Цель игры. Обобщение
знаний о музыке народов мира, обобщение
музыкальных знаний развитие исполнительских
умений учащихся четвертого класса.
В игре-драматизации учитель выступает
в роли ведущего, выбирает капитана, а все
учащиеся класса выступают в роли
"путешественников”.
В е д у щ и й. Ребята, кто из вас
путешествовал на парусном судне? Немного рук.
Сегодня мы все превратимся в
"путешественников” и отправимся в музыкальный
круиз из Европы в Азию, Африку и Америку.
Кругосветное плавание мы совершим на парусном
судне под названием…
"Путешественники” придумывают
название парусному судну.
К а п и т а н. Убрать трап, отдать
швартовые концы, поднять паруса!
Парусное судно "Садко” ложится на
курс в Европу.
"Путешественники” имитируют
движения корабля и морских волн под музыку
вступления к I части сюиты "Шехеразада” Н. А.
Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно
"Садко” делает первую стоянку в Европе.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей
Европы!
"Путешественники” жестами
приветствуют жителей Европы.
Музыка Николая
Андреевича Римского-Корсакова помогла нам
"прийти” в Европу. Как вы думаете, почему музыка
именно этого композитора прозвучала в начале
урока? (Ответы детей). Николай Андреевич
посвятил много произведений морю. В юности
Римский-Корсаков шесть лет учился в Морском
кадетском корпусе и стал гардемарином. На
клипере "Алмаз” он ходил в кругосветное
путешествие.
В е д у щ и й. Итак, наш корабль
"прибыл” в Европу. Как географически делится
Европа? (Ответы детей). Европа делится на
Северную, Южную, Восточную и Западную.
В е д у щ и й. В этой четверти вы
познакомились с музыкой народов Восточной
Европы – русского, украинского и белорусского, а
также чешского, польского, венгерского,
молдавского, эстонского, латышского, литовского.
Послушайте несколько музыкальных
фрагментов, и определите: в какую страну
"пришел” наш парусник? Найдите это государство
на карте Европы и назовите его столицу.
"Путешественники” по фрагментам
музыкальных произведений узнают страну, в
которую они "попадают”, а затем на карте находят
Россию, Украину, Польшу и Венгрию. Для слушания
предлагаются "Озорные частушки” Р. Щедрина,
гопак (из оперы "Сорочинская ярмарка”) М. П.
Мусоргского, полонез до-минор Ф. Шопена,
Венгерская рапсодия № 2 Ф. Листа.
В е д у щ и й. Посмотрите на эту картину.
Здесь изображен лодочник, управляющий
гондолой. Где можно встретить гондольера? В какой
части Европы мы с вами сейчас оказались? (Ответы
детей). В Венеции. Венеция – это Италия, которая
находится в Южной Европе.
В е д у щ и й. Найдите это государство на
карте Европы и назовите его столицу.
"Путешественники” по карте находят
Италию и называют ее столицу.
Вспомните композитора, который
сочинил инструментальную пьесу под впечатлением
песни венецианского лодочника. Как она
называется? (Ответы детей). Русский
композитор Петр Ильич Чайковский, посетив
Италию, написал пьесу "Баркарола”.
В е д у щ и й. А сейчас послушайте
вступление к песне и скажите, в какой части
Европы мы теперь оказались? Найдите это
государство на карте Европы и назовите его
столицу.
Звучит вступление к песне "Заход
солнца” Э. Грига. "Путешественники” по карте
находят Норвегию в Северной Европе и называют ее
столицу.
Песня "Заход солнца” Э. Грига
исполняется до конца.
В е д у щ и й. Посмотрите на эти три
портрета. Композиторы какой страны здесь
изображены? Найдите это государство на карте
Европы и назовите его столицу.
"Путешественники” по портретам
узнают Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена,
затем по карте находят Австрию. называют ее
столицу и вспоминают произведения, которые
написали эти композиторы.
К а п и т а н. Стоянка в Европе
завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы,
поднять паруса!
Парусное судно "Садко” выходит в море
и берет курс на Азию.
"Путешественники” имитируют
движения корабля и морских волн под музыку
вступления к I части сюиты "Шехеразада” Н. А.
Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно
"Садко” делает вторую стоянку в Азии.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей
Азии!
"Путешественники” жестами
приветствуют жителей Азии.
Что это за удивительные звуки? На каком
музыкальном инструменте играют в этой стране?
Найдите это государство на карте Азии и назовите
его столицу.
Звучит фрагмент традиционной
индийской музыки "Ситар”. "Путешественники”
по тембру определяют ситар, затем по карте
находят Индию и называют ее столицу.
К а п и т а н. Стоянка в Азии завершена.
Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять
паруса!
В е д у щ и й. Парусное судно "Садко”
выходит в море и берет курс на Африку.
"Путешественники” имитируют
движения корабля и морских волн под музыку
вступления к I части сюиты "Шехеразада” Н. А.
Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно
"Садко” делает третью стоянку в Африке.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей
Африки!
"Путешественники”
жестами приветствуют жителей Африки.
В е д у щ и й. Музыка Африки включает в
себя музыку разных народов. Назовите их…
Вспомните, какую негритянскую песню племени
банту мы исполняли в классе? (Ответы детей). Это
детская песня "Уконготванэ”.
"Путешественники” исполняют детскую
негритянскую песню племени банту "Уконготванэ”
в сопровождении группы ударных инструментов.
К а п и т а н. Стоянка в Африке
завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы,
поднять паруса!
Парусное судно "Садко” выходит в море
и берет курс на Америку.
"Путешественники” имитируют
движения корабля и морских волн под музыку
вступления к I части сюиты "Шехеразада” Н. А.
Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно
"Садко” делает четвертую, последнюю стоянку в
Америке.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей
Америки!
"Путешественники” жестами
приветствуют жителей Америки.
В е д у щ и й. Где находятся Соединенные
Штаты Америки? Сколько всего штатов в США?
Найдите это государство на карте и назовите его
столицу.
Мы с вами сегодня "отправимся” на
машине марки "форд” в штат Каролина.
"Путешественники” исполняют песню
"Дело было в Каролине” Р. Бойко. Несколько
учащихся имитируют поездку на машине, "рулят”,
"чинят машину” и т.п.
К а п и т а н. Стоянка в Америке
завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы,
поднять паруса!
Наш музыкальный круиз завершен.
Парусное судно "Садко” берет курс домой!
"Путешественники” имитируют
движения корабля и морских волн под музыку
вступления к I части сюиты "Шехеразада” Н. А.
Римского-Корсакова.
Оборудование урока. Портреты
композиторов, географическая карта, иллюстрации
гондольера и ситара, ударные инструменты. |