Цель. Через историю дворцовых
переворотов ввести и отработать ключевые
исторические понятия «события», «явления»,
«процесс».
Задачи:
- Обучающие: проанализировать историю
дворцовых переворотов с точки зрения событий,
явлений, процессов.
- Развивающие: через усвоение понятий
«событие», «явление», «процесс» повлиять на
процесс систематизации мировоззренческих
категорий учащихся.
- Воспитывающие: через нравственную оценку
событий, поступков исторических деятелей
помочь формированию собственной системы
духовных ценностей.
ХОД УРОКА
План урока:
- Повторение «Начало эпохи дворцовых
переворотов». Выполнение задания 1 практикума.
- Новый материал «Продолжение эпохи дворцовых
переворотов». Выполнение заданий 2, 3, 4
практикума.
- Закрепление «События, явления, процессы в
истории дворцовых переворотов». Выполнение
задания 5 практикума.
1. Повторение пройденного материала:
Направляющая работа
учителя |
Практическая работа
учеников по усвоению темы |
Слайд |
Мы продолжаем урок, посвященный эпохе
дворцовых переворотов. «Тут кротко или строго,
Царило много лиц, Царей не слишком много, А более
цариц». Так писал об этой эпохе известный поэт
19 века.
Кто же они – эти цари эпохи дворцовых
переворотов? Ответу на этот вопрос будет
посвящён наш урок. |
На доске записана тема и эпиграф Ученики
записывают тему урока, делают начало таблицы |
2 |
Мы нарисовали начало таблицы. Первые
даты мы уже проходили на прошлом уроке, наша
задача сейчас вспомнить и занести их в тетрадь. |
Выполнение задания 1 практикума. По ходу
задания ученики заполняют первые строки таблицы. |
3 |
А теперь ещё раз посмотрим на
записанные события. У меня возникли следующие
вопросы:
– Сколько в истории было событий под названием
«Правление Петра I»?
– Один раз
– Сколько раз гвардейцы возводили на престол
Екатерину I? – Один раз.
– Сколько раз происходило событие под названием
«Ссылка Меншикова в Берёзово»? – один раз.
Делаем вывод? Вероятно, события происходят
один раз. |
Подведение итогов опроса. Выход на
понятие «событие».
Смотрим слайд с выводом, что такое событие. |
4 |
2. Изучение нового материала:
– Мы с вами узнали, что такое событие, какие
события происходили в начале эпохи дворцовых
переворотов. Теперь настала очередь узнать
дальнейшие события истории дворцовых
переворотов.
2.1. Второй дворцовый переворот:
Пётр II неожиданно умирает. Кому должен
достаться трон по завещанию Екатерины I? |
Класс обсуждает кандидатуры, изучая
родословную правителей |
5 |
Должна править Елизавета, но верховники
остановили свой выбор на Анне – дочери Ивана V,
вдове небогатого Курляндского герцога, а
Курляндия – бедная, всеми забытая область в
Прибалтике. Как вы думаете, почему они так решили
выбрать Анну? |
Подводим ответы ребят к выводу, что Анна
будет сговорчивее, чем Елизавета, так как у неё
меньше прав на престол. |
5 |
Верховники пригласили на престол Анну
при условии, что она подпишет «кондиции» –
документ, который сильно ограничивал её
власть. |
Работа с документом «кондиции»
(практикум, зад. 2) |
5 |
– У кого будет больше власти у Анны или
у членов Высокого (верховного) Совета?
– Сохранится ли такая форма государства, как
абсолютная монархия? |
Выслушиваем ответы и подводим к выводу,
что это была попытка ограничить абсолютную
власть монарха |
5 |
– Почему они запрещают Анне Иоанновне
вступать в брак и назначать наследников? |
Выслушиваем ответы и подводим к выводу,
что так удобнее удержать власть в своих руках
|
5 |
– Когда Анна Иоанновна прибыла в
Москву, ей подали прошение, в котором 150 дворян
всепокорнейшее молили её принять
самодержавное правление, а кондиции уничтожить.
Как вы думаете, почему дворяне были против
боярских кондиций?
