Продолжительность вечера - 45 минут.
Место проведения: актовый зал.
Оформление: на сцене и стенах зала
размещены стенгазеты, плакаты, афоризмы,
призывающие беречь природу; музыка (по выбору
организаторов вечера).
Оборудование: столы для членов жюри
и участников конкурсов.
Ведущий:
- Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!
Здравствуйте, поля, леса, реки, озера!
Здравствуйте, птицы!
Если бы человек вот так здоровался каждый день
не только с родными и знакомыми, но и со всеми
живыми существами, окружающими его, может быть,
до сих пор на Земле жили бы все те животные и
растения, которых мы уже никогда не увидим, так
как люди уничтожили их.
Уничтожение природы продолжается и сейчас. При
этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет
получить больше денег, продав редкое животное
или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие,
а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы,
убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу,
развлекаясь таким образом. И когда слышишь:
человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он
представляет собой без природы – без воздуха,
воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев
– человек?».
Все это щедро дает людям природа и не просит
взамен никакой платы, только ждет от нас
бережного, доброго отношения к себе.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Ребята, наше сегодняшнее мероприятие
посвящено охране природы. Все человечество
тревожат данные ученых-исследователей об
ухудшении экологической обстановки на земном
шаре. Мы должны научиться беречь животных,
растения, озера, реки и леса – все, что окружает
нас.
Мы должны стараться постигать тайны природы.
Давайте получше узнаем окружающий мир, а узнав –
по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем
беречь.
Этой цели посвящен наш сегодняшний
экологический вечер. В нем принимают участие 3
команды по 5 участников в каждой, а также
зрители-болельщики. (Ведущий представляет
команды, членов жюри и учеников, помогающих вести
вечер, зачитывает условия оценки членами жюри
конкурсных заданий).
- Вниманию команд предлагается I конкурс –
экологический тест. Каждая команда должна
ответить на вопросы теста в течении 10 минут и
сдать его в судейскую коллегию. Пока участники
выполняют задания, проведем игру со зрителями.
Заработанные очки за правильные ответы
болельщики зачисляют в актив своей команды.
Итак, игра « Поле чудес».
Задание 1. «Охрана окружающей
природы».
Назовите слово из 8 букв, которое отражает
следующее определение: «Территории, на которых
охраняются отдельные природные компоненты».
(Ответ: заказник)
Задание 2.
Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе
– вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а
человеку нужна Родина. И охранять природу -
значит охранять Родину!» Назовите фамилию
замечательного писателя, большого любителя
природы, состоящую из 7 букв.
(Ответ: Пришвин)
- Помните, наша Родина, ее процветание зависит
от каждого из нас.
1-ый ученик:
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба,
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
2-ой ученик:
Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.
Из всех природных ресурсов нашей планеты самое
большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы
должны беречь землю, заботиться о ней, умножать
ее плодородие. А земля сегодня изрезана,
истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные,
радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так,
например, только за 90 лет разлагается в земле
консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет –
фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый
пакет.
3-ий ученик:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая,
что ты такое. Ты не просто необходима для жизни,
ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный
французский писатель, летчик Антуан де
Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды
вызывает большую тревогу не только ученых, но
всех людей нашей Земли.
Многие реки, ручьи превратились в сточные
канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся
непригодными для питья подземные источники,
потому что «передовой» метод добычи нефти в
Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты
с целью повышения нефтеотдачи) привел к
уничтожению многих чистых родников.
Загрязнителями воды являются и химзаводы, и
животноводческие фермы, и несанкционированные
городские свалки, которые появляются в любом
месте, а также у водоемов.
Человек, потребляя неочищенную воду,
подвергает свое здоровье опасности: в настоящее
время в наших водопроводах выделено более 2100
различных видов загрязнений (включая бактерии и
вирусы), вызывающие серьезные болезни.
Ведущий:
Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не
плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
которой россияне следовали на протяжении многих
веков, и которая, к величайшему сожалению, нами
напрочь забыта и игнорируется.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
1-ый ученик:
Не может человек прожить без чистого воздуха. В
настоящее время он не соответствует норме в 187
городах России, в которых проживают 65,4 миллиона
человек. В атмосфере присутствует химический
коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота,
бензопирена, формальдегида, фенола, фторид
водорода, этилбензола и многих других
компонентов, вызывающих заболевания дыхательной
и нервной систем, ослабление памяти и
онкологические заболевания. Такова
неутешительная картина на сегодняшний день в 66
городах, где максимальные концентрации
превышают 10 ПДК.
Ведущий (обращается к командам):
- Время, отведенное на экологический тест,
закончено, пожалуйста, передайте ответы в жюри.
Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране
окружающей среды». (Командам раздаются карточки,
на которых написаны задания).
Задание 1. К определению левого столбика
подберите понятие из правого и напишите ответы
парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)
1. На охраняемой территории допускается
посещение туристов.
2. Ценный в природном отношении объект (озеро,
дерево, скала, пещера).
3. Специально выделенная территория, где
полностью запрещена хозяйственная деятельность.
4. Особо охраняемая природная территория, где в
естественном состоянии сохраняется природа.
|
1. Заказник
2. Заповедник
3. Памятник природы
4. Национальный парк
|
(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)
Задание 2. Какие законы приняты в России,
Башкортостане (или своем регионе) об охране
окружающей среды?
Задание 3. Назвать международные
экологические даты, акции, призывающие людей
Земли обратить внимание на глобальные проблемы.
