя. Полученную длину нити в сантиметрах умножают на масштаб карты. Приблизительное полученное расстояние — 940 километров. Можно для наглядности сопоставить его с размерами той области, в которой живут ученики. Например, Кемеровскую область герой рассказа "пересёк” дважды: с севера на юг и обратно. Такие моменты обыкновенно поражают учеников, для которых единицы измерения часто остаются абстракциями.)

Слово берёт учитель литературы. В художественном произведении описание природы или, другими словами, пейзаж нужен не только для того, чтобы мы представили место и время действия, но и для того, чтобы мы могли лучше понять и состояние героя, и оценку автора, даваемую всему происходящему. Посмотрим на пейзаж в рассказе с этой точки зрения.

А) Первый отрывок: "Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…”

— Какой цвет преобладает в пейзаже и почему? Почему в этом пейзаже нет солнца?

(Настроение героя соответствует пейзажу — ему грустно, страшно. Полная неизвестность — вот что ожидает героя.)

Б) Второй отрывок: "Он проснулся озябший и больной…”

— Что изменилось в пейзаже?

(Серый цвет ещё больше сгустился, настроение стало совершенно безрадостным, надежда на спасение становится всё призрачней.)

В) Третий отрывок: "Долгое время он лежал неподвижно…”

— Какие изменения помогают понять состояние героя?

(Появилось солнце, оживились цвета, значит, появилась надежда на спасение.)

Ещё несколько дополнительных вопросов для беседы.

— Во время своего путешествия герой встречается со многими животными. Но самая острая встреча… С кем?

(С волком.)

— Почему в этой смертельной схватке умирающий, обессилевший человек одерживает победу над волком? Какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в развитии действия?

(Кульминация произведения, теперь ясно, что герой не погибнет.)

— Почему герой рассказа оказался победителем?

— В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»? Почему он так называется?

— Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» от них отличается?

Гороскоп Джека 
Лондона

Итог урока подводим коллективно.

Рассказ «Любовь к жизни» — рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таким страшным испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — герой преодолел себя, свой страх, свою боль.

Домашним заданием может стать небольшое сочинение на тему «Вернётся ли наш герой за золотом?».

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, занимательный урок, методическая разработка, зарубежная литература в школе, учителю-словеснику, неделя литературы в школе, веселый урок
Просмотров: 949 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0