Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 15.05.2024, 03:54:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

В каком году происходит действие романа «Мастер и Маргарита»?
14.01.2011, 11:49:27

Вопрос. В каком году происходит действие романа «Мастер и Маргарита»?

Ответ. Мир, созданный Булгаковым, настолько достоверен, что воспринимается читательским сознанием как абсолютно реальный. Этому способствует его явственная пространственная привязка, чуть ли не демонстративно заявленная в первой же фразе: "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах...” И во "вставном”, историческом, романе Ершалаим упоминается почти сразу же.

А вот временная привязка не столь очевидна, но магия достоверности рождает веру в её существование, которая и отправляет нас на поиски.

Первым делом мы цепляемся за пасхальные приметы. В московских главах, в отличие от ершалаимских, Пасха впрямую не упоминается, но о весеннем полнолунии речь идёт постоянно — с той поры как в главе 22 «При свечах» Коровьев рассказывает Маргарите про весенний бал полнолуния и предлагает стать его хозяйкой. Пасха же в церковном календаре "привязана” именно к весеннему полнолунию, а потому в светском солнечном календаре оказывается праздником "плавающим”, который в разные годы отмечается в разные дни. Следовательно, определив дату Пасхи в романе, можно было бы узнать и сам год.

Булгаков с обманчивой лёгкостью подкидывает нам решение этой задачки. Далеко ходить не надо: уже в четвёртом абзаце романа автор отмечает "первую странность этого майского вечера”. В чём там была странность, для целей нашего расследования неважно, а вот майский вечер даёт желанный ключ. Любая таблица пасхалий подтвердит, что при жизни Булгакова (после революции, естественно) Пасха в мае могла быть только в 1929 году.

Так что, ответ найден? Конечно, нет, иначе бы вопрос не оказался в рубрике «Со звёздочкой».

Если бы дело происходило именно в 1929 году, то Пасха отмечалась бы в воскресенье, 5 мая, а следовательно, Берлиоз и Бездомный встретились бы с Воландом в среду, 1 мая. Но всё прочее, что происходит в романе в этот день, никак не могло случиться в день великого советского праздника: ни погоня Бездомного, ни заседание правления МАССОЛИТа, ни подписание договора о гастролях Воланда в театре Варьете.

Противоречие усугубляется упоминанием троллейбуса, появившегося в Москве на регулярных маршрутах только в 1934 году, и паспортов, введённых в 1932 году. Бросается в глаза торгсин, с 1931 года открытый для населения ("Сзади уже напирала и сердилась публика”) и упразднённый в начале 1936 года. Ещё в главе 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота» "мелькает” архитекторский съезд, у которого "оторвал” балычок умнейший Арчибальд Арчибальдович и который на самом деле состоялся в 1937 году.

В общем, ничего не сходится. Романное время не соответствует историческому, и на поставленный вопрос ответа нет. Увы.

Но, как мы видим, вопрос о времени действия романа привёл нас к обнаружению и сравнению многочисленных примет времени. А при изучении «Мастера и Маргариты» в школе такие находки могут дать пищу для продуктивного обсуждения как самого литературного произведения, так и его исторического контекста.

Пройдёмся опять в том же порядке.

Тема Пасхи и полнолуния напрямую связана с христианской тематикой романа и может стать отправной точкой для её изучения. А сравнивая время действия в московских и ершалаимских главах, учащиеся легко обнаружат зеркальное соответствие их времени действия. Отсюда дорога к обсуждению композиции романа.

Реалии, раскопанные нами в процессе поиска, тоже показательны.

Москва растёт и развивается (троллейбус), что, впрочем, только усугубляет знаменитый "квартирный вопрос”, да и с продуктами питания не всё гладко (торгсин). Первый Всесоюзный съезд архитекторов напоминает нам о Первом съезде советских писателей, состоявшемся тремя годами раньше и объединившем всех "инженеров человеческих душ” под внимательным присмотром коммунистической партии и Сталина. У советских людей появились паспорта, ещё недавно считавшиеся орудием угнетения царского режима. По последнему поводу, возможно, уместно будет вспомнить «Стихи о советском паспорте» Маяковского и обратить внимание учащихся, что в них речь идёт о паспорте заграничном, необходимом лишь для выезда из страны.

Хорошим завершением разговора о времени действия романа могло бы стать обсуждение принципиальной разницы реального календарного времени и условного литературно-мифологического.

А в качестве постскриптума, годного, впрочем, и для эпиграфа, хочется привести диалог двух героев замечательной книжки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

— Мы сами знаем, что она (проблема) не имеет решения... Мы хотим знать, как её решать...

— Как же искать решение, когда его нет? Бессмыслица какая-то...

— Бессмыслица искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос...

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: занимательный урок, викторина, методическая разработка, зарубежная литература в школе, учителю-словеснику, веселый урок, неделя литературы в школе
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0