Данные дидактические материалы предназначены
для использования на уроках проверки знаний в 8
классе по теме "Обращение. Вводные слова”, целью
которых является контроль уровня усвоения
материала.
Материал представлен в виде карточек
различного уровня сложности, включает в себя как
теоретические, так и практические вопросы и
может быть использован не только на
заключительных уроках по теме, но и для текущего
контроля и выявления проблем в усвоении темы.
Кроме того, параллельно учащиеся решают
орфографические и пунктуационные задачи,
демонстрируют знание разделов "Лексика” и
"Культура речи”.
Вариант 1.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили
по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и
разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был
прав. Антонина Петровна должно быть и не знает
что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было
(не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде
сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы
(не)зачем.
2. Дай определение вводных слов. Какими знаками
препинания выделяются вводные предложения?
3. Поясни лексическое значение слова сезон.
Составь с ним предложение, осложненное вводным
словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов:
по-моему, во-первых, наверное, к счастью.
Вариант 2.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка
дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой.
Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему
уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я
думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что
дома будут бе_покоиться.
2. Дай определение обращения. Чем оно отличается
от вводных слов?
3. Поясни лексическое значение слова транслировать.
Составь с ним предложение, осложненное вводным
словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов:
действительно, к удивлению, итак, по сообщению,
пожалуй.
Вариант 3.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда
в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои
пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше
счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке
скрывались люди. Конечно говорить об этом было
(не)приятно но я разумеется молчал.
2. Дай определение обращения, вводных слов.
3. Поясни лексическое значение слова симфония.
Составь с ним предложение, осложненное вводным
словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов: конечно,
к сожалению, по словам, кажется, во-первых, иначе
говоря.
Вариант 4.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Некрасов был (не)сомненно прав: вечно только
доброе потому что только доброе разумно. П_рою
мне к_залось что я погружаюсь в некую глубину.
Старший лейтенант к_залось совсем забыл о
транспорте. Кузнец Архип по всеобщему пр_знанию
был мастер хороший. Лети моя птичка далеко лети в
городок мой родной. Что же ты ивушка (не)весело
стоишь? Город наверное выгл_дит сейчас иначе.
2. Продолжи таблицу.
Значение вводных слов |
Пример |
Различная степень уверенности |
Конечно,… |
… |
Во-первых,… |
3. Поясни лексическое значение слов симфония,
дебют. Составь с ними предложения, осложненные
вводными словоми.
4. Дай определение вводных слов. Чем они
отличаются от обращений?
Вариант 5.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Эй пош_л ямщик! Коло(н,нн)а должно быть уже
сн_лась на вывозку хлеба. Во- первых Иван
настоящий парень во-вторых он мой лучший друг –
значит человек надежный. И только Лена не
пр_нимала участия в разговоре девушек и к_залось
(не)разделяла их воодушевления.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Различная степень уверенности – конечно, …
Источник сообщения – по-моему, …
3. Поясни лексическое значение слов сезон,
дебют. Составь с ними предложения, осложненные
вводными словами.
4. Как выделяются на письме вводные слова и
предложения? Назови несколько вводных слов,
используемых в разговорной речи.
Вариант 6.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Как хорошо ты о море ночное! Сергей Сергеевич
разрешите мне завтра поехать с вами. К счастью
папы нет дома мама тоже куда-то ушла. Значит можно
ни(у) кого (не) спрашиват(?)ся. Завтра по-вид_мому
будет хорошая погода. Мне я вам прямо скажу
нян(?)чит(?)ся с вами некогда. С песней всем
известно легче жить и строить.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Способы оформления мысли – одним словом, …
Различные чувства – к моему удивлению, …
3. Поясни лексическое значение слов транслировать,
симфония. Составь с ними предложения,
осложненные вводными словами.
4. Дай определение обращения. Чем оно
отличается от вводных слов?
Вариант 7.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Капли жемчужные капли пр_красные как хороши вы
в лучах золотых и как печальны вы капли
(не)настные осенью черной на окнах сырых. Лети моя
птичка далеко лети в городок мой родной. Однако к
уд_влению моему майор н(и)чем (ни)кого(не)донимал.
Наш соловей был по-вид_мому из опытных старых
певцов. В_прыснутые дождем травы отдохнули
пот_мнели и может быть поэтому в лесу было так
прохладно тихо.
2. Укажи значение вводных слов (5 групп).
3. Поясни лексическое значение слов сезон,
дебют. Составь с ними предложения, употребив
слова-предложения.
4. Спиши, расставляя знаки препинания и
употребляя вместо точек слова из скобок.
…боцман без задержки появился у мостика (и
точно). …он был тут же потому что аккуратно
подтянутый поясом клеенчатый его реглан
поблескивал от брызг а наушники меховой шапки
были опущены (вероятно). Мостик … был очень
невысоким и боцман не поднимаясь с него просто
остановился на палубе возле командира
выжидательно подняв к нему лицо (как указано).
Покрасневшее от ветра, спокойное и серьезное, с
правильными чертами, оно было почти красивым но
не очень приветливым. Неразговорчивость боцмана
… была хорошо известна командиру (видимо).
Вариант 8.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни
моей. Весна золотобровая весна золотоносая
бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами!
Предусмотрительный Левинсон еще до приезда
разведки пр_ехала она ночью выставил
удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был
погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы
Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.
2. Укажи значение вводных слов (5 групп).
3. Поясни лексическое значение слов аллитерация,
дебют. Составь с ними предложения, употребив
слова-предложения.
4. Спиши, вставляя в текст подходящие по смыслу
вводные слова, расставь знаки препинания.
Перевал … был близко подъем постепенно
выравнивался тропинка уже не петляла по
заснеженному скалистому взлобью справа
возвышалось что-то серое … громада другой горы …
они добрались уже до седловины (пожалуй,
наверное, значит). Ветер по-прежнему безумствовал
в своей неуемной ярости будто в невидимой
гигантской трубе выло стонало даже звенело. …
звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз …
крепчал от стужи больше всего доставалось рукам
и коленям (очевидно).
Вариант 9.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Легкий ветерок что так сладко ты ве_шь? Каждому
человеку сч_таю свое в жизни положено. Знаете ли
вы например какое насл_ждение выехать до з_ри?
Человек шесть немцев им уд_лось сгруппироваться
опасливо оглядываясь двигались в нашу сторону.
К_залось земля во много раз увеличивала свою силу
пр_тяжения. При край родимый так баян сыграй
чтобы жилось и пелось от души.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Меньшая степень уверенности – наверное, …
Источник сообщение – по- моему, …
3. Поясни лексическое значение слов симфония,
дебют. Составь с ними предложения, употребив
также междометия и слова-предложения.
4. Дай определение обращения. По каким признакам
можно найти обращения и вводные слова?
Вариант 10.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни
обращения.
Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу.
Дядя Михайла как называли его ребятишки был
высок сутул худ. Мы долго кружили по просторному
наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется
заблудились. Конечно бывало и так что в свежую
погоду шлюпку при высадке Ра_бивало о камни или
выкид_вало на берег. Отв_ри мой друг окошко воздух
тепел и душист ни один не к_лыхнется на березках
белых лист.
2. Продолжи таблицу.
Значение вводных слов |
Пример |
Большая степень уверенности |
Конечно,… |
… |
Во-первых,… |
3..Поясни лексическое значение слов сезон,
дебют. Составь с ними предложения, употребив
также междометия и слова-предложения.
4. Дай определение вводных слов. Чем
отличается обращение от вводных слов? |