Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 03:25:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

СЛОВА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ
07.12.2010, 20:41:14
Все слова современного русского языка делятся на два больших, количественно неоднородных разряда слов: слова самостоятельные и слова служебные.
Слова самостоятельные (знаменательные) назы­вают предметы, признаки, действия, количество. В предложении они всегда являются какими-либо (главными или второстепенными) членами предложения.

К этой группе относятся имена существительные, име­на прилагательные, имена числительные, местои­мения, наречия, глаголы.

Служебные слова не имеют предметного лексического значе­ния и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.   К   ним   относятся   предлоги,   союзы,   частицы.

Предлоги служат для выражения различных отношений имен существительных к другим словам (глаголам, именам прилагатель­ным, именам существительным), поэтому они тесно связаны с косвенными падежами (смысловое отношение имени существитель­ного к слову, которое этим существительным поясняется, выражается не одним предлогом непосредственно, а предлогом в сочетании с косвенным падежом существительного).

Частицы придают самостоятельным словам, словосочетаниям и предложениям некоторые смысловые и эмоционально-экспрессивные Оттенки значения.

Союзы выступают и как связочные слова, объединяющие сло­ва и предложения, и как слова, выражающие отношения между отдельными членами предложения, частями сложного предло­жения и самостоятельными предложениями.

Особо стоят, отделяясь как от самостоятельных, так и от служеб­ных слов, междометия. Они выражают различные чувства и во­левые побуждения, не называя их конкретно. Междометия характе­ризуются   неизменяемостью;   не   являются   членами   предложения.


Вопросы и задания

1.   Сколько слов в данном отрывке? Какие из них самостоятельные, какие служебные?

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безгранич­ных    радостей,    ибо    безграничны    сокровища    русского    языка.

(Вл. Л у г о в с к о и.)


2.  Прочитать текст и ответить на вопросы.

Все вы хорошо знаете, что петух поет «ку-ка-ре-ку». В Гер­мании считают, что петух кричит «ки-ке-ре-ки», в Турции — «ко-ко-ри-ко», в Голландии — «ку-ке-лу-ку», а в Англии — «ко-кей-дудлду».

По разному в разных странах слышат хрюканье свиньи: нам оно кажется «хрю-хрю», немцам «киик»,         англичанам — «ойнк-ойнк»,     итальянцам — «фрон-фрон», а финнам — «снерф-снерф».

Мы считаем, что утки кричат «кря-кря», в Германии считают — «кар-кар», в Англии — «куак-куак», а во Франции — «кузн-куэн». Даже овцы, казалось бы, по-разному блеют: у нас — «бе-е», в Германии — «ме-е», в Испа­нии — «би-би», в Турции — «ми-ми», а в Англии — «ба-а».

 Такая разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к произношению и звукам своего родного языка.

(Б. Крейцер.)

   Как   в   русском   языке   воспроизводятся   звуки,   которые   издают   волк,   кошка, собака, гусь?

О   Как   эти   звуки    передаются   на   изучаемом   учащимися    иностранном   языке?

   Как называются эти слова?   (Звукоподражательные слова.)


3. Прочитать отрывок из стихотворения «Слова» В. Шефнера. Указать в нем вначале самостоятельные слова, затем служебные.

Есть слова — словно раны слова — словно суд,— С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, оловом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем сливам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их нe смею на каждом шагу,— Как знамена В чехле, их в душе берегу.

   Почему автор так озаглавил свое стихотворение?      


4. Прочитать стихотворение и предложить учащимся с голоса указать внача­ле самостоятельные, затем служебные слова. Объяснить выделенные слова.

О языке

Я с ученицей был знаком:

Выписывая цифры,

Она водила языком,

Как обезьяна в цирке.

Нельзя   об   этом   промолчать,

Ведь это очень грустно!

Нам дан язык, чтоб отвечать

Не письменно, А устно!

(Ю. К о р и н е ц.)

   О каком «языке» идет речь?

   Найти среди служебных слов союзы.

5. Прочитать   шуточное   стихотворение   болгарского   поэта   Цветана   Ангелова, указать в нем междометия.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог.

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах,

Эх,

Ох,

Ух... не вызвали!


6. Прочитать шуточное стихотворение О. Высотской, ответить на вопросы.

Веселая грамматика

Существительное — школа,               Не и ни у нас частицы.

Просыпается — глагол.                     Нам их надо повторять.

С прилагательным веселый                  И при этом не лениться

Новый школьный день пришел.              И ни часу не терять!

Встали мы — местоименье,                  После школы, как известно,

Бьет числительное семь.                    Мы катаемся в санях.

За ученье, без сомненья,                      Здесь особенно уместны

Приниматься надо всем.                      Междометья ох и ах!

Мы наречием отлично                     А потом

На уроках дорожим.                          У теплой печи

Соблюдаем мы привычно                     Повторяем

Дисциплину и режим.                         Части речи!

   Сколько всего частей речи в русском языке?

   Какие части речи автором стихотворения не названы? Есть ли они в самом стихотворении? Если есть, укажите.

   К какой части речи вы отнесете слова существительное, глагол, прилагатель­ное, местоимение, числительное, наречие, частица, междометие?

   Можно ли у этих слов определить род?


7.   Всегда ли насчитывали в русском языке 10 частей речи? Прочитав отры­вок из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1755 г.), ответьте на этот вопрос.

Слово человеческое имеет оемь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для крат­кого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принад­лежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для крат­кого изъявления движений духа.


   Все перечисленные восемь частей речи были самостоятельными частями речи. Какие из перечисленных частей речи школьная грамматика сейчас считает не самостоятельными, а служебными?

   Какая из указанных Ломоносовым в числе восьми частей речи отсутствует в школьной грамматике? Почему? (Причастие — это глагольная форма, а не самосто­ятельная часть речи.)

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, внеклассное мероприятие, задание, это интересно, урок-игра, занимательный русский язык, КВН, неделя русского языка в школе
Просмотров: 1920 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0