Цель:
- Раскрыть значение здоровья,
- Показать различные виды здоровья,
- Выяснить особенности здорового образа жизни,
режима дня,
- Практически оценить свое здоровье.
Ход урока
Вспомните! Из курса биологии - Орган,
система органов, жизненные функции организма. – 5
минут.
Проработка основных понятий, работа с текстом,
ответы на вопросы в конце текста, – 25 минут.
Человек -- биосоциальное существо. С
одной стороны, человек является неотъемлемой
частью живой природы, а с другой — развитие и
воспитание людей невозможно вне человеческого
общества
- Докажите, что человек - это часть природы.
Природная среда дает человеку здоровье и
материал для трудовой деятельности. Живя и
трудясь, мы изменяем природу, а окружающая среда
воздействует на нас. Нельзя допустить, чтобы за
достижения цивилизации человек платил своим
здоровьем. Сегодня нет сомнений в том, что
здоровье природы и здоровье человека
неразделимы. Природа — необходимая среда
обитания людей.
Для человека окружающей средой является не
только природа, но и общество, которое живет по
своим законам и правилам. Мы постоянно общаемся с
другими людьми, вступая с ними в межличностные
отношения. Общение может быть благоприятным,
способствующим развитию личности, и
неблагоприятным, приводящим к психическим
перегрузкам и даже срывам.
Социальная среда иногда "порождает”
условия для приобретения вредных привычек,
которые перерастают в болезненные пристрастия
(алкоголизм, наркомания, токсикомания) и приводят
к таким опасным последствиям, как венерические
болезни, СПИД.
Что же такое здоровье? Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье—это
состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических недостатков.
Соответственно различают физическое,
психическое и социальное здоровье.
Физическим здоровьем называют состояние
органов и систем органов, жизненных функций
организма.
Под психическим здоровьем понимают
состояние психики, характеризующееся общим
душевным равновесием.
Социальное здоровье — это система мотивов
и ценностей, регулирующих поведение.
- Состояние здоровья у разных людей существенно
отличается. Оценить его в целом позволяют:
уровень работоспособности и социальной
активности человека, способность противостоять
обстоятельствам жизни, способность
адаптироваться в окружающей среде.
• Попробуйте, аргументировано оценить
состояние здоровья ваших родственников или
друзей.
Здоровье создается и поддерживается в
повседневной жизни самими людьми и средой их
обитания. Для того чтобы прожить долгую
полноценную жизнь, недостаточно родиться
здоровым. Здоровый человек может потерять свое
физическое, психическое и социальное
благополучие, если окажется в зоне
экологического бедствия.
По данным Всемирной организации
здравоохранения, 80 % болезней определяются
экологическими условиями. В настоящее время
человечество осознало, что здоровье всех и
каждого связано со средой обитания. Все мы должны
бережно относиться к здоровью своему и
окружающих. А здоровье и красота неразделимы, что
люди осознавали во все времена. Г. Гейне писал:
"Единственная красота, которую я знаю, — это
здоровье”.
На здоровье оказывает влияние образ жизни
человека.
Образ жизни — это способ
жизнедеятельности людей в общественных
условиях. Он складывается из стиля жизни, труда,
быта, культуры человека. Говоря об образе жизни,
подразумевают привычный для человека тип
питания, труда и отдыха, отношение к физической
культуре, отсутствие болезненных пристрастий
(табакокурение, злоупотребление алкоголем,
наркомания).
Сохранить здоровье можно только при здоровом
образе жизни — поведении, направленном на
укрепление здоровья и основанном на
гигиенических нормах. Здоровый образ жизни
предполагает совершенствование всех сторон
жизни — биологических и социальных, разумное
удовлетворение материальных и духовных
потребностей, знание меры своих возможностей.
От чего зависит здоровье человека? По данным
Всемирной организации здравоохранения, здоровье
людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20% — от
социальных и природных условий, на 17-20% — от
особенностей наследственности человека и на 8-9 %
— от органов здравоохранения. Поэтому мы можем с
уверенностью сказать, что наше здоровье — в
наших руках. Формирование здорового образа жизни
должно начинаться с раннего детства и
продолжаться всю жизнь.
