Знаки препинания
Однажды
Точка, Вопрос и Восклицание собрались на совет.
– Друзья, мы должны навести в текстах порядок, –
сказала Точка.
– Зачем? – спросил Вопрос.
– Без нас ничего не понятно. Посудите сами: окна
выходят во двор котята пошли гулять. То ли окна
выходят во двор. То ли во двор котята пошли. То ли
котята пошли гулять.
– А лучше так: пошли гулять! – добавило
Восклицание.
– Вот именно, – подтвердила Точка. – Если не
навести порядка, то никто не разберёт, о чём речь.
– Может, встанем в конце предложений? –
предложил Вопрос.
– Отличная идея! – Поддержало Восклицание. – Это
будет так: Окна выходят! Во двор котята! Пошли
гулять!
– Разве это правильно? Как окна могут выходить?
Может быть, лучше так: Окна выходят во двор?
Котята пошли гулять? – подсказал Вопрос.
– Нет, нельзя задавать вопросы и не получать ни
одного ответа, – сказала Точка. – Давайте
сделаем так: Окна выходят во двор. Котята пошли
гулять.
– Понял! Дадим каждому своё место! Я буду
восклицать, кричать, восторгаться, командовать.
Здорово! – воскликнуло Восклицание.
– А я, вероятно, лучше всего справлюсь с
вопросами? – спросил Вопрос.
– Тогда я встану в конце всех других предложений,
– сказала Точка.
Точка
Законченность чтобы придать
выраженью,
Мы точку поставим в конце предложенья.
Вопрос
Сколько? Где? И почему?
Как? Зачем? Когда? Кому?
Кто везде сует свой нос?
Любопытный знак – вопрос.
Восклицание
Когда кричим и восклицаем,
И чувства бурно выражаем,
В конце мы обязательно
Знак ставим восклицательный.
Детям даются непунктированные
тексты.
Прочитайте. Расставьте знаки
препинания. Объясните, почему вы так сделали.
Сорока
Где была сорока?
На ярмарку летала.
Что она купила?
Красивую брошку.
Дорого ли дала?
Даром.
Как так?
Сорока брошь украла.
Кошмар! Грабеж!
Как она могла?
Украла она не со зла.
Ей понравилась брошь.
А где деньги возьмешь?
Подумайте, какие орфограммы здесь чаще
всего употребляются. Видите сколько их! Вы можете
предложить ученикам 2-го и 3-го классов придумать
задание к этому тексту. Ученикам любого класса
можно предложить вопрос: Согласны ли вы с тем, что
бабушка совсем не умница? Обоснуйте свою точку
зрения.
Бабушка и внучка
Идет Катенька с бабушкой по улице,
каблучками постукивает. Юбка с оборочками.
Вышитая кофточка. Сумочка через плечо. В косичке
бант. Чудная девочка, просто умница! А бабушка?
Бабушка внучке юбочку нагладила, кофточку
вышила, ленточки вплела, ботиночки почистила,
сумку собрала. Глупая бабушка и совсем не умница!
Вырастит из внучки лентяйку.
Предложите ребятам озаглавить этот
текст. А еще попросите их ответить на вопрос,
виноват ли Ваня?
Кто виноват?
С утра Ваня собирался в школу. Куда
подевались носки? Где же рубашка? Почему ботинок
оказался на полке? Ужас! Какие непослушные вещи!
Но тут не вещи виноваты. А кто?
Этот текст, просто находка для тех, кто
повторяет орфограмму «правописание не с
глаголом»!
Правила хорошего тона
Не бегай по коридору! Не прыгай на
диване! Не топай ногами! Не суйся куда не следует!
Не пререкайся! Не зажигай спички! Не рисуй на
обоях! Не включай музыку на всю мощь!
Сколько же вещей нужно не делать, чтобы вести
себя хорошо!
Этот текст можно предложить и в конце
первого класса, и в четвертом классе.
Первоклассникам можно предложить
непунктированный текст. А четвероклассников
можно попросить обосновать постановку знаков
препинания. Обратить внимание на предложения с
однородными членами.
