Цели: 1. Закрепить знания русского языка. 2. Формировать умение
выражать свои мысли. 3. Воспитывать культуру речи. 4. Воспитывать
чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.
Ход
занятия. 1. Организация класса. Учащиеся делятся на 2 команды и
рассаживаются на свои места. 1к. – «Знайки», 2 к. – «Грамотеи».
Представление жюри.
2. Вводная беседа. - Ежегодно 26 января
отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без
языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так
человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся,
творим. Одни ученые считают, что на свете 2,5 тысячи языков, другие – 4
тысячи. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди
говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский
персонаж, который был спасен Господом во время Всемирного потопа
вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном
месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что
уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы
навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую
башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое
суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они
перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив
недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот
это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли
разные народы, говорящие на разных языках (из «Священной истории Ветхого
Завета»). - А интересно, как относились к языку в давние времена?
Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей:
Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа. «- Я велел тебе,
Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она? - Вот, мой
господин. Это – язык! - Почему язык? Неужели ты считаешь, что это
самая дорогая в мире вещь? - Да, мой господин, разве может быть в
мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама»,
«солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык –
это целый мир. - Ну, хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в
мире. - Вот она, мой господин! - Снова язык?!? - Да. Язык –
самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть
орудием клеветы». Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная
нам природой возможность говорить обязывает ко многому. - Итак,
начинаем игру с меткими словами и крылатыми выражениями. У нас две
команды – «Знайки» и «Грамотеи».
3.Основная часть. 1) Конкурс
«Угадай слова». Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы
содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну –
Только не в начале. Но сегодня – ну и ну! – Все они сбежали. БРБН
СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ (Барабан, старт,
стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш.)
2) Конкурс
«Головоломки». - разберитесь в шифре. Однажды я шла по джунглям со
своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там
было написано следующее: «Если, беспечный фотограф, ты жаждешь
Знать, что тебя ожидает в пути, Вычеркни буквы, которые дважды В
этой записке сумеешь найти». Записка перед вами, что в ней написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫК БЭМЗЧВЯЗЛЕДОПКА 2. Носят девчонки, носят мальчишки В кожаном доме тетра…ки и кни…ки.
п
. . . . . . ь
3. Доска на верё…ках не хуже лоша…ки Качает
всех ло…ких на детской площа..ке.
к . . . . и
6) Конкурс
«Пословицы». - Подберите вторую часть к каждой пословице. Вставьте
пропущенные буквы. У курицы серё…ки, а когда с неё
кору дерут. У бере…ки сле…ки текут, корми овсом. Не гони
коня кнутом, а у петуха сапо…ки. Нет лучшего дру…ка,
чем родная мату…ка.
7) Конкурс «Фразеологизмы». -
Нужно узнать и объяснить фразеологизмы. 1) «Сесть в лужу» - оказаться
в неловком, смешном положении, опозориться. Это связано с боями,
драками, когда один из соперников мог быть опрокинут, повален на землю, в
грязь. 2) «Тянуть кота за хвост» - быть нерешительным в выполнении
какого-либо дела, затягивать решение вопроса. 3) «Рубить сук, на
котором сидишь» - делать то, что может быть опасным для самого же
человека. 4) «Делать из мухи слона» - во многом преувеличивать
значимость случившегося. 5) «Смотрит, как баран на новые ворота» -
очень удивленно. 6) «Воду в ступе толочь» - заниматься бесполезным
делом.
8) Конкурс «Загадки». - Нужно сочинить загадку для
противоположной команды, а отгадка прячется у вас в конверте (раздаю
картинки).
9) Конкурс «Вопрос – ответ». - Слова, которые
обозначают предмет и отвечают на вопросы: кто? что? - Сколько падежей
в русском языке? - Сколько склонений в русском языке? - Какие
существительные относятся к 1 склонению? - Какие существительные
относятся ко 2 склонению? - Какие существительные относятся к 3
склонению? - Какие вопросы имеет родительный падеж? - Слова,
которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая?
какое? какие? - Из чего состоит наша речь? - Слова, которые
обозначают действие и отвечают на вопросы: что делать? что сделать? -
Разобрать глагол читает, принесет. - Назовите местоимения 2 (1, 3)
лица.
Жюри подводит итог. Вручение призов.
- На этом
наш конкурс закончился. Вам, друзья, хочу пожелать, чтобы язык был вашим
другом. Для этого любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к
знакомой речи, и вы сделаете для себя множество открытий.
|