- Приведите примеры полезных навыков и
привычек, помогающих сохранить и приумножить
здоровье.
Главными условиями, способствующими
укреплению здоровья, являются режим дня,
двигательная активность, питание, общение с
природой.
Некоторые люди считают, что режим дня, т.
е. жизнь по распорядку, скучна и ограничивает
свободу личности. Но это неверно! Нужно
придерживаться разумных правил, предусмотренных
самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда
и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок
возник в результате исторического развития вида
Человек разумный. Если человек живет по режиму,
его организм испытывает меньшую нагрузку,
затраченные силы быстрее восстанавливаются.
- Приведите примеры из жизни растений или
животных, доказывающие пагубность нарушения
устоявшихся ритмов.
Движение — это природное свойство человека. На
ранних этапах развития общества благодаря
движению человек находил пищу, спасался от
врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал
свой организм. И в настоящее время развитие детей
и состояние здоровья взрослых зависят от
двигательного режима. При недостаточной
двигательной активности (гиподинамии)
развиваются некоторые заболевания и ускоряется
процесс старения.
На здоровье человека благотворно влияет
общение с природой. Знаменитый древнегреческий
мыслитель Гиппократ писал: "Природа лечит, врач
помогает”. Природные факторы — свежий воздух,
вода, солнечный свет — улучшают деятельность
всех систем организма.
Правильное питание тоже способствует
укреплению здоровья. Необходимо следить за
составом и разумным количеством пищи, правильно
распределить ее в течение дня и соблюдать
правила гигиены. Более подробно о факторах
сохранения здоровья вы узнаете из следующих
параграфов.
Понятия, вводимые на уроке:
- Человек — биосоциальное существо.
- Природная и социальная среда.
- Здоровье.
- Образ жизни. Режим дня.
Вопросы.
- Объясните смысл выражения: "Человек -
биосоциальное существо”.
- Что такое здоровье?
- Какое влияние оказывает природная и социальная
среда на здоровье человека?
- Согласны ли вы с изречением Г. Гейне? Обоснуйте
ответ.
- Дайте определение понятия "здоровый образ
жизни”.
- Как связаны здоровье и образ жизни?
Закрепление материала. Проведение
лабораторной работы. – 10 минут.
Лабораторная работа № 1.
Тема. Оценка состояния физического
здоровья.
Цель: научиться объективно оценивать
состояние своего здоровья.
Оборудование: секундомер или часы с секундной
стрелкой.
Ход работы
- подсчитайте пульс (количество ударов в
минуту) в состоянии покоя.
- выполните 20 приседаний за 30 секунд.
- подсчитайте пульс после физической нагрузки.
- проанализируйте изменение частоты
сердцебиений и сравните их с данными таблицы.
Характеристика |
Спортсмены |
Здоровые нетренированные люди |
Лица с нарушениями сердечно-сосудистой
системы |
В состоянии покоя |
58 |
72 |
80 |
В состоянии после нагрузки |
88 |
107 |
122 |
Прирост частоты сердцебиений |
30 |
35 |
42 |
- сделайте вывод об оценке своей физической
подготовленности.
Подведение итогов урока, домашнее задание – 5
минут.
Домашнее задание подготовится к проектной
деятельности.
Тема: прогноз погоды устами медика.
(О профилактике некоторых заболеваний)
Ход работы
- выбор исследуемой группы людей (ваш класс или
семья)
- сбор информации о частоте возникновения
простудных заболеваний в прошлом году с помощью
сотрудника медицинского кабинета школы или
сведений из классного журнала о пропусках по
болезни.
- сопоставление этих сведений с прогнозом погоды
по собственным наблюдениям или подшивкам газет.
- выводы о предупреждении простудных
заболеваний.
- защита проекта: сообщение или оформление в
письменной форме.
|