Цели:
расширить знания учащихся в области русского языка и литературы; пробудить
интерес к изучению данных предметов; содействовать воспитанию у учащихся
чувства коллективизма.
Учитель.
Проводя
сегодняшнюю игру, я надеюсь, что она не только расширит ваши познания в области
языка, но и пробудите интерес к науке, которая называется языкознанием.
Приветствие команд
Команда
«Орфоэпия»
Не
зная орфоэпии во всем великолепии,
не
ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь
кажется кошмаром,
когда
одним ударом
не
то, что нужно,
ставят
пол удар.
Чтение
учащимися стихотворения В. Громова «Шутка»
Мой
дядя выяснял лет сорок
И
все же выяснить не мог,—
Как
говорить вернее: творог?
А,
может правильней — творог?!
И
как—то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,
Лицо,
как роза, расцвело,
Хотел купить он полкило.
Но
тотчас, на прилавок глядя,
Опять
задумался мой дядя:
«Ведь,
вероятно, он недорог,
Пойдет
в ватрушку и в пирог…
Но
как спросить: по чем творог?
А,
может, правильнее — творог?
А
в это время у прилавка
И
шум, и очередь, и давка.
Но
дядя дольше всех стоит
И
сам с собою говорит:
«Да...
я к произношенью строг
Не
допускаю оговорок...
Но
как же все-таки — творог.
А
может правильнее — творог?!»
Задачу
эту смог решить
Мой
дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав:
«Прошу вас получить
За
полкило... творожной массы».
Кассирша
мало разбиралась
В
местоименьях, падеже
И
так сказала: «Не осталось,
Она
распродана уже!..»
Команда
«Алфавит»
Буквы-значки,
как бойцы на парад,
в
строгом порядке построены в ряд.
Каждый
в условленном месте стоит,
и
называется все алфавит!
Чтение
учащимися сказки Ф. Кривина «Мягкий знак»
Мягкий
знак давно и безнадежно влюблен в букву -ш-. Он ходит за ней, как тень, из
слова в слово, но все напрасно. Буква -ш- терпеть не может букв, от которых
никогда не добьешься ни звука. А Мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив,
не пытается выделиться в строке, занять в слове первое место. Он настолько тих
и не заметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим
буквам, которым приходиться близко встречаться с Мягким знаком, нравятся эти
его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не
смягчается только буква –ш несмотря на все старания Мягкого знака. Она
по-прежнему тверда и так шипит, но Мягкий знак буквально теряет самообладание.
Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становиться рядом с буквой
- ш — в глаголе 2 лица, в существительном З склонения. Когда это кончится,
трудно сказать. У Мягкого знака слишком мягкий характер, он не в силах противиться
строгим законам Грамматики.
Разгадывание
шарад командами
1.
Корень мой находится в «пене»,
В
«очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь
же — в дневнике я и в журнале
(О-цен-к-а)
2.
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффиксы
— в «собрании» встретите вскоре,
В
слове «рассказ» вы приставку найдете,
В
целом — по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-а-ни-е)
Рассказ
для зрителей
О
пользе знаков препинания
Человек
потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За
несложными фразами скрывались несложные мысли. Потом он потерял знак
восклицательный и начал говорить с одной
интонацией. Его уже ничто не радовало, не возмущало, он ко всему относился без
эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие
вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили
— в космосе, на земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он
потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у
него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он
все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до
точки.
Берегите
знаки препинания!
Учитель.
Русский язык томительно звучал в стихах Пушкина,
гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, был громоподобен в устах
Маяковского, колдовскими напевами звенел в строфах Блока. А как вы сумеете
передать все великолепие, красоту нашего волшебного языка?
Конкурс
юных поэтов (или дописать авторский вариант)
Даны
рифмы, сочинить четверостишия.
Игра
со зрителями. Загадки
1.
Качается стрелка туда и сюда.
Укажет
нам север и юг без труда. (Компас)
2.
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца
встречу,
соскочу
— привечу.
(Шапка)
З.
Одну меня не едят,
А
без меня редко едят. (Соль)
4.
Черный Ивашка,
деревянная
рубашка,
Где
носом ведет,
там заметку кладет. (Карандаш)
Подведение
итогов
Учитель.
Закончить
КВН хочу словами К. Паустовского «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в
нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки,
и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы,
и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь
утраты, и ликование победы.