Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
07.12.2010, 22:03:49
Цели: закрепить у учащихся знание сказок А.
С. Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; прививать
интерес к русской литературе.
Ход викторины.
Организационный момент.
Учащиеся делятся
на команды.
Разминка.
- Ребята, сегодня мы проводим
викторину по сказкам нашего
любимого поэта А. С. Пушкина. Начнём с разминки.
Где родился А. С. Пушкин? ( в Москве.)
Когда он родился?(6 июня 1799 года.)
От кого маленький Саша узнал русские народные
сказки?(От няни Арины Родионовны.)
Сколько всего сказок написал великий поэт? (5)
Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его
балде».)
Этапы викторины.
1этап. Узнайте сказку по словам.
Путь –дорога, терем,
прялка,
солнышко, месяц, зеркальце, ветер , свадьба.(«сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».)
Откуп, дурачина,
изба,
терем,
царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке.»)
Базар, жадность,
лошадь,
печка, оброк, море, верёвка. расплата.(«Сказка о попе и
работнике его
Балде.»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица…-
(« То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир»).
« Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица…-
(« То на весь бы мир одна Наткала б я полотна».)
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица…-
« Я б для батюшки царя Родила богатыря».
)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке ровно…
( « Тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».
)
«Свет мой зеркальце! Скажи…
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда,
« Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ…
(«Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?»)
3 этап. Инсценировка.
Командам необходимо инсценировать любой эпизод из
сказок
А. С.
Пушкина так, чтобы окружающие узнали выбранную сказку.
4 этап. Ответьте на вопросы.
Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в «
Сказке
о
царе Салтане…»? (В бочку).
Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон).
Какую песню пела белка под ёлкой? («Во
саду
ли ,
в
огороде…» ).
В кого и в какой последовательности
превратился князь Гвидон? (Комар- муха- шмель).
Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой,
поварихой,
царицей).
Сколько раз закидывал в море невод старик в тот
день,
когда
поймал золотую рыбку? (Три раза).
Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый
раз-
тина, второй раз- морскую траву).
Назовите по порядку, что хотела от рыбки
старуха? (Старуха
посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто,
изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и ,
наконец, владычицей морскою.)
Как звали королевича, жениха царевны
в «
Сказке о
мёртвой царевне…»? (Елисей).
У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У
семи
богатырей).
Кто помогал королевичу Елисею в поисках
царевны? (Солнце,
месяц, ветер).
Что случилось со злой царицей в конце сказки?
(Она
умерла).
Кто нанял Балду своим работником и за какую
плату?
(Поп
за три щелчка).
С кем соревновался Балда, чтобы получить
оброк? (С
бесёнком ( чертёнком)).
Какой фразой заканчивается « Сказка о попе и
работнике
его
Балде? (А Балда говорит с укоризной: « Не гонялся бы ты , поп,
за
дешевизной»).
Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке?» (Дадон).
Кто подарил царю Золотого петушка? (Звездочёт.)
Каким возгласом оповещал Золотой петушок об
опасности?
(Кири- ку-ку!Царствуй, лёжа на боку!).
Какими словами заканчивается « Сказка о
Золотом
петушке»?
(Сказка- ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)