Ответы: Акции:
а) 31 мая – Международный день борьбы с курением.
б) 20 октября – День отказа от курения.
в) 1 июня – День защиты детей.
г) 1 марта - День борьбы с наркоманией.
д) 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом и
другие.
Даты:
1) 22 апреля – День Земли.
2) 16 сентября - Международный день защиты
озонового слоя.
3) 5 июня – Всемирный день окружающей среды и
другие.
- Пока команды выполняют эти задания, вновь игра
со зрителями. (Помощники ведущего задают
болельщикам вопросы на темы: заповедники и
памятники природы, экологические проблемы,
поднимаемые в народном творчестве и другие).
Ведущий:
- Команды сдали свои ответы членам жюри и готовы
участвовать в следующем конкурсе «Знатоки
устного народного творчества». Этот конкурс
состоит из 3-х заданий (командам раздаются
карточки с заданиями):
1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу.
Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит»,
отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».
2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.
3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы
зрители отгадали ее. За верно угаданную
пословицу команда получает 3 балла.
- Пока команды готовятся, мы хотим сделать
сообщение о том, что недавно был проведен
городской конкурс творческих работ по теме
«Экология природы – экология души». Наши ученики
приняли в нем участие. Вот что написала в своем
сочинении ученица 11 Б класса Романова Марина:
«Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна
среди домов нового микрорайона – все это
принадлежит всем нам. Мы хозяева лесов, речек,
прудов – всего живого, прекрасного украшения
земли. Но если мы хозяева, то, конечно же, и
защитники, потому что нельзя не платить за добро
ответным добром. Бездумно спиленный тополь,
затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных
цветов – все это удар по запасам природных
богатств. А ведь они не безграничны.
Нужно помнить, что каждое дерево – это наше
дыхание, а значит, здоровье. Каждый должен
осознать простую истину: нанося вред окружающей
среде, мы тем самым вредим самим себе, делаем нашу
жизнь серой и унылой».
1-й ученик:
Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу
перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети
беззаботно, расточительно ведут себя по
отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное
отношение к природе приносит большие беды:
гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России
сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных
пожаров происходит по вине человека. Гибнут
звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны,
носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По
данным Международного Союза охраны природы с 1600
года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида
млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт
(о.Маврикий в Индийском океане), бескрылая
гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь),
зебра квагга, сумчатый волк, морская корова
Стеллера и много других.
2-й ученик:
Сберечь и сохранить флору и фауну Земли для
потомков – важнейшая задача человечества.
Неслучайно ребята сочиняют частушки об
экологическом бедствии природы. (Ученики
исполняют свои куплеты).
Ведущий:
Ребята! Многие писатели и поэты пишут о природе.
Она поражает нас своим богатством и
великолепием.
Уникален и наш башкирский край. Мы гордимся
древним Уралом, его лесами, озерами, реками,
водопадами. Увидеть эту красоту мы можем,
соприкоснувшись с природой. «Жизнь прекрасна
потому, - как сказал Н.М.Пржевальский, - что можно
путешествовать». Есть все возможности совершать
увлекательнейшие походы по своему родному краю.
Путешествуйте, узнавайте мир вокруг вас, любите и
берегите природу!
3- й ученик:
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться.
Так пусть вперед зовет нас гром
И пусть нам молния светится.
Теперь слово участникам III конкурса. (Участники
угадывают пословицы по предложенным
перевертышам, называют поговорки о природе,
изображают пантомимой пословицы).
- Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается
последний, IV конкурс соревнующихся команд. В
качестве домашнего задания было предложено
нарисовать экологический плакат, который
участники должны защитить перед зрителями и
жюри. Члены жюри учитывают актуальность
выдвинутой проблемы, содержательность,
эмоциональность выступления. На защиту плаката
каждой команде дается 1 минута, (Один
представитель команды поднимается на сцену к
своему плакату, который является оформлением
сцены).
Ведущий:
Ребята! Сегодня на экологическом вечере мы
узнали, как важно сберечь природу нашей Родины
для нас и наших потомков. Мы должны быть
патриотами своего Отечества. (Ученики,
помогающие ведущему, призывают всех участников
вечера беречь природу и предлагают высказать
свои предложения по улучшению окружающей среды
своего города).
В конце мероприятия ведущий предоставляет
слово судейской коллегии. Жюри подводит итоги
всех конкурсов, объявляется победитель,
участникам вручаются памятные призы.
Вечер заканчивается коллективным исполнением
песни о природе, о башкирской красавице реке
Белой в сопровождении гитары (автор В.Мамаев):
От заката до восхода
Вьется дым от теплохода,
А река буруном белым
И названье реки Белая.
С другом мы идем в походы,
В лоно, так сказать, природы,
Но до этого нет дела
У реки с названьем Белая.
Припев:
Белое устье Белой реки,
Белое облако, белые стихи,
Белые чайки белы и легки –
Белая речка, Белая.
Белое утро Белой реки,
Белый платок смуглой руки,
Белые волны, как островки –
Белая речка, Белая.
С другом мы навек бродяги,
Горожане-доходяги,
Лагерь с ним рукой умелой
Разобьем у речки Белой.
От костра так пахнет летом,
Горьким медом, сладким цветом,
Дым девчонкой в платье белом
Уплывает над речкой Белой.
Припев.
Утром встанешь рано-рано
И по пояс по туману
Побежишь, как угорелый
Искупаться в речке Белой,
А река как мать родная,
Молоком парным встречая,
Обжигая, нас согреет
И белеет, и белеет.
Припев. |