Цели: подвести итоги пройденного материала; развивать логику и смекалку; коммуникативную и творческую компетентности.
Подготовка к уроку: разделить учеников класса на две
команды, выбрать капитанов; для каждого отдельного конкурса приготовить
пособия и карточки; таблицу для записи баллов каждой команды.
Ход проведения занятия:
У каждой команды на этом занятии будет возможность почувствовать себя и
вычислителем, и теоретиком, и художником. Правила всех конкурсов
разные и объясняться будут поэтапно.
Но сначала все учащиеся превратятся в вычислителей, это значит, что нужно будет вспоминать правила выполнения всех действий и считать по возможности быстрее.
Конкурс 1
Эстафета команд: все ученики команды вместе с капитаном становятся в
очередь. На парте перед командами лежит большой лист с решенными
примерами. Надо расставить вместо знаков «*» известные арифметические
действия таким образом, чтобы ответ стал верным. К листу подходят все
ученики команды по очереди и выполняют свой пример. В момент выполнения
задания остальные учащиеся молча ждут, за шум снимаются баллы. (Листы
должны лежать таким образом, чтобы стоящим в очереди ученикам не были
видны задания).
Каждый правильно составленный пример оценивается 1 баллом. Примеры:
Вариант I Ответы:
1) 12 * 6 * 2 = 0 1) 12 : 6 – 2 = 0
2) 13 * 5 * 5 = 70 2) 13 • 5 + 5 = 70
3) 9 * 9 * 9 = 9 3) 9 – 9 + 9 = 9
4) 9 * 3 * 5 = 15 4) 9 : 3 • 5 = 15
5) 7 * 5 * 5 = 40 5) 7 • 5 + 5 = 40
6) 20 * 10 * 2 = 8 6) 20 – 10 – 2 = 8
7) 8 * 3 * 3 = 8 7) 8 • 3 : 3 = 8
8) 5 * 5 * 5 = 6 8) 5 + 5 : 5 = 6
9) 4 * 4 * 4 = 5 9) 4 : 4 + 4 = 5
10) 1 * 1 * 1 = 0 10) 1 : 1 – 1 = 0
Вариант II Ответы:
1) 14 * 2 * 7 = 14 1) 14 : 2 + 7 = 14
2) 3 * 3 * 3 = 3 2) 3 + 3 – 3 = 3
3) 10 * 10 * 0 = 0 3) 10 – 10 + 0 = 0
4) 20 * 20 * 40 = 0 4) 20 + 20 – 40 = 0
5) 6 * 6 * 9 = 4 5) 6 • 6 : 9 = 4
6) 19 * 9 * 9 = 1 6) 19 – 9 – 9 = 1
7) 15 * 5 * 5 = 15 7) 15 : 5 • 5 = 15
8) 50 * 10 * 4 = 1 8) 50 : 10 – 4 = 1
9) 1 * 1 * 1 = 0 9) 1 • 1 – 1 = 0
10) 2 * 2 * 2 = 6 10) 2 + 2 • 2 = 6
Конкурс 2
Проводится так же в виде эстафеты, но в данном случае нет конкретного
разделения первый пример, второй и так далее. Плакат с примерами
вывешивается на доску, чтобы видеть могли сразу все участники. Задание
аналогичное – расставить знаки действий, но в данном случае возможны
скобки. Ученики обдумывают в полной тишине (за шум снимаются баллы) и
если нашли ответ какого-нибудь примера, то подымают руку и с согласия
учителя подходят к доске и выполняют задание. Он может обдумывать и
остальные примеры, но к доске больше не выходит до истечения времени. На
выполнения конкурса отводится около 5 минут. Каждый правильно
выполненный пример стоит 2 балла. Решения разбираются тут же на
занятии, если с какими-нибудь заданиями учащиеся не справились, то их
разбирают на доске. Причем, если из учащихся той или иной команды
кто-нибудь знает решение, ему предлагается показать его за 1 балл
(именно для этого и происходит дальнейшее изучение заданий и своих, и
соперника).
Вариант
I Вариант II
1 2 = 2 1 2 3 = 3
1 2 3 = 2 1 2 3 4 = 3
1 2 3 4 = 2 1 2 3 4 5 = 3
1 2 3 4 5 = 2 1 2 3 4 5 6 = 3
1 2 3 4 5 6 = 2 1 2 3 4 5 6 7 = 3
1 2 3 4 5 6 7= 2 1 2 3 4 5 6 7 8 = 3
1 2 3 4 5 6 7 8 = 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 = 3
Ответы варианта I:
1 • 2 = 2
1 – 2 + 3 = 2
1 • 2 • 3 – 4 = 2
(1 • 2 • 3 + 4): 5 = 2
(1 + 2) • 3 + 4 – 5 – 6 = 2
1 • 2 • 3 + 4 + 5 – 6 – 7 = 2
(1 + 23): 4 + 5 + 6 – 7 – 8 = 2
1 + 2 – 3 + 4 • 5 +6 – 7 – 8 – 9 = 2
Ответы варианта II:
1 + 2 : 3 = 1
12 : 3 : 4 = 1
[(1 + 2 )• 3 – 4]: 5 = 1
1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 = 1
(12 – 3 • 4) • 5 – 6 + 7 = 1
(12 – 3)• 4 – 5 + 6 – 7 + 8 = 1
(1 + 2)• 3 • 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 = 1
(1 + 2)• 3 • 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 + 0 = 1
Конкурс 3
Задание на скорость. Команда остается без капитана и на доске
открывается одно задание. Та команда, которая быстрее сообразит и
ответит (после поднятой руки) зарабатывает 3 балла.
