Бывает частенько, что
словоодно, но очень по-разному служит
оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да
детство прошло, с тех пор уж немало
воды утекло.О смелом мы вправе сказать наперёд: такой сквозь, огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил
не знал, молчал при опросе? Воды в
рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт-
под камень лежачий води не течёт.
Сказать болтуну мы порою не
прочь: «Довольно, мол, воду-то в
ступе толочь»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело
давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
чтоб вы не сказали: «А стихах-то — вода... »
ЗАДАНИЕ
Вспомните устойчивые обороты
со словом как.
вертится как...знает как...ползёт как...
дрожит как...льёт как...свалился как...
ЗАДА Н И Е
Мы не замечаем, как много
фразеологических оборотов нас окружает, потому чтомыкнимпривыклиВыслышали,какхвалятманера,которыеделает красивыеинужные людямвещи? О нёмговорят:У
негозолотые руки.Или Трудится
не за страх, а за совесть. О плохом работнике скажут иное Все делает через пень колоду.
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
1. Надо самому отвечать за
свои поступки, а не прятаться .. 2. Обиделся Петя на замечания товарищей,
надулся как ... 3. На субботнике ребята нашего класса работали дружно,
старались не ударить ... 4. Бросились искать приезжею, а его и след … 5.
Испугался я так, что небо .. 6. У Серёжи с Мишей дружба крепкая, их водой ...
7. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... 8. Мы его расспрашиваем, а он
словно воды ...
Для справок:
прятаться за чужую спину, надулся кик
мышь па крупу, не ударить в грязь лицом, и след простыл, небо с овчинку показалось,
водой не разольешь, де.1ать из мухи слона, словно воды в рот набрал.
ЗАД А Н И Е
Назови те как можно больше
синонимов-фразеологизмов к предложенному слову. Быстро(во весь дух, со всех ног, во всю
прыть, во все лопатки, во весь опор, сломя голову, на всех парах, на всех
парусах), пропал(как
в воду канул, как сквозь землю провалился, и след простыл) и так далее.
ЗАДА Н И Е.
Вставьте во фразеологические
обороты пропущенные наименования животных, птиц. Объясните значения
фразеологизмов.
1. Делить шкуру
неубитого ... 2. Пишет, как ... лапой. 3. На сердце ... скребут. 4. Он
стреляный ... 5. Купить ... в мешке. 6. Кружится как ... в колесе. 7. Бьётся
как ... об лёд. 8. Он в этом деле ... съел.
2. Вспомните фразеологизмы с прилагательнымизаячья, крокодиловы,
ежовы, лебединая.
3. Составьте предложения о дружбе, сплочённости,
используя такие фразеологизмы: водой не ртольёии, стоять горой за кого-то, в едином строю,плечо к
плечу.
ЭТОИ Н Т Е Р ЕС Н О!!!
4. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» рассказывается
о том. как дети буквально понимают новые для них фразеологические обороты.
Прочтите отрывок из пой книги и объясните, почему дети именно так воспринимают
фразеологизмы.
Как-то он услышал, что
пришедшая в гости старуха «совику съела» в каком-то деле, то спрятал от
неё своего любимого пса.
А когда кто-то спросил у него,
скоро ли ему стукнет шесть лет, он прикрыл своё темя руками.
У трёхлетней Тани порвался чулок.
- Эх, - сказали ей, - пальчик-то
каши просит!
Проходит неделя, а пожалуй, и
больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко
каши и тычет туда палец ноги.
ЗАДА Н И Е
Не всегда фразеологические синонимы могут заменить
друг друга в тексте. Попытайтесь заменить фразеологический оборот, включённый в
предложение, оборотом, помещённым в скобках; если тго не возможно, объясните
почему?
1. Савелий
со всех ног бросился выполнять приказание (на всех парусах). 2.Несчастье
сломило Ксению, она совсем пала духом (повесила нос). 3. До школы рукой
подать (в двух шагах). 4. Противники встретились в бою один на один (с
глазу на глаз). 5. Сегодня на занятиях кружка Саша попал впросак (сел
в галошу).
ЗАДАНИЕ
К одному и тому же
фразеологизму подберите фразеологический синоним и антоним.
За тридевять земель (на краю
света - в двух шагах), ни зги не видно; хоть глаз выколи, хоть иголки собирай)
и так далее.
3 А Д А Н
И Е
Выпишите фразеологизмы из басни Крылова «Демьянова
уха».
Мой свет, сыт по горло, нужды нет, ей-же-ей, на славу,
что за счёты, (ешь) до дна, не давал ни отдыху ни сроку, (сбирается) с
последней силой, без памяти, ни ногой.
Смогла бы существовать басня без фразеологизмов?
3 АД А Н
И Е
Соедините фразеологизмы-синонимы при помощи стрелочек.
Души не чаятьни свет ни заря
Чуть светраз,
дваи обчёлся
В двух шагахяблоку
негде упасть
Кот наплакална руках
носить
Повернуться негдерукой подать
Во все лопаткииз рук вон
Никуда не годитсясломя голову
3 А Д А Н
И Е
Определите, какое из двух
сочетаний слов является фразеологизмом и
почему.
советуют искать в ноле,
когда кто-нибудь бесследно исчез; на нею бросали
слова и деньги те,кто их не пенит.
(Вечер.)
З А Д А Н И Е
1. Представьте ситуацию. В новый клуб для детей школьники
пришли впервые. Сколькоздесь
залов,коридоров, этажей, комнат! Заблудитьсяможно.Но Юля уверенно водила
ребят по комнатам, безошибочно находила нужную комнату.
Что сказали ребята о Юле?
(Знает все ходы и
выходы; знает клуб как свои
пять пальцев; она там свой человек и др.)
2.Некоторые ребята списывали домашние задания,
занимались подсказками, однако, староста делал вид, что не замечает этого.
Какой фразеологизм вспомнил
классный руководитель? (Смотрит сквозь пальцы.)
3.Работа над моделью вертолёта уже подходила к
концу, когда Вася, пробуя винт на гибкость, сломал лопасть. Все были в
отчаянии, а Вася, вместо того, чтобы признать свою вину, стал обвинять Костю,
который будто бы недостаточно прочно укрепил лопасти.
Что с возмущением ответили ему ребята? (Не сваливай с
больной головы па здоровую.)