Все слова
современного русского языка делятся на два больших, количественно неоднородных
разряда слов: слова самостоятельные и слова служебные.
Слова
самостоятельные (знаменательные) называют предметы, признаки, действия,
количество. В предложении они всегда являются какими-либо (главными или
второстепенными) членами предложения.
К этой
группе относятся имена существительные, имена прилагательные, имена
числительные, местоимения, наречия, глаголы.
Служебные
слова не имеют предметного лексического значения и не являются членами
предложения; имеют грамматические значения.
К ним относятся
предлоги, союзы, частицы.
Предлоги
служат для выражения различных отношений имен существительных к другим словам
(глаголам, именам прилагательным, именам существительным), поэтому они тесно
связаны с косвенными падежами (смысловое отношение имени существительного к
слову, которое этим существительным поясняется, выражается не одним предлогом
непосредственно, а предлогом в сочетании с косвенным падежом существительного).
Частицы
придают самостоятельным словам, словосочетаниям и предложениям некоторые
смысловые и эмоционально-экспрессивные Оттенки значения.
Союзы
выступают и как связочные слова, объединяющие слова и предложения, и как
слова, выражающие отношения между отдельными членами предложения, частями
сложного предложения и самостоятельными предложениями.
Особо
стоят, отделяясь как от самостоятельных, так и от служебных слов, междометия.
Они выражают различные чувства и волевые побуждения, не называя их конкретно.
Междометия характеризуются
неизменяемостью; не являются
членами предложения.
Вопросы
и задания
1. Сколько слов в данном отрывке? Какие из них самостоятельные,
какие служебные?
Относитесь
к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите
его, и вам откроется лицо безграничных
радостей, ибо безграничны сокровища
русского языка.
(Вл. Л у г
о в с к о и.)
2. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Все вы
хорошо знаете, что петух поет «ку-ка-ре-ку». В Германии считают, что петух
кричит «ки-ке-ре-ки», в Турции — «ко-ко-ри-ко», в Голландии — «ку-ке-лу-ку», а
в Англии — «ко-кей-дудлду».
По разному
в разных странах слышат хрюканье свиньи: нам оно кажется «хрю-хрю», немцам
«киик», англичанам — «ойнк-ойнк», итальянцам — «фрон-фрон», а финнам — «снерф-снерф».
Мы
считаем, что утки кричат «кря-кря», в Германии считают — «кар-кар», в Англии —
«куак-куак», а во Франции — «кузн-куэн». Даже овцы, казалось бы, по-разному
блеют: у нас — «бе-е», в Германии — «ме-е», в Испании — «би-би», в Турции —
«ми-ми», а в Англии — «ба-а».
Такая
разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки
животных к произношению и звукам своего родного языка.
(Б.
Крейцер.)
• Как
в русском языке
воспроизводятся звуки, которые
издают волк, кошка, собака, гусь?
О Как
эти звуки передаются
на изучаемом учащимися
иностранном языке?
• Как называются эти слова? (Звукоподражательные слова.)
3. Прочитать
отрывок из стихотворения «Слова» В. Шефнера. Указать в нем вначале
самостоятельные слова, затем служебные.
Есть слова
— словно раны слова — словно суд,— С ними в плен не сдаются и в плен не
берут. Словом можно убить, оловом можно спасти, Словом можно полки за собой
повести, Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий
свинец перелить. Но слова всем сливам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их нe
смею на каждом шагу,— Как знамена В чехле, их в душе берегу.
• Почему автор так озаглавил свое
стихотворение?
4. Прочитать
стихотворение и предложить учащимся с голоса указать вначале самостоятельные,
затем служебные слова. Объяснить выделенные слова.
О языке
Я с
ученицей был знаком:
Выписывая
цифры,
Она водила
языком,
Как
обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это
очень грустно!
Нам дан
язык, чтоб отвечать
Не
письменно, А устно!
(Ю. К о р и
н е ц.)
• О каком «языке» идет речь?
• Найти среди служебных слов союзы.
5. Прочитать шуточное
стихотворение болгарского поэта
Цветана Ангелова, указать в нем
междометия.
Ах, как
трудно жить на свете,
Не усвоив
междометий!
Сердце так
и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь
как назло!
Вот бы
нынче повезло!
Я по
списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда
уже близка!
Так и ждет
меня доска.
Если б
кто-нибудь помог.
Ох!
Ух,
захватывает дух!
Притворюсь-ка,
что я глух!
Хоть бы в
классе свет потух!
Ух!
Ах,
Эх,
Ох,
Ух... не
вызвали!
6. Прочитать
шуточное стихотворение О. Высотской, ответить на вопросы.
Веселая
грамматика
Существительное
— школа, Не и ни у
нас частицы.
Просыпается
— глагол. Нам их надо повторять.
С
прилагательным веселый И
при этом не лениться
Новый
школьный день пришел. И ни
часу не терять!
Встали мы
— местоименье, После
школы, как известно,
Бьет
числительное семь. Мы
катаемся в санях.
За ученье,
без сомненья, Здесь
особенно уместны
Приниматься
надо всем.
Междометья ох и ах!
Мы
наречием отлично А потом
На уроках
дорожим. У
теплой печи
Соблюдаем
мы привычно Повторяем
Дисциплину
и режим. Части
речи!
• Сколько всего частей речи в русском языке?
• Какие части речи автором стихотворения не
названы? Есть ли они в самом стихотворении? Если есть, укажите.
• К какой части речи вы отнесете слова существительное,
глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, частица,
междометие?
• Можно ли у этих слов определить род?
7. Всегда ли насчитывали в русском языке 10 частей речи?
Прочитав отрывок из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1755 г.),
ответьте на этот вопрос.
Слово
человеческое имеет оемь частей знаменательных: 1) имя для названия
вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для
названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола
в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог
для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз
для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого
изъявления движений духа.
• Все перечисленные восемь частей речи были
самостоятельными частями речи. Какие из перечисленных частей речи школьная
грамматика сейчас считает не самостоятельными, а служебными?
• Какая из указанных Ломоносовым в числе
восьми частей речи отсутствует в школьной грамматике? Почему? (Причастие — это
глагольная форма, а не самостоятельная часть речи.) |