Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 15.05.2024, 13:43:48
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

ФРАЗЕОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО
07.12.2010, 20:25:03

Бывает частенько, что слово    одно, но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло, с тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: такой сквозь, огонь и сквозь воду пройдёт.

А гуси и утки - сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал, молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идёт- под камень лежачий води не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»

Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда, чтоб вы не сказали: «А стихах-то — вода... »

 

ЗАДАНИЕ

Вспомните устойчивые обороты со словом как.

вертится как...                        знает как...      ползёт как...

 дрожит как...                         льёт как...        свалился как...

 

ЗАДА Н И Е

Мы не замечаем, как много фразеологических оборотов нас окружает, потому что   мы   к   ним   привыкли    Вы   слышали,   как   хвалят   манера,   которые   делает красивые  и  нужные людям  вещи? О нём  говорят:   У него  золотые руки.   Или Трудится не за страх, а за совесть. О плохом работнике скажут иное Все делает через пень колоду. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.

1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться .. 2. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ... 3. На субботнике ребята нашего класса работали дружно, старались не ударить ... 4. Бросились искать приезжею, а его и след … 5. Испугался я так, что небо .. 6. У Серёжи с Мишей дружба крепкая, их водой ... 7. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... 8. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

Для справок: прятаться за чужую спину, надулся кик мышь па крупу, не ударить в грязь лицом, и след простыл, небо с овчинку показалось, водой не разольешь, де.1ать из мухи слона, словно воды в рот набрал.

 

ЗАД А Н И Е

Назови те как можно больше синонимов-фразеологизмов к предложенному слову. Быстро (во весь дух, со всех ног, во всю прыть, во все лопатки, во весь опор, сломя голову, на всех парах, на всех парусах), пропал (как в воду канул, как сквозь землю провалился, и след простыл) и так далее.

 

ЗАДА Н И Е.

Вставьте во фразеологические обороты пропущенные наименования животных, птиц. Объясните значения фразеологизмов.

1. Делить шкуру неубитого ... 2. Пишет, как ... лапой. 3. На сердце ... скребут. 4. Он стреляный ... 5. Купить ... в мешке. 6. Кружится как ... в колесе. 7. Бьётся как ... об лёд. 8. Он в этом деле ... съел.

2. Вспомните фразеологизмы с прилагательными  заячья, крокодиловы,

ежовы, лебединая.

3. Составьте предложения о дружбе, сплочённости, используя такие фразеологизмы: водой не ртольёии, стоять горой за кого-то, в едином строю,плечо к плечу.

 

ЭТО      И Н Т Е Р ЕС Н О!!!

4. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» рассказывается о том. как дети буквально понимают новые для них фразеологические обороты. Прочтите отрывок из пой книги и объясните, почему дети именно так воспринимают фразеологизмы.

Как-то он услышал, что пришедшая в гости старуха «совику съела» в каком-то деле, то спрятал от неё своего любимого пса.

А когда кто-то спросил у него, скоро ли ему стукнет шесть лет, он прикрыл своё темя руками.

У трёхлетней Тани порвался чулок.

- Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!

Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши и тычет туда палец ноги.

 

ЗАДА Н И Е

Не всегда фразеологические синонимы могут заменить друг друга в тексте. Попытайтесь заменить фразеологический оборот, включённый в предложение, оборотом, помещённым в скобках; если тго не возможно, объясните почему?

1. Савелий со всех ног бросился выполнять приказание (на всех парусах). 2.Несчастье сломило Ксению, она совсем пала духом (повесила нос). 3. До школы рукой подать (в двух шагах). 4. Противники встретились в бою один на один (с глазу на глаз). 5. Сегодня на занятиях кружка Саша попал впросак (сел в галошу).

 

ЗАДАНИЕ

К одному и тому же фразеологизму подберите фразеологический синоним и антоним.

За тридевять земель (на краю света - в двух шагах), ни зги не видно; хоть глаз выколи, хоть иголки собирай) и так далее.

 

3 А Д А Н И Е

Выпишите фразеологизмы из басни Крылова «Демьянова уха».

Мой свет, сыт по горло, нужды нет, ей-же-ей, на славу, что за счёты, (ешь) до дна, не давал ни отдыху ни сроку, (сбирается) с последней силой, без памяти, ни ногой.

Смогла бы существовать басня без фразеологизмов?

 

3 АД А Н И Е

Соедините фразеологизмы-синонимы при помощи стрелочек.

Души не чаять                                 ни свет ни заря

Чуть свет                                          раз, два    и обчёлся

В двух шагах                                    яблоку негде упасть

Кот наплакал                                   на руках носить

Повернуться негде                          рукой подать

Во все лопатки                                 из рук вон

Никуда не годится                           сломя голову

 

3 А Д А Н И Е

Определите, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему.

Медвежья берлога, медвежья услуга. Волчий хвост, волчий аппетит. Важная деталь, важная птица. Горькая микстура, горькая правда. Завязать узел, завязать переписку. Сбивать с дерева, сбивать с толку.

 

ЗАДАН И Е

Укажите, какие слова в лих фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами.

Закадычный друг, попасть впросак, бить баклуши, точить лясы, кромешная ! ьма >. гулькин нос. насупить брови, сломя голову, скоропостижная смерть.

 

ВОПРОСЫ:

1.Какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

(За тридевять земель, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, по усам текло, а в рот не попало и др.)

2.Какой фразеологизм можно прочесть над входом в школу, парк? (Добро пожаловать!)

3.Каким фразеологизмом обычно начинается призыв явиться всем куда-либо? (Все как один.)

4.Можно ли образовать один фразеологизм из следующих шести слов: ни, бы, то, что, во, стать?

(Во что бы то ни стало.)

 

В О П РОС Ы  -  III У Т К И:

1.Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(Бежать со всех ног.)

2.Есть ли ноги у газеты, книги?

(Да, если их перевернуть).

3.Существует   фразеологизм   повесить   нос, то   есть  приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты, подскажите!

(Повесить нос на квинту.)

4.В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

(Как дважды два.)

5.Что общего в словах «дуга», «бараний рог» и «зри погибели»?

(Они сочетаются с глаголом «согнуть»)

6.Что   что?   Он   в   голове   у   легкомысленного,   несерьёзного   человека;   его

советуют искать в ноле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на нею бросали

слова и деньги те,  кто их не пенит.

(Вечер.)

З А Д А Н И Е

1. Представьте ситуацию. В новый клуб для детей школьники пришли впервые. Сколько  здесь залов,  коридоров, этажей, комнат!  Заблудиться  можно.   Но Юля уверенно водила ребят по комнатам, безошибочно находила нужную комнату.

Что сказали ребята о Юле?

(Знает все ходы и выходы; знает клуб как свои пять пальцев; она там свой человек и др.)

2.   Некоторые ребята списывали домашние задания, занимались подсказками, однако, староста делал вид, что не замечает этого.

Какой фразеологизм вспомнил классный руководитель? (Смотрит сквозь пальцы.)

3.   Работа над моделью вертолёта уже подходила к концу, когда Вася, пробуя винт на гибкость, сломал лопасть. Все были в отчаянии, а Вася, вместо того, чтобы признать свою вину, стал обвинять Костю, который будто бы недостаточно прочно укрепил лопасти.

Что с возмущением ответили ему ребята? (Не сваливай с больной головы па здоровую.)

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, внеклассное мероприятие, задание, это интересно, урок-игра, занимательный русский язык, КВН, неделя русского языка в школе
Просмотров: 2430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0