Цели: углубить представление о жанре басни;
расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с
предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам
сравнительного анализа текстов.
Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты
басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова;
иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации,
видеоматериалы к уроку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
А) Повторение теории:
– Дайте определение басни.
– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)
– Что такое мораль?
– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
– Определение олицетворения?
– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)
Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.
– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?
– Какая фраза из этой басни стала устойчивым выражением (фразеологизмом)? («Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею...»)
– Аллегорией чего является осел?
– Какова мораль этой басни?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Жанр басни известен с древних времен.
Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры.
Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в
стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр
латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен
французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские
баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.
Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и
виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее
произведение. Название басни сохранялось без изменений.
– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на эту же тему.
(Слайд 2)
– Басня И.А.Крылова «Лиса и виноград»
(Слайд 3)
III.Обучение сравнительному анализу басен.
План сравнительного анализа.
(Запись на доске)
- Тема басни.
- Герои басни.
- События, действия героев.
- Цель басни.
- Мораль.
- Художественные особенности.
Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.
Общее |
Различное |
- общая тема, общий герой;
- басня кратко изображает событие, которое имеет
поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки
людей;
- в басне высмеиваