Цель - познакомить детей с внутренними органами
человека и их функциями, раскрыть смысл экологического закона «Все куда-нибудь
девается», подчеркнуть зависимость состояния здоровья человека от состояния
факторов неживой природы, помочь овладеть доступным для детей способом
мониторинга воды, воспитывать бережное отношение к воде.
Рассмотреть с детьми иллюстрации внутренних органов
человека, побеседовать об их функциях.
На примере судьбы «трубок дневного света» (люминисцентных
ламп) можно раскрыть детям смысл экологического закона «Все куда-нибудь
девается». Очень часто отслужившие лампы выбрасываются на городские свалки,
где они разбиваются, и ртуть, которая содержится в этих лампах, просачивается в
почву, попадает в грунтовые воды, а затем в речку. В реке ртуть опускается на
дно. Здесь ее перерабатывают бактерии. Переработанная бактериями ртуть
растворяется в воде и съедается рыбами. Рыбами питаются водоплавающие птицы,
рыбу ловят и едят люди, и ртуть попадает в их организм и вызывает различные
болезни.
Таким образом, ничто не «исчезает», все перемещается с
места на место и может стать на некоторое время частью живых организмов, т. е.
попасть туда, где по природе, не должно быть.
Прочитать рассказ С.С. Ижевского «Полиметаллические»
муравьи и «тяжелый» мед»
При возможности желательно посетить очистные
сооружения одного из предприятий города. В процессе экскурсии дети в самом
общем виде знакомятся с конструкцией очистных сооружений. Знатоки называют
части конструкции: песколовки, первичный отстойник, систему биологической
обработки воды, вторичный отстойник и так далее. Специалист рассказывает на
доступном для детей языке о назначении частей конструкции.
Детям предлагается по следующей анкете провести
скрининг воды в своей квартире.
Анкета
Дата заполнения............город...............
ул...............дом. . . . этаж. . . . квартира.....
Время.................
1. Сколько человек живет в квартире?..................
2. Подсчитайте расход воды семьей и в расчете на
каждого человека
а) утром до 8.00.............................
б) днем с 12.00 до 14.00.........................
в) вечером с 18.00 до 21.00........................
В какое время суток расходуется воды больше всего?
3. Образуется ли накипь или рыхлый осадок после
кипячения воды?
Да. / Нет.
5. Какие способы очистки питьевой воды вы используете
дома (отстаивание, кипячение, фильтрование через ткань или песок, приборы типа
«Родничок», магнитные приборы, американскую систему очистки или
другой?......................
6. Как вы потребляете воду:
а) при чистке зубов (стакан воды или открытый кран);
б) при полоскании белья (в тазу или в ванне, при
открытом или перекрытом кране, когда набрана вода);
в) при купании (несколько полных ванн, только душ, душ
и ванна).........................................
7. Какую воду вы пьете при жажде (сырую, кипяченую,
отстоявшуюся, специально очищенную)?......................
8. Зная величину платы за воду вашей семьей,
подсчитайте, какая примерно доля идет
на
а) приготовление пищи..........................;
б) мытье посуды............................;
в) стирку...............................;
г) купание................................;
д) уборку квартиры............................
Как можно сократить затраты?.....................
9. Были ли в вашей семье случаи заболеваний или недомоганий
из-за некачественно очищенной питьевой воды (да, нет, не
замечали)?..................
В заключение делается вывод о необходимости бережного
отношения человека к воде. |