Запасливый медведь
Что медведь на зиму запасает?
Землянику, малину, орехи да коренья. Хороши
запасы! Где он их хранит? На себе. Все лето медведь
жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка!
Если Вы предложите своим ученикам этот
текст до фразы: «Вот привереда!», у Вас появится
возможность спросить у ребят: Кто мог быть этим
гостем?
Безусловно, учитель обратит внимание детей на
фразеологизм «заморить червячка».
Привередливый гость
Сегодня ко мне пришел гость.
– Здесь есть чем заморить червячка?
– Конечно! Вот сливочный торт.
– Фу! Я не люблю крема.
– Хочешь конфет?
– Я не ем сладкого.
Гость повернулся и ушел. Вот привереда!
А он нашел на земле червячка и славно
полакомился. Трудно угодить ежику.
Мягкий знак
На улице Согласной в небольшом домишке
жил мягкий знак. Был он таким скромным, что никто
даже не слышал его голоса. О нём частенько
забывали и вообще не брали во внимание. И вот
однажды, когда Ь с завистью наблюдал, как другие
буквы составляют слова, его заметили.
– Эй, Ь, если хочешь поработать, то иди к нам, –
позвали его согласные. – Некоторым из нас не
помешает, чтобы ты встал после них. Это сделает их
более мягкими и покладистыми.
Ь обрадовался. Это была отличная работа. Он с
удовольствием вставал после согласных и делал их
мягче.
Вот так:
Я решил,
впишу я гордо
В книгу Гиннеса
рекорды
И, наметив эту цель,
Ел я вместо каши ель,
А потом
стал грызть я сталь.
Не побил рекорд –
а жаль.
А теперь болит живот.
Вот!
Выпиши слова, которые оканчиваются на
мягкий знак.
Меню на любой вкус
В лесу нашёл медведь дупло с мёдом.
Сладко!
В тундре откопал олень из под снега ягель.
Сочно!
В поле хорь сорвал колос спелого зерна.
Сытно!
В лесопарке набрёл лось на пень,
где лесник для него соль оставил.
Вкусно!
А у нас в шкафу моль шубу проела.
Плохо!
Небылица
В страшную рань, в глухомань ехал конь
и вёз кладь: масла бутыль, семь кульков муки,
чтобы печь пирожки, и в горшке герань.
Споткнулся конь, глядь – упала кладь. Стал конь
кладь собирать, да не тут-то было: бутыль
разбилась. Пять кульков муки растащили
мыши-полёвки. Ловко! Остальные два кулька
рассыпались.
Стал конь муку собирать, кульки набивать.
Собирал, собирал – устал. Съел герань. Сказал:
"Дело дрянь!” – и поехал назад.
Я мимо шёл и из той муки напёк пирожки. Пришло на
пир гостей – не счесть. Стали пирожки есть, да не
успели. Я проснулся.
Разделительный мягкий знак
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем, прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед Е.
Заметил, летит вороньё
И ловко взлетел перед Ё.
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед И
Оттуда залез к муравью
Усевшись, как раз перед Ю,
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед Я
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте друзья
Меня вы найдёте в словах перед Я».
Найдите слова с разделительным мягким
знаком:
Конкурс красоты
Обезьяна
от безделья
Вдруг решила стать моделью.
В понедельник обезьяна
Принялась за дело рьяно.
Сшила платье в ателье,
На прокат взяла колье,
Не забыла обезьяна
Про помаду и румяна
И пошла на вечер бальный,
Что устроили под пальмой.
Получила на гулянье
Красота её признанье.
Поснимав ее немножко
На журнальную обложку,
Два больших орангутанга
Встали в очередь на танго.
За автографы макаки
Бились чуть ли не до драки.
И торжественно горилла
Ей диплом от всех вручила.
Но когда на пьедестале
Обезьяну награждали,
Бегемот сказал: «О Боже!
В ней ни кожи и ни рожи!
И пролезла ведь в модели.
Мисс Вселенной, в самом деле,
Быть красавица должна.
Скажем, как моя жена».
|