Цели: создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье».
Задачи:
- формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом
образе жизни;
- обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской
работы;
- развитие умения презентовать результаты собственной и совместной
деятельности;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Форма проведения: презентация проектов.
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества;
- информационно-просветительская здоровьесберегающая технология;
- метод проектов.
Оборудование:
- плакаты;
- иллюстрации;
- цветок здоровья;
- рисунки детей.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по
своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с литературой, проводят
исследования, создают памятки.
Ход урока
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее
настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только
радость.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в
хорошей форме?
- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет
здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты
здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить
здоровье.
Тема классного часа: «Здоровье - главное богатство человека».
- Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней
рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с
семью разноцветными лепестками.
Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова,
как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков.
И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее
знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго
болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил
вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете.
Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-здоровья. Каждый
лепесток - это одно направление, над которым работали 7 групп. Ребята изучили
много литературы, открывая новые знания, провели исследования, а помогали им в
этом родители, учителя, специалисты. Мы работали под девизом: «Идти вперед и не
сдаваться!»
Первая группа работала над темой: «Режим дня». Наш цветок начинает
распускаться, появляется первый лепесток.
От того, как распланировать день зависит очень многое. О том, каким должен
быть режим дня школьника расскажут ребята.
Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка
означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).
Предлагаем наш режим дня:
- Подъем: 6.30 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.
- Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо проветренной
комнате. После зарядки нужно умыться в 7.00. Сначала нужно тщательно вымыть с мылом
руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не забудьте причесаться.
- Завтрак: 7.20. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с
маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или банан).
- Выход из дома. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем
воздухе.
- В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.
- В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После занятий в 13.10
идем домой.
- Обед в 13.30. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные
или рыбные. После обеда – отдых в 14.00. 1,5ч-2ч. Можно поспать,
почитать книгу. А также
можно погулять на свежем воздухе.
- Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.00.
- Мы приготовили памятки: «Как правильно готовить уроки». Соблюдайте эти
правила, и они помогут вам.
- После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику.
- В 17.40 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию, чтению,
посетить кружки, секции. Помочь по дому.
- Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из
овощей, рыбу
или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть телевизор. Но
не более 30 – 40 минут. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату,
умыться, почистить зубы.
- Сон в 21.00. Детям 6 -9 лет рекомендуется спать 10 – 11 часов.
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна
достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25
лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами,
отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так,
ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье. Над этой актуальной
темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут, что относится к правильному
питанию. Появляется второй лепесток.
Выступление 2-ой группы.
Ученик: Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать
разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и
минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые
организму процессы. Белки незаменимы в питании.
Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням.
Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в
среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7 – 10 лет – 79г.
Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования
энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того,
чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы
головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. Для
взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для детей нашего возраста 310г.,
жиров 110 г. и 79г. соответственно.
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в
работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку
необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо,
калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.
2–ой ученик: Следующие питательные вещества составляют целую группу.
Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он
открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно
необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь» с «амин», получилось
слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов.
Расскажем о некоторых из витаминов (выступление ребят).
3-й ученик: Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных,
полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в этом нам
помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из разнообразных
каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба, хлебобулочных изделий, горячих
напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько мы получаем питательных веществ с
горячим завтраком в школе, мы, вместе с родителями, составили меню на день.
Важно соблюдать правила питания. Мы составили их для вас. Эти правила вы
внимательно изучите дома и хорошо запомните.
Основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать.
Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его
поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру,
сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода,
улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих
болезней.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не
разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
- О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа.
Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»
Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в
Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело
здоровым и красивым.
А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря
ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим
упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день
совершал верхом дальние прогулки.
- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы
подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и
здоровыми.
- комплексы упражнений для утренней гимнастики;
- комплексы упражнений для исправления осанки;
- комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;
- физминутки.
2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов упражнений
для утренней гимнастики. (Показ).
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Если с
детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут
мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно формируется
скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Упражнение для поддержания правильной осанки.
Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила.
(Ученик читает правила).
3–й ученик: Гимнастика для глаз.
Упражнение 1.
- Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.
