Цель игры. Обобщение музыкальных
знаний, умений и навыков, полученных
второклассниками в первой четверти.
В игре-драматизации учитель выступает
в роли ведущего, а все учащиеся "превращаются” в
"жителей” Королевства Маршей, Королевства
Танцев и Королевства Песен. Ведущий выбирает
главных действующих лиц - Короля Барабана, Короля
Балерона и Королеву Мелодию.
П е д а г о г. В одной стране было три
королевства: Королевство Маршей, Королевство
Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве
правил свой король.
В середину класса выходят Король
Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия.
В королевстве Маршей правил Король
Барабан. Он очень любил ритмические упражнения. С
раннего утра и до позднего вечера он стучал ритмы
всех известных ему маршей. Кто из вас может
повторить ритм, который сыграет Король Барабан?
Король Барабан импровизирует ритм на
барабане, а один из "жителей” его королевства
повторяет его ритм.
Все жители этого королевства любили
маршировать, а петь и танцевать совсем не умели. С
первыми лучами солнца они надевали красные
башмачки и береты, и маршировали по красным
улицам мимо красных домов и дворца Короля
Барабана.
В Королевстве маршей знали все марши,
какие только бывают на свете. Послушайте музыку,
и определите: какой марш звучит в королевстве?
"Жители” Королевства Маршей слушают
фрагменты "Встречного марша” Г. Чернецкого,
"Футбольного марша” М. Блантера, "Марша
деревянных солдатиков” (из "Детского альбома”)
П. И. Чайковского и определяют жанры маршей.
В Королевстве танцев правил Король
Балерон. Каждый день недели в королевстве
танцевали только один танец. Все жители надевали
голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на
голубую площадь и танцевали:
в понедельник – вальс,
во вторник – ламбаду,
в среду – польку,
в четверг – полонез,
в пятницу – румбу,
в субботу – мазурку,
в воскресенье – рок-н-ролл!
Послушайте музыку, и определите: какой
день в королевстве?
"Жители” Королевства Танцев слушают
фрагменты "Вальса” (из "Детского альбома”) П. И.
Чайковского, "Итальянской польки” С. В.
Рахманинова, "Мазурки” Ф. Шопена, определяют
танец и называют день недели.
В третьем Королевстве Песен правила
Королева Мелодия. Она любила петь разные песни: и
народные, и те, которые сочиняли композиторы.
Каждый вечер все жители этого королевства
надевали желтые колпачки и курточки, собирались
в желтом замке Королевы Мелодии, зажигали свечи и
играли в игру "Угадай мелодию”.
"Жители” Королевства Мелодия играют
в "Угадай мелодию”. По музыкальному вступлению
или начальным нотам они определяют название
песни. Для игры
предлагается определить на слух русскую
народную песню "Дон-Дон”, русскую народную
песню "Уж как шла лиса по травке”, "Листопад” Т.
Попатенко, "Звуки музыки” Р. Роджерса, попевки
"Серый кот”, "Солнышко”, "Бьют часы”, "Ежик”
А. Березняк.
Однажды на три королевства налетел
ураган и перепутал жителей трех королевств.
Королю Барабану, Королю Балерону и Королеве
Мелодии стало непонятно – кто из какого
королевства? Цветные колпачки, башмаки, береты,
кофточки все перемешались.
"Жители” трех Королевств меняются
цветными колпачками (и курточками).
Что же оставалось делать правителям?
Собрались два короля и королева вместе, чтобы
найти своих подданных. Каждого человечка просили
спеть, станцевать или промаршировать.
"Жители” трех Королевств сначала
исполняют песню "Веселый музыкант” А.
Филиппенко, затем маршируют под музыку
"Футбольного марша” М. Блантера и "танцуют”
кистями рук "Вальс” (из балета "Спящая
красавица”) П. И. Чайковского.
Оказалось, что все разноцветные
человечки и поют песни, и маршируют под музыку, и
танцуют все танцы. Король Барабан, Король Балерон
и Королева Мелодия решили тогда править вместе,
по дням недели: в понедельник и вторник правил
Король Барабан, и все жители с утра до вечера
маршировали. В среду и четверг правил Король
Балерон, и все жители с утра до вечера танцевали
все танцы. В пятницу и субботу правила Королева
Мелодия, и с утра до вечера пели народные и
композиторские песни. А в воскресенье три
правителя собирались вместе, и все жители
королевства маршировали, пели и танцевали с
раннего утра и до позднего вечера.
Так они жили, жили, не тужили в стране,
которую жители нового королевства стали
называть страна "МУЗЫКА”.
Учащиеся выходят из класса под музыку
"Танца с кубками” (из балета "Лебединое озеро”)
П. И. Чайковского.
Методические рекомендации.
Игра-драматизация проводится на заключительном
уроке первой четверти во втором классе, основой
которого становится музыкальный репертуар
первой четверти. Сказку
можно представить как актерский этюд, и
отрабатывать отдельно каждый эпизод.
Первый эпизод. Действие происходит в
Королевстве Маршей. "Жители” Королевства
повторяют ритм, который импровизирует на
барабане Король Балерон.
Второй эпизод. Действие происходит в
Королевстве Танцев. "Жители” Королевства
определяют на слух (или танцуют) разные танцы:
вальс, польку, рок-н-ролл.
Третий эпизод. Действие происходит в
Королевстве Песен. "Жители” Королевства играют
в "Угадай мелодию” (определяют по вступлению
или мелодии разученные ранее песни).
Четвёртый эпизод. Прошел ураган.
После урагана "жители” трех королевств
оказываются в разной одежде (меняются колпачками
и беретами). Чтобы определить своих подданных,
Король Барабан, Король Балерон и Королева
Мелодия просят жителей петь, маршировать и
танцевать. Все жители становятся подданными
единого Королевства - Музыка.
Оборудование урока. Цветные
колпачки (красные, голубые, желтые): разноцветные
курточки жителей разных Королевств; головные
уборы для Короля Барабана, Короля Балерона,
Королевы Мелодии; барабаны.
|