Опираясь на сторонников самодержавия при дворе и
гвардейцев, Анна Иоанновна разорвала при всех
кондиции, распустила Верховный тайный совет и
стала править самостоятельно, без вмешательства
бояр. Так произошёл второй дворцовый переворот. |
Подводим к выводу, что дворяне боялись
усиления власти боярства и ослабления своей роли
в управлении страной. Заполняем строку таблицы,
посвящённую правлению Анны Иоанновны. |
6 |
Анна Ивановна, не имея способностей
и склонности к государственной деятельности,
проводила время в праздных придворных
развлечениях среди шутов и лилипутов. Особую
известность получила устроенная ей свадьба
шутов в Ледяном доме.
А теперь давайте подумаем, могла ли плохо
образованная, вообще не разбирающая в политике
женщина, править одна такой огромной страной, как
Россия?
Её фаворитом стал прибалтийский немец Бирон. Об
этом времени в памяти современников остались не
очень лестные воспоминания: «Бирон царил при
Анне, Он сущий был жандарм…». Так
охарактеризовал его Алексей Толстой. Бирон был
известен как страстный любитель лошадей и
азартных карточных игр. Время его правления
назвали бироновшиной. Политика Бирона
преследовала исключительно цели личного
обогащения. При дворе он особенно
покровительствовал выходцам из Германии и
Курляндии, сурово преследовал своих противников.
|
Подводим учащихся к понятию «фаворит» и
заполняем последнюю графу таблицы.
|
6 |
2.2. Третий дворцовый переворот:
У Анны не было детей. Поэтому она решила
побеспокоиться о наследнике. С одной стороны, ей
хотелось, чтобы трон достался её любимцу Бирону,
а с другой стороны престол оставался в руках её
родственников. Кого выберет Анна Иоанновна?
Так рядом с престолом оказалась племянница Анна
Леопольдовна. Царствующая тётка выдала её замуж
за принца Антона Брауншвейгского. В браке
родился ребёнок, которого назвали Иваном, какой
это будет Иван по счёту на русском престоле? |
Работа с генеалогическим древом.
Подводим к выводу, что Анна передаст власть
потомкам её родной сестры.
Заполняем строку таблицы, посвящённую Ивану VI
Антоновичу. |
7 |
… По завещанию Анны Иоанновны младенец
был объявлен наследником престола. Но не
забываем при этом, что она хотела сохранить
Бирона при власти. Как это сделать? |
Выслушиваем ответы ребят и подводим к
выводу, что Бирон должен стать регентом. |
8 |
Анна Иоанновна умерла, и к власти,
действительно, вместе с младенцем пришёл Бирон.
Как дворяне, гвардейцы на это отреагировали,
учитывая, что Бирона никто в обществе не любил? … Организовал
этот переворот ещё один немец, но человек,
который в отличие от Бирона имел много заслуг
перед нашей страной – фельдмаршал Миних.
Регентом при младенце-императоре стала его мать
– Анна Леопольдовна. |
Выслушиваем ответы ребят и подводим к
выводу, что произошёл ещё один дворцовый
переворот, по счёту третий. |
9 |
2.3. Четвёртый дворцовый переворот:
Свержение Бирона не привело к серьёзным
переменам в образе правления. Засилье
иностранцев в высших органах власти
продолжалось, что вызывало недовольство
гвардейцев. Среди них стали формироваться
настроения о смене власти. А менять правителей
стала привычка. Кого на этот раз поддержат
гвардейцы? Какой это по счёту переворот?
Маленького ребёнка Ивана VI изолировали от
родителей, 22 года он просидел в разных секретных
тюрьмах. После попытки поручика Мировича
освободить несостоявшегося императора, его
тайно убили в 1764 году в возрасте 24 лет. |
Работа с генеалогическим древом.
Подводим ответы учеников к выводу, что Елизавета
имела больше всех шансов стать правителем, что
это был четвёртый дворцовый переворот. Заполняем
строку таблицы, посвящённую Елизавете. |
10 |
А теперь посмотрите, сколько уже раз
повторились в истории ХVIII-го века дворцовых
переворотов.
Ребята, когда события повторяются, их называют
явлениями. |
Показываем на схеме строку с
переворотами. Работа со слайдом по различению
понятий «событие», «явление». |
11 12 |
Но явления бывают не только в истории,
но и везде, вокруг нас. Явления бывают физические,
химические, природные, астрономические.
