Урок, на котором мы ставим целью
развитие письменной речи, можно провести в форме игры «Мы делаем
газету». В ходе такой игры ученики получают роли журналистов,
редакторов, корректоров, делятся на четыре группы в соответствии с
количеством страниц газеты и создают тексты публицистического стиля. Мы
расскажем об опыте работы над газетой о нашем земляке И.С. Тургеневе
(она создавалась к его юбилею, но такая привязка в принципе не
обязательна).
Первый этап — создание макета большой газеты.
• Школьная газета «И слово звучит»
• Интервью «Орфей собирает друзей»
• Очерк «Когда мы были в Спасском…»
• Заметки «Знаете ли вы, что…»
Первая группа готовит торжественное слово о
Тургеневе. В нём должны быть и рассуждение о том, что значит имя
писателя для наших современников, и призыв к взрослым и детям читать
произведения Тургенева. Необходимо использовать восклицательные и
вопросительные предложения, обращения, которые придадут тексту
эмоциональность, некоторые общепринятые клише. Ученики подыскивают
фотографии для своей страницы, редактор набирает текст на компьютере и
вставляет в него соответствующие теме фотографии (так делают
представители каждой группы).
Вторая группа составляет вопросы для интервью с
одним из участников школьной конференции, посвящённой творчеству
И.С. Тургенева. Этот жанр — один из важных для газеты. Чтобы интервью
получилось удачным, надо отыскать интересного собеседника, изучить
предмет беседы, продумать основные и дополнительные вопросы.
Третья группа работает над очерком, в котором будет
описана экскурсионная поездка в Спасское-Лутовиново.
На последней странице ребята из четвёртой группы решили
разместить интересные факты из жизни и творчества писателя.
Учитель заранее проверяет материалы и составляет план урока.
1. Отчёт представителей четырёх групп.
2. Лото «Определи ошибку».
3. Взаимное редактирование представленных статей.
4. Результаты редактирования, печать газеты.
5. Подведение итогов урока.
Все работы распечатываются, и на уроке редакторы вначале зачитывают
их, а затем обмениваются текстами для взаимопроверки. Используя памятку с
видами ошибок, учащиеся внимательно перечитывают сочинения и обсуждают
варианты исправления. Заключительный этап игры — объявление результатов
редактирования текстов, исправление ошибок в электронном документе и
печать школьной газеты.
К уроку потребуются: компьютер, проектор, памятки учащегося,
раздаточный материал, статьи в газету, слайды с фотографиями и
репродукциями картин, макет газеты, лото.
Прокомментируем этапы урока.
1. Отчёт представителей четырёх групп
Первая группа (1-я страница. «Поздравление»)
подготовила такой текст.
Уважаемые ученики, учителя и родители!
Поздравляем вас с замечательным событием в культурной жизни нашего
края — 190-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Что значит имя всемирно известного писателя для нас сегодня?
Безусловно, это великолепное искусство русского слова, в котором Иван
Сергеевич Тургенев запечатлел наш любимый орловский край, красоту
неброской природы и красоту простого человеческого счастья. Читая такие
произведения, как «Записки охотника», «Дворянское гнездо», перед нами
встают наши родные места: Орловское Полесье, Спасское-Лутовиново, улицы
города Орла. Мы видим в героях произведений наших земляков, живших более
150 лет назад. Среди них — Герасим из рассказа «Муму», настоящий
русский богатырь; бескорыстный однодворец Овсяников из «Записок
охотника», спасший людей от голода; прекрасная тургеневская девушка Лиза
Калитина из романа «Дворянское гнездо», пожертвовавшая своим счастьем
во имя высокого долга. В этих героях проявилась вера Ивана Сергеевича
Тургенева в великие, неисчерпаемые духовные возможности народа.
Хотя писатель прожил долгие годы вдали от России, но его сердце и
мысли всегда были с ней. И.С. Тургенев глубоко любил свою родину, свой
народ, его культуру, его язык, "этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками”.
Дорогие друзья, обязательно прочитайте произведения нашего великого
земляка, и перед вами откроется прекрасный поэтический мир,
развивающийся по законам красоты!
Учитель. Анализировать и редактировать поздравление
будет вторая группа после выступления всех редакторов. А сейчас слово
предоставляется руководителю второй группы.
Вторая группа — 2-я страница. Интервью
«"Орфей” собирает друзей».
Вот уже три года в нашей школе действует научное общество «Орфей»,
получившее высокую оценку и награды в городских и областных
исследовательских конкурсах. Завершила свою работу школьная конференция
«О красоте, природе и человеке», посвящённая 190-летию И.С. Тургенева.
Мы составили четыре вопроса и обратились к одному из её участников,
ученику 10-го класса Александру Гуркину.
Корреспондент. Саша, не считаешь ли ты, что
заниматься исследованием — это нудное и скучное занятие?
А.Г. Я хочу в ответ процитировать слова Александра
Сергеевича Пушкина, который считал, что самым интересным на свете
является следование за мыслью великого человека. А таковым для меня
является Иван Сергеевич Тургенев. Я думаю, что каждый может попробовать
свои силы в научной работе, ведь «Орфей» всегда собирает друзей.
Корреспондент. Саша, поделитесь своими впечатлениями
о конференции.
А.Г. Сейчас, когда все волнения позади, я могу
сказать, что чувствую радость оттого, что всё удалось. Ребята, на мой
взгляд, хорошо защитили свои рефераты и исследовательские работы, их
было десять.
— Какие из них были наиболее интересными?
— Мне понравились выступления Алёши Рыцарева о театре И.С. Тургенева,
Саши Коновалова о языке «Записок охотника» и Логвиновой Насти о
пушкинских традициях в творчестве И.С. Тургенева. Тургенев вслед за
Пушкиным стремился к наиболее правдивому изображению внутреннего мира
человека. И для этого искал художественные средства, способные показать
человеческие переживания именно так, как они чаще всего проявляются в
жизни.
Корреспондент. Саша, расскажите о своей работе.
А.Г. Ещё в прошлом учебном году я выбрал тему для
исследования «Приёмы изображения героев в романах И.С. Тургенева» и
начал читать книги «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети», а
затем внимательно перечитывал и анализировал тургеневские приёмы:
отсутствие прямой авторской характеристики персонажей, приём испытания
героев любовью, тайный психологизм. Положительные персонажи, духовно
близкие автору, изображаются изнутри их сознания, формами внутреннего
монолога. А люди значительные, но далёкие писателю показаны со стороны, в
сознании окружающих.
Корреспондент. Саша, мы благодарим тебя за
содержательное интервью и желаем тебе успехов в творчестве.
Третья группа — 3-я страница. Эссе «Когда мы были в
Спасском…».
Осенью прошлого года мы отправились на экскурсию в
Спасское-Лутовиново. Мы хотели надышаться воздухом тургеневского парка и
взглянуть на дорогие писателю места, поклониться его малой родине. Эта
экскурсия вызвала много чувств и мыслей, которыми поделится с вами
Логвинова Настя.
"Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему
молодому дубу, родине поклонитесь…”, — просил Иван Сергеевич Тургенев в
одном из писем к Полонскому. Пока я перечитываю эти строки, в моём
воображении возникают знакомые фотографии усадебного дома, прямых аллей
парка и огромного, широко раскинувшего ветви дуба. Это любимое место
Тургенева.
Сегодня я иду к усадьбе и сквозь переплетение ветвей вижу светлый
деревянный дом с мезонином, за которым высоко несут свои вершины старые
деревья парка. Необъяснимое чувство светлой грусти и в то же время
умиротворения ощущаешь под сводами вековых деревьев. Хорошо, что здесь
не стригут деревья, это придаёт парку заслуженное величие.
А вот и дуб, посаженный самим Тургеневым. Они, конечно, хорошие
друзья, человек с мощным талантом и могучее дерево. Здесь особенно
понимаешь, почему у писателя было необыкновенно острое чувство природы.