- Открыть глаза на 3–5 сек. (делать 6–8 раз).
Упражнение 2.
Быстрое моргание 1 – 2 мин.
Упражнение 3.
- Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
- Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.
Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также соблюдать
правила.
- Не читай лежа,
- Не наклоняйся близко при чтении,
- Не играй с взрывоопасными предметами,
- Не смотри долго телевизор,
- Не играй долго в компьютерные игры.
- Делай гимнастику для глаз.
Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние
признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал очки,
носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.
Эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда красивыми.
Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет.
Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное
тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет - правильное питание и
режим дня. Четвертый секрет - ежедневный физический труд. Не случайно на первом
месте – закаливание. Об этом нам расскажут ребята из четвертой группы.
Ученик: Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных
процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе мы
регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть,
быть закаленными.
Всем известны такие строчки из песни: "Если хочешь быть здоров, закаляйся!..
«Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.
- Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то есть
постоянно.
- Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время, открыв
форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам.
Начинать следует с простого – обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или
губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо.
Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или
душу. Начальная температура воды 30 – 35 градусов. Затем постепенно ее понижают.
Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды
непрерывно меняется от горячей до холодной.
Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя ее до максимальной.
2–ой ученик: Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую
одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе.
Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это
неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении
чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из пятой группы.
Ученик: Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В
древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди приходили сюда отдохнуть,
привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста,
заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.
Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали также
баню, но их бани намного отличались от «римских». Чем жарче было в бане, тем
считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на улицу и сразу
бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть
человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Люди до сих пор не придумали средства лучше, чем баня.
Эти интересные сведения говорят о том, что человек всегда заботился о чистоте
своего тела и старался соблюдать правила личной гигиены.
- Какие правила личной гигиены вам знакомы?
Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы;
правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку
менять раз в 3 -4 месяца;
не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю
подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного
раза в неделю мыть волосы с шампунем;
содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, Ежедневно
делать влажную уборку.
Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены. Важно
помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете, почему?
- Потому что через эти предметы можно заразиться.
А сейчас такое задание:
Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными,
а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются предметы для трех групп:
полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка,
тарелка).
Вывод: Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.
Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает
болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь
соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю,
характер человека.
Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них
укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма,
подготовили материал ребята из шестой группы.
Ученик: Скажите, что вы делаете по привычке?
Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом?
- Полезные привычки.
Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы,
расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой,
соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым
по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки,
которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать
плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.
2–ой ученик: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг,
легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь
после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма,
который слабеет и плохо развивается!
Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие взрослые
страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего человека
ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно начинают
отказывать печень, желудок и другие органы человеческого организма. Для детей
этот вред втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело
болели.
Но самая страшная болезнь нашего века – это наркомания.
Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ - наркотиков.
Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или очень
любопытные люди, вскоре переходят к более сильным наркотическим веществам. Этим
они разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, эти
люди наносят себе страшные ранения, совершают преступления. Многие из них не
доживают и до 30 лет. Избавиться от этой зависимости очень трудно, часто
невозможно.
Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.
Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай
полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.
Учитель: Человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек.
Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды. Выяснить, в
каких условиях находится природа, окружающая нас, попытались наши ребята
(выступление экспертной группы). Открывается седьмой лепесток.
Ученик: Мы создали группу экспертов и совместно с родителями
провели эколого-здоровьесберегающую экспертизу условий местности.
Подробно об этой
экспертизе вы можете прочитать на страницах нашей книги, здесь описаны
задания
для экспертной группы, результаты их исследований. А решение, которое
приняли
ребята по результатам этих исследований, мы сейчас услышим.
После обсуждения результатов, мы решили, что мы должны, вместе со
старшеклассниками, учителями активно участвовать в озеленении пришкольной
территории, а также помогать взрослым озеленять наши дворы, улицы. Следить за
чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов, подъездов, своего дома.
Тогда вокруг нас будет чище и красивее.
Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не
был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к
одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны
радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь
здоровье, а что разрушит его.
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят
нас и видят каждый день.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю, что
все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как можно больше
открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно вести себя в
отношении своего здоровья. |