А теперь попробуем найти в тексте задания №3
примеры разнообразных явлений. |
Ищем в задание №3 примеры физических,
химических, природных и социальных явлений,
попутно объясняем. |
12 |
Ночью 24 ноября 1741 года
заговорщики отправились в Зимний дворец.
Несмотря на то, что ноябрь – это ещё осенний
месяц, на улице уже стояла настоящая зима,
мороз пробирал заговорщиков до самых косточек.
Ещё вчера свинцово-чёрные воды Невы
покрылись тонкой коркой белого льда.
Они ускорили шаг, чтобы быстрей добраться до
цели. Войдя в покои, где мирно спал
император-младенец Иван VI, заговорщики замерли.
Им было приказано не трогать младенца, пока он
сам не проснётся. Поэтому они подошли к камину и
стали греть озябшие руки. Желтая древесина
дров сначала становилась красной, а потом
медленно и таинственно превращалась в чёрные
головёшки. Только под утро
гвардейцы смогли доставить императора-младенца
в покои Елизаветы. Так произошёл очередной
дворцовый переворот. |
1) Смена ночи и дня – астрономическое
природное явление
2) Смена времён года (зима) астр. природное явление
3) Переход воды из жидкого состояния в твёрдое
(лёд) – физическое явление
4) Превращение дерева в черные головёшки –
химическое явление, так как изменилось вещество
5) Очередная смена власти, дворцовый переворот –
социальное явление |
13 |
Итак, мы выясняли, что в эпоху дворцовых
переворотов наряду с историческими событиями
происходят и исторические явления. Одно из них –
дворцовый переворот. К власти пришла Елизавета,
дочь Петра I.
С детства Елизавета пользовалась любовью и
заботой отца, рано обучилась грамоте, хорошо
знала французский язык, основы истории,
географии. По характеру была веселой,
добродушной и одновременно капризной и
вспыльчивой. Больше всего на свете любила
светские развлечения: балы, танцы, охоту,
маскарады. Елизавета слыла первой красавицей
своего времени, обожала наряжаться, никогда не
надевала одно платье дважды и строго следила,
чтобы никто из придворных дам не был одет или
причесан красивее ее или даже появился в платье
такой же материи (после смерти императрицы в ее
гардеробе было найдено около 15 тыс. платьев).
Молодая, красивая женщина, первая красавица
двора. Любит наряды, танцы, веселье. Вот как о ней
писал Алексей Толстой: «Весёлою царицей была
Елисавет: поёт и веселится; порядка только нет».
Способна ли она одна управлять такой огромной и
неспокойной страной, как наша матушка Россия? |
Подводим учащихся к выводу, что должен
появиться ещё один фаворит. Сначала – это был её
тайный муж – Алексей Разумовский. Потом появятся
другие помощники. Заполняем последнюю графу, посвящённую
фаворитам.
|
14 |
2.4. Пятый дворцовый переворот:
Елизавета тоже была бездетной. Кого она
выберет в наследники? На второй год правления
она выписала из маленького немецкого княжества
сироту-племянника Петра. Он был одновременно
внуком двух известный правителей: Петра I, и Карла
ХII (внучатый племянник по родной сестре Карла).
Петру тогда исполнилось 14 лет. Она женила
племянника на немецкой принцессе Софии Августе
Фридерике Ангальт-Цербсткой, которую все близкие
звали Фике. Она, в отличие от своего мужа,
получила хорошее домашнее образование:
обучалась немецкому и французскому языкам,
танцам, музыке, основам истории, географии,
богословия. Уже в детстве проявился ее
независимый характер, любознательность,
настойчивость. Приехав в Россию, девушка приняла
обряд православия. В 1754г. у них родился ребёнок –
будущий Павел I. Всё вроде бы хорошо. Но что-то
тревожило Елизавету. Дело было в личных
качествах Петра. Всесильная императрица
разочаровалась в племяннике. Будучи по матери
наполовину русским, он вёл себя как иностранец в
России. Ему по душе был один кумир – прусский
король – Фридрих II, Великий Гогенцоллер. |
Рассматриваем генеалогическое древо.
