В начале года всегда приходится
реанимировать почившие в бозе навыки письма,
активизировать знания, основательно подзабытые
за лето, вновь систематизировать их, поскольку в
процессе забывания они превращаются из цельной
картинки в рассыпанный и частично растерянный
паззл. Начало 9-го класса – это непременное
повторение и обобщение изученного о синтаксисе
простого предложения и подготовка к углублению в
дебри сложного. Вот пример небольшой работы,
которая поможет вспомнить материал
8-го класса.
1. Перепишите текст,
вставляя, где
необходимо, пропущенные буквы и знаки и
раскрывая скобки.
Те из моих читателей которые
не ж_вали в деревнях не могут себе во_бразить что
за прелесть эти уез_ные барышни! Воспитан_ые на
чистом воздухе в тени своих садовых яблонь они
знание света и жизни почерпают из книжек.
Уед_нение свобода и чтение рано в них разв_вают
чу_ства и страсти (не)извес_ные ра_се_н_ым нашим
красавицам. Для барышни звон колокольчика есть
уже пр_ключение поездка в ближний город
пол_гает_ся эпохою в жизни и пос_щение гостя
оставляет долгое иногда и веч_ное воспом_нание.
Конечно всякому вольно смеят_ся над некоторыми
их стран_остями но шутки поверхнос_ного
наблюдателя (н_)могут ун_чтожить их существен_ых
досто_нств из коих главное особен_ость характера
самобытность без чего по мнению Жан-Поля
(н_)существует и человеческого величия. В
столицах жен_щины получают может быть лучшее
образование но навык света скоро (з,с)глаж_вает
характер и делает души столь же однообразными
как и головные уборы. Сие да будет сказан_о не в
суд и не во осуждение однако ж nota nostra manet*
как пишет один старин_ый ком_ентатор.
(А.С. Пушкин)
2. Ответьте на вопросы и
выполните
задания.
а) Сколько в отрывке сложных
предложений? А простых (не считая тех, что входят
в состав сложного)? А всего простых (считая те, что
входят в состав сложного)? б)
Найдите грамматические основы в первом
предложении отрывка. в)
Выпишите из текста все вводные слова и
выражения. г)
Выпишите из текста все определительные
обороты и объясните причины их
обособления/необособления. д)
Каким членом предложения являются
однородные члены особен_ость характера
самобытность? е)
Какое окончание в слове яблонь? ж)
Выпишите из отрывка все сравнительные
обороты. з)
Есть ли в отрывке безличные предложения, и
если есть, то сколько их? Отметьте их звездочкой. и)
Выпишите из отрывка все конструкции с
однородными членами. к)
Найдите в тексте соединительный союз и,
не связывающий однородные члены. Какова его
функция в предложении? л)
Какие еще сочинительные союзы встречаются
в отрывке? Каковы их функции? м)
В какой функции слово и выступает в
таких примерах:
<...> оставляет долгое иногда
и
веч_ное воспом_нание; <...> без чего по мнению
Жан-Поля (н_)существует и человеческого
величия; <...> столь же однообразными как и
головные уборы <...>?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
а) Соотношение сложных и
простых
предложений в отрывке – 5:2. Всего простых
предложений, включая простые в составе сложного,
– 17 (3+1+1+3+4+2+3).
в)
Вводные слова и выражения: конечно, по
мнению Жан-Поля, может быть. г)
Определительные обороты: воспитанные на
чистом воздухе(,) в тени своих садовых яблонь
(обосабливается, так как относится к личному
местоимению они); неизвестные рассеянным
нашим красавицам (обосабливается, так как
стоит после определяемого слова). д)
Слова особенность характера,
самобытность являются однородными сказуемыми
(именные части); подлежащее в этом неполном
предложении опущено, оно восстанавливается по
контексту: достоинство. е)
В слове яблонь нулевое окончание. ж)
В отрывке один сравнительный оборот: как
и головные уборы. Другой претендент на данную
«должность» – как пишет один старинный
комментатор – является сравнительным
придаточным предложением.
и)
Однородные члены: 1) на воздухе, в тени;
2) света и жизни; 3) уединение, свобода и
чтение; 4) чувства и страсти; 5) долгое,
вечное; 6) особенность, самобытность; 7) сглаживает
и делает; 8) не в суд и не во осуждение. к)
В предложении <...> и посещение
гостя оставляет долгое, иногда и вечное
воспоминание соединительный союз и
соединяет простые предложения в составе
сложного. л)
Кроме соединительного союза и, в
тексте есть противительные союзы но и однако
(ж). Все они соединяют простые предложения в
составе сложного. м)
В первом и втором случаях и
является усилительной частицей, во втором –
присоединительной, которая примыкает к
сравнительному союзу как, образуя вместе
с ним и соотносительным словом единую смысловую
конструкцию столь же... как и. |