Вот мальчишка бежит по аллеям парка, чтобы скрыться в укромном местечке
от угроз матери и поделиться с природой своей обидой. А вот высокий
старик медленно идёт по дорожке к любимой скамеечке над прудом, чтобы
встретить рассвет и получить так необходимую ему духовную поддержку.
Между этими мгновениями — целая жизнь, наполненная горестями и
радостями, утратами и приобретениями…
Интерьер дома помогает мне перенестись в далёкое прошлое и
представить, как Иван Сергеевич принимал здесь своих друзей, как спорил с
ними и обсуждал новинки литературы, театральные постановки. А за окнами
всё падают листья и стоят деревья-исполины так же, как сто лет назад.
Нет, всё-таки что-то изменилось в мире. Наверное, стало светлее и
радостнее. Теперь мы можем найти ответы на волнующие нас вопросы в
книгах Тургенева, открывшего тайну предназначения человека. Я тоже
изменилась благодаря Спасскому и узнала многое о необыкновенном
писателе.
Четвёртая группа — 4-я страница. Знаете ли вы, что…
Для нашей страницы мы написали две интересные, на наш взгляд, заметки
о предках по линии отца писателя и об одном иллюстраторе книги Ивана
Сергеевича Тургенева «Сказки», изданной в Орле.
Подвиг Петра Никитича Тургенева
К отцовской родословной Иван Сергеевич питал особый интерес и вполне
заслуженно гордился ею. В отличие от Лутовиновых Тургеневы оставили
заметный след в отечественной истории.
С гордостью вспоминал писатель о подвиге Петра Никитича: в эпоху
Смуты и польского нашествия в 1606 году в Кремле он бесстрашно обличил
Лжедмитрия, бросив ему в лицо всенародное обвинение: "Ты не сын царя
Иоанна, а Гришка Отрепьев, беглый монах из Железноборовского монастыря, я
тебя знаю!” За это был подвергнут праведник жестоким пыткам и казнён на
лобном месте.
История одной книги
В 2005 году в книжных магазинах нашего города появилась чудесная
книга И.С. Тургенева «Сказки», в красном переплёте с золотой рамочкой, с
красочными иллюстрациями. Вскоре мне подарили это произведение
искусства. Оказалось, что иллюстрации к каждой сказке нарисовали
орловские дети, среди которых была Катя Чистякова, ученица нашей школы. В
этой книге три её рисунка. Особенно мне понравилась иллюстрация к
трогательному рассказу «Перепёлка». Катя показала самый важный момент
повествования, когда перепёлка отвлекает собаку от своих птенцов.
И в мире людей, и в мире животных матери порой совершают настоящие
подвиги, спасая детей.
2. Лото «Определи ошибку»
Учитель. Теперь вы обменялись текстами для взаимного
редактирования написанного и попробуете себя в роли редактора и
корректора. Вначале давайте повторим виды речевых ошибок с помощью ЛОТО и
памятки для учащегося. (Редакторы раздают дидактический материал в
своих группах и памятки с видами речевых и грамматических ошибок,
начинается соревнование «Кто быстрее и точнее определит вид речевой или
грамматической ошибки и устранит её».)
Дидактический материал
1. Это произведение поражает нас своей правдивостью и жизненностью.
2. О войне написано много произведений. Писатели с интересом
обращаются к этой теме.
3. Героиня нуждается в постоянном восхищении.
4. Живя в монастыре, мечты преследовали Мцыри.
5. В романе Твардовского «Василий Тёркин» раскрывается тема героизма
на войне.
6. Когда мы подъехали поближе, то увидели, что этот куст сирени самый
красивейший.
7. Тёркин — это незаурядная личность, которую мы наблюдаем в течение
всей поэмы.
8. На другой день Ася изменилась, она не смотрела на рассказчика и
хорохорилась.
9. К Вареньке рассказчик относится восторженно, к Гагину он относится
по-дружески.
Когда учащиеся заполнят все клетки лото, редакторы вывешивают таблицы
с ответами на магнитную доску. Учитель вывешивает образец, проверяет
работу учащихся, определяет победителя и даёт слово представителю
победившей команды для комментирования.
3. Взаимное редактирование представленных статей.
1. Речевая ошибка.
Плеоназм |
2. Речевая ошибка.
Тавтология |
3. Речевая ошибка.
Лексическая несочетаемость |
4. Грамматическая ошибка. Синтаксическая |
5. Фактическая ошибка. |
6. Грамматическая ошибка. Морфологическая |
7. Речевая ошибка.
Канцеляризм |
8. Речевая ошибка.
Стилистическая |
9. Речевая ошибка.
Повтор слова |
Редакторы раздают несколько копий одного текста в своей группе для
внимательного чтения и словари. Затем идёт обсуждение и редактирование
текстов.
4. Результат редактирования, поправки в текстах
Поздравление (2-я группа)
Мы редактировали текст поздравления, которое написано в
публицистическом стиле, в жанре торжественного поздравления. В тексте
прослеживается логичная композиция; переход от поздравления к
рассуждению о значении И.С. Тургенева в истории орловского края
осуществлён с помощью вопросительного предложения. Текст обладает
законченностью, но необычной: авторы сделали концовку побуждающей к
действию. Мы считаем, что это оправдано особенностями стиля.
Но в тексте, на наш взгляд, есть речевое и грамматическое нарушения:
неоправданный повтор слова "красота” и неверное построение предложения с
деепричастным оборотом, который не согласуется со сказуемым, из-за
этого искажается смысл. Мы предлагаем такой вариант: первое слово
"красота” можно заменить словом "прелесть” (природы). Предложение с
оборотом можно исправить так: "Читая такие произведения, как «Записки
охотника», «Дворянское гнездо», мы не только следуем за мыслью великого
человека, но и с гордостью узнаём наши родные места: Орловское Полесье,
Спасское-Лутовиново, улицы города Орла”.
(Редактор первой группы получает проверенный текст и вносит
исправления в электронный документ в компьютере.)
Интервью (1-я группа)
Нам понравилось интервью со старшеклассником, потому что в нём
сохранилась интонация непринуждённой беседы с интересным человеком. В
интервью может использоваться разговорный стиль (короткие простые
предложения, глаголы, которые передают меняющееся действие). Повторы в
тексте можно считать оправданными.
Но нарушение в логике построения интервью надо устранить. Сначала
должен быть вопрос о впечатлениях. Мы предлагаем нашим товарищам первый
вопрос поставить в конце статьи, композиция будет более чёткой.
Также в первом предложении есть нарушение: "нудное и скучное
занятие”. Это плеоназм. Также мы считаем, слово "нудное” надо
заменить на "трудное”, которое сочетается со словом "исследование”.
Очерк (4-я группа)
Сочинение Логвиновой Насти пробудило и в нашей памяти воспоминание о
поездке в Спасское-Лутовиново благодаря тому, что автор легко
переносится из прошлого в настоящее, откровенно делится своими мыслями.
Текст станет лучше, если устранить речевые нарушения, связанные с
использованием однокоренных слов — тавтологией: "Хорошо… хорошие друзья”.
"Хорошие” можно заменить — "замечательные”. В предложении "Здесь особенно
понимаешь” неверный порядок слов, что привело к искажению смысла.
Мы предлагаем "особенно” поставить перед "здесь”, чтобы подчеркнуть
значимость места.
Заметки (3-я группа)
Заметки нам понравились, для нас это новый познавательный материал,
поэтому его можно опубликовать. Но нужно устранить речевые нарушения в
заметке «История книги», связанные с неправильным выбором слов: точнее
не "показала” эпизод, а изобразила. И в мире людей, и в мире
животных матери порой совершают настоящие подвиги, спасая детей.
Слово "мать” больше ассоциируется с миром людей, поэтому мы предлагаем
такой вариант: "И в мире людей, и в мире животных можно увидеть
настоящие подвиги самопожертвования”.
5. Подведение общих итогов урока. Распечатка и
вывешивание газеты. |