Подводим учеников к выводу, что самым близким к
Елизавете человеком, будет её племянник, сын
сестры Анны.
Заполняем строку таблицы, посвящённую Петру III. |
15
16 |
Петру III довелось царствовать всего 186
дней, но за такое короткое правление он сумел
нажить себе много врагов. Им было недовольно
духовенство, военные, народ. |
Выполняем задание №4 практикума, делаем
вывод. |
16 |
Народ неодобрительно относился к
поступкам Петра III и одобрял поведение Екатерины
II. Как говорил Декарт, живя чужой стране,
необходимо уважать и выполнять обычаи и традиции
местных народов. Всеобщее недовольство Петром III
мастерски использовала его жена – Екатерина II.
По городу поползли слухи, что Петр III хочет
отправить свою жену Екатерину в монастырь, а сына
лишить права на престол. Гвардейцы переходят на
сторону будущей императрицы – Екатерины II. Они
помогают арестовать её мужа и подписать манифест
об отречении от престола. Вскоре при
невыясненных обстоятельствах он погибает. |
Подводим учеников к выводу, что
произошёл очередной дворцовый переворот. К
власти приходит Екатерина, которая по счёту
вторая, а переворот пятый.
Заполняем строку таблицы, посвящённую Екатерине
II. |
17 |
Ситуация повторяется. Молодая,
красивая, умная женщина, не имеющая никакого
опыта управления нашей огромной страной. Ей
будут помогать … фавориты. И первым таким
фаворитом был Орлов, который помог Екатерине II
совершить переворот. |
Заполняем последнюю графу таблицы,
посвящённую фаворитам. |
18 |
3. Закрепление нового материала
– Мы закончили историю дворцовых
переворотов, но не закончили знакомство с
понятием «явление». Историческое явление – это
то, что … повторяется. Найдите, что на
схеме ещё повторяется?
Фавориты у власти – это явление в истории
получило название «фаворитизм». Участие
гвардейцев в переворотах – это явление усиления
роли гвардии в политической жизни страны;
причина, почему вообще совершались перевороты. |
Подводим учеников к выводу, что кроме
дворцовых переворотов постоянно повторяются
фавориты у власти и участие гвардейцев. |
19 |
Кроме события, явления, есть ещё такое
понятие как процесс. Процесс – это то, что
происходит долго, при этом в ходе процесса, что-то
постоянно меняется. Например, выветривание гор (с
каждым годом гора от дождя и солнца становится
всё меньше, медленно разрушается). |
Работа со слайдом «Событие, явление,
процесс». |
20 |
Давайте посмотрим на нашу схему и
ответим на такие вопросы:
1) Абсолютная монархия возникла до 1725 года или
после 1725 года?
2) При Екатерине II сохранилась или нет абсолютная
монархия?
3) В 1730 случилась знаменитая история с кондициями.
Если бы затея верховников удалась, что могло
бы произойти с абсолютной, неограниченной
монархией в России? |
Подводим учеников к выводу, что в эпоху
дворцовых переворотов в стране идёт процесс под
названием «укрепление абсолютной монархии». |
21 |
1) Почему говорят, что Пётр I прорубил
окно в Европу?
2) А теперь давайте вспомним такие факты из
правления внука – Петра II: переехал жить из
Петербурга в Москву, любил повторять такую фразу:
«Я не хочу по морю ходить, как дедушка». О чём они
говорят?
3) Елизавета пришла к власти, обещая вернуть …
порядки? |
Подводим учеников к выводу, что внук
хотел вернуться к старым допетровским порядкам.
Елизавета вернулась на европейский путь
развития, восстановив порядки отца. |
21 |
Этот спор о том, каким путём идти России
продолжится и через 100 лет. 1845 год – спорят
западники и славянофилы как стране развиваться
(по-европейски или своим самобытным способом).
Так что же это в стране происходит … |
Подводим учеников к выводу, что к
процессу экономического и социального развития
России люди в обществе относились по-разному.
Класс выполняет задание № 5, учитель
комментирует и направляет ответы учеников |
21 |
4. Заключение
– Вот так закончилась эпоха дворцовых
переворотов, в которой так много было событий,
явлений и процессов
|