Вопрос. В каком году происходит
действие романа «Мастер и Маргарита»?
Ответ. Мир, созданный Булгаковым, настолько
достоверен, что воспринимается читательским
сознанием как абсолютно реальный. Этому
способствует его явственная пространственная
привязка, чуть ли не демонстративно заявленная в
первой же фразе: "Однажды весною, в час небывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах...”
И во "вставном”, историческом, романе Ершалаим
упоминается почти сразу же.
А вот временная привязка не столь очевидна, но
магия достоверности рождает веру в её
существование, которая и отправляет нас на
поиски.
Первым делом мы цепляемся за пасхальные
приметы. В московских главах, в отличие от
ершалаимских, Пасха впрямую не упоминается, но о
весеннем полнолунии речь идёт постоянно — с той
поры как в главе 22 «При свечах» Коровьев
рассказывает Маргарите про весенний бал
полнолуния и предлагает стать его хозяйкой.
Пасха же в церковном календаре "привязана”
именно к весеннему полнолунию, а потому в
светском солнечном календаре оказывается
праздником "плавающим”, который в разные годы
отмечается в разные дни. Следовательно,
определив дату Пасхи в романе, можно было бы
узнать и сам год.
Булгаков с обманчивой лёгкостью подкидывает
нам решение этой задачки. Далеко ходить не надо:
уже в четвёртом абзаце романа автор отмечает
"первую странность этого майского вечера”. В
чём там была странность, для целей нашего
расследования неважно, а вот майский вечер
даёт желанный ключ. Любая таблица пасхалий
подтвердит, что при жизни Булгакова (после
революции, естественно) Пасха в мае могла быть
только в 1929 году.
Так что, ответ найден? Конечно, нет, иначе бы
вопрос не оказался в рубрике «Со звёздочкой».
Если бы дело происходило именно в 1929 году, то
Пасха отмечалась бы в воскресенье, 5 мая, а
следовательно, Берлиоз и Бездомный встретились
бы с Воландом в среду, 1 мая. Но всё прочее, что
происходит в романе в этот день, никак не могло
случиться в день великого советского праздника:
ни погоня Бездомного, ни заседание правления
МАССОЛИТа, ни подписание договора о гастролях
Воланда в театре Варьете.
Противоречие усугубляется упоминанием
троллейбуса, появившегося в Москве на регулярных
маршрутах только в 1934 году, и паспортов,
введённых в 1932 году. Бросается в глаза торгсин, с
1931 года открытый для населения ("Сзади уже
напирала и сердилась публика”) и упразднённый в
начале 1936 года. Ещё в главе 28 «Последние
похождения Коровьева и Бегемота» "мелькает”
архитекторский съезд, у которого "оторвал”
балычок умнейший Арчибальд Арчибальдович и
который на самом деле состоялся в 1937 году.
В общем, ничего не сходится. Романное время не
соответствует историческому, и на поставленный
вопрос ответа нет. Увы.
Но, как мы видим, вопрос о времени действия
романа привёл нас к обнаружению и сравнению
многочисленных примет времени. А при изучении
«Мастера и Маргариты» в школе такие находки
могут дать пищу для продуктивного обсуждения как
самого литературного произведения, так и его
исторического контекста.
Пройдёмся опять в том же порядке.
Тема Пасхи и полнолуния напрямую связана с
христианской тематикой романа и может стать
отправной точкой для её изучения. А сравнивая
время действия в московских и ершалаимских
главах, учащиеся легко обнаружат зеркальное
соответствие их времени действия. Отсюда дорога
к обсуждению композиции романа.
Реалии, раскопанные нами в процессе поиска,
тоже показательны.
Москва растёт и развивается (троллейбус), что,
впрочем, только усугубляет знаменитый
"квартирный вопрос”, да и с продуктами питания
не всё гладко (торгсин). Первый Всесоюзный съезд
архитекторов напоминает нам о Первом съезде
советских писателей, состоявшемся тремя годами
раньше и объединившем всех "инженеров
человеческих душ” под внимательным присмотром
коммунистической партии и Сталина. У советских
людей появились паспорта, ещё недавно
считавшиеся орудием угнетения царского режима.
По последнему поводу, возможно, уместно будет
вспомнить «Стихи о советском паспорте»
Маяковского и обратить внимание учащихся, что в
них речь идёт о паспорте заграничном,
необходимом лишь для выезда из страны.
Хорошим завершением разговора о времени
действия романа могло бы стать обсуждение
принципиальной разницы реального календарного
времени и условного
литературно-мифологического.
А в качестве постскриптума, годного, впрочем, и
для эпиграфа, хочется привести диалог двух
героев замечательной книжки братьев Стругацких
«Понедельник начинается в субботу».
— Мы сами знаем, что она (проблема)
не имеет решения... Мы хотим знать, как её решать...
— Как же искать решение, когда его нет?
Бессмыслица какая-то...
— Бессмыслица искать решение, если оно и так
есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей,
которая решения не имеет. Это глубоко
принципиальный вопрос... |