Из данных чисел первого столбика назовите три числа таких, чтобы их сумма равнялась числу второго столбика.
3, 1, 9, 15, 20, 7, 11 |
31 |
Ответ: 15 + 7 + 9 = 31 Конкурс 4 (капитанов)
К доске выходят два капитана команд. Перед ними ставится задача – как можно быстрее и точнее добраться до верха.
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
5 • |
|
+ 7 |
|
|
|
|
|
30 – |
|
|
|
: 5 |
|
|
|
6 + |
|
|
|
|
|
– 45 |
|
24 : |
|
|
|
|
|
|
|
• 15 |
Вычисления нижней строки лестницы (лестница открывается позже) должна
быть равна верхней ступени. И таким образом надо добрать до верхней
ступени. Конкурс завершается, как только один из капитанов добрался до
верхушки. Затем считаются баллы: каждый правильный пример 1 балл, за
скорость капитану, прибывшему первым, так же прибавляется 1 балл. Ответ:
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
5 •2 |
|
3+7 |
|
|
|
|
|
30–25 |
|
|
|
35 : 5 |
|
|
|
6+24 |
|
|
|
|
|
50–45 |
|
24 : 4 |
|
|
|
|
|
|
|
3•15 |
Подводятся итоги конкурсов вычислителей и в таблицу результатов
заносятся баллы. Теперь все участники конкурсов превращаются в
теоретиков. Теоретики – это люди, которые в
основном пользуются определениями и свойствами, им свойственно изучать
энциклопедию и даже на простой вопрос искать ответ только с помощью
рассуждений.
Конкурс 5
Каждой команде дается литровая банка, в которую кладутся бочонки от
лото. Их кладется заранее известное число, например 21. Банка
закрывается и ставится в центре стола команд. По счету три команды не
открывая банки (открыли и посчитали бы вычислители) должны сказать
число бочонков. Банку можно крутить в разные стороны, трясти, но не
открывать! На подсчет дается 1 минута. Потом на доску выписываются
числа, которые предложили команды и происходит подсчет бочонков каждой
банки. Та команда которая точно угадала число получает 5 баллов, с
ошибкой до 5 бочонков – 3 балла, с ошибкой до 10 – 1 балл.
Конкурс 6
В этом конкурсе команды остаются без капитанов. Но выполнять задание
предлагается сообща. Их задача, вспомнив все свойства действий и цифр,
разгадать шифры:
Восстановите запись сложения (по 2 примера каждой команде)
Надо учесть, что одинаковые буквы – одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры.
Ответы:
1) 8126 + 8126 = 16252;
2) 64975 + 64975 + 64975 = 194925;
3) 3625 + 97623 = 101248;
4) 94183 • 3 = 282549.
Конкурс 6 (капитанов)
В момент, пока команды разгадывают шифры, капитанов тоже предстоит разгадать шифр телеграммы:
НИНЕ ТАНЕ ГРИНЕ ПРИВЕТ
В приведенном тексте телеграммы каждое слово означает некоторое число,
зашифрованное так же, как примеры выше, то есть – каждая буква – новая
цифра, одинаковые буквы – одинаковые цифры. Последнее слово телеграммы
– сумма чисел, обозначенных предыдущими словами. Ответ: 5456 + 8356 + 90456 = 104268
На этом конкурсы теоретиков заканчиваются и происходит подсчет баллов. И Участники конкурсов становятся филологами.
Филологи – это люди, которые правильно строят фразы, знают много
прозы, стихов и песен, фольклор, а значит поговорки и пословицы.
Конкурс 7
Капитан в конкурсе не участвует. Все остальные в течении 1 минуты
вспоминают песни, в которых встречаются числительные, но вспомнить нужно
хотя бы четыре строки. Например:
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
Это всем известно в целом мире…
Конкурс начинает команда с меньшим количеством баллов. Команды по
очереди поют песни, и побеждает та команда, которая последняя исполняет
песню. За победу команда получает 5 баллов, за проигрыш – 3 балла.
Конкурс 8 (капитанов)
Между капитанами происходит аналогичный конкурс, но им сложнее.
Капитаны должны вспомнить и прочитать наизусть стихотворения, в которых
встречаются числительные. Вообще, нужно поощрить капитанов, если они
прочитают хотя бы одно стихотворение. Но конкурс капитанам надо
объявить раньше, до седьмого конкурса, чтобы у них было больше времени
на раздумья. За каждое стихотворение, которое вспомнят капитаны команде
засчитывает 3 балла, а за победу в конкурсе дополнительный 1 балл.
После этих двух конкурсов учащиеся становятся художниками.
Конкурс 9
Команды становятся для участия в эстафете, капитан вместе с командой.
Одна из команд должна нарисовать девочку из геометрических фигур, а
вторая команда должна нарисовать мальчика. К доске художники выходят по
очереди и не переговариваются, не советуют друг другу, что нарисовать.
Каждый проявляет свою фантазию. Каждый из команды должен к доске выйти
хотя бы один раз. За рисунки каждая команда получает по 3 балла.
После этого конкурса участники становятся учениками.
Подведение итогов
Подсчитываются баллы. Победитель поздравляется с победой, а проигравшие участники награждаются – за участие.
|