Игра проводится среди двух-трех команд
(в данном случае среди трех). Каждая команда состоит из четырех человек. К игре
команды готовят по два вопроса на повторение (любой раздел языка за 5—7 класс).
Материалы, которые нужно подготовить к
игре
1 . Секундомер.
2. Отпечатанные предложения (для второго
гейма).
3. Рисунок (З шт. и один большой) — для
второго гейма (девятый вопрос).
4. Погоны для Темной лошадки, на одном
надпись — Словосочетание, на другом — Предложение для 4 гейма.
5. Фишки от 1 до 9 (для второго гейма).
6. Музыка.
7. Три диплома.
8. Наградные подковы.
Тема
игры: «Повторение. Синтаксис»
1
гейм. Общие сведения
Звучит музыка. Объявляется начало
разминки.
За минуту нужно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если учащиеся не знают ответа, то говорят:
«дальше». За верный ответ — 1 балл. Каждая команда, состоящая из четырех
человек, опрашивается отдельно.
1. Автор стихотворения «Русский язык».
(И. Тургенев)
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки
речи. (Фонетика)
3. Часть слова, графически обозначаемая
квадратом или прямоугольником. (Окончание)
4. Раздел науки о языке, изучающий
правила произношения. (Орфоэпия)
5. Совокупность правил об употреблении
знаков препинания. (Пунктуация)
6. Способ связи слов в словосочетании,
при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
(Согласование)
7. Основная синтаксическая единица,
содержащая сообщение о чем-либо, или вопрос, или побуждение. (Предложение)
8. Главные члены предложения. Назовите
их по-другому (Грамматическая основа)
9. Какие части речи могут примыкать?
(Наречие, деепричастие, н. ф. глагола)
10. По цели высказывания предложения
бывают. . . (повествовательными, вопросительными, побудительными).
2
гейм. Совещательный
Каждая команда по очереди вытягивает три
номера вопросов. Совещается команда над решением одного вопроса 1 минуту после
чего дает ответ. За правильный ответ — 2 балла. Если ответ неправильный, то
может ответить другая команда и соответственно получить 1 балл. Если команда
вынимает подкову, это счастливый случай — можно воспользоваться подсказкой из
зала в любой момент игры, но только один раз.
1. Как изменится тип предложения: Скоро
в магазин привезут новые товары, если глагол привезут заменить глаголом
поступят? (Предложение станет двусоставным)
2. Запишите три пословицы или поговорки,
представляющие собой обобщенноличные предложения.
(1. Цыплят по осени считают. 2. Без
труда не выловишь и рыбку из пруда. 3. По одежке встречают, по уму провожают)
3. Перед вами предложение Дело не
обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это
предложение превратилось в безличное? (дело)
4. Выберите названия стихотворений
Некрасова, которые начинаются назывными предложениями, вспомните их начало:
«Сеятелям», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Школьник»,
«На смерть Шевченко». («Железная дорога» — Славная осень! «Размышления у
парадного подъезда» — Вот парадный подъезд)
5, Какие члены предложения пропущены в
следующей шуточной реплике:
Я никогда никому ничего, но если я что-
нибудь такое, то, что же тут такого. Какой порок высмеивает шутка? (Пропущены
сказуемые; трусость)
6. Два товарища подошли к чертежу Один
воскликнул: «Какое изобретение!» А другой сказал: «Какое изобретение?» Что
«высказал» — выразил — каждый из них? (Первый — восхищение, второй — вопрос)
7 . Напишите 10 вводных слов или
выражений. (Вероятно, безусловно, конечно, к счастью, к сожалению, итак,
во-первых, может быть, например, по-моему)
(И. Крылов, Волк на псарне, «Слон и
Моськах)
9. Какие неоднородные определения
проиллюстрированы данной картинкой.
8. В каких известных произведениях
какого автора есть такие предложения с вводными словами?
. Глазами, кажется, хотел бы всех он
съесть...
. Известно, что Слоны в диковинку у
нас...
(Маленький белый домик; высокий
каменистый берег, широкая, темная река)
3
гейм. Ты мне — я тебе
Каждая команда задает сопернице по два
вопроса. За правильный ответ — 2 балла. Схема обмена вопросами:
4
гейм. Темная лошадка
Загадывается какое-то понятие (в данном
случае «Синтаксис»). Даются подсказки. С каждой последующей подсказкой теряется
балл за ответ. Дает определение само понятие, скрытое каким-то образом от
зрителей.
— По происхождению я родом из Греции. Дословно
перевожусь как сопостроение, сочетание. Первая буква у меня такая же, как и у
этих слов. Часть моего слова принадлежала в древнегреческом языке к военным
терминам. (4 балла)
— Мой товарищ — пунктуация, мы помогаем
друг другу. (3 балла)
— Я изучаю предложения и способы
сочетания слов в предложении. (2 балла)
— Однокоренное мне слово — это
синтаксический. (1 балл)
5
гейм. Гонка за лидером
Вопросы задаются по одному по очереди
каждой команде, начиная с самой слабой. Время на выполнение задания — З минуты.
1 . Выделение слова усилием голоса.
(Логическое ударение)
2. Главный член предложения, который
обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа.
(Подлежащее)
3. Сказуемое, которое состоит из
глагола-связки и именной части. (Составное именное)
4. Если подлежащее и сказуемое выражены
существительным или числительным в именительном падеже, то... (продолжите)
(ставится тире).
5. Второстепенные члены предложения,
которые бывают согласованными и несогласованными. (Определения)
6. Когда вопросительные предложения не
требуют ответа? (Если это риторический вопрос)
7. Анютины глазки росли около крыльца.
Подлежащее? (Анютины глазки)
8. Предложения, грамматическая основа
которых состоит из одного главного члена, второй не нужен вообще или не
обязателен. (Односоставные)
9. Члены предложения, которые отвечают
на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, относятся к
одному и тому же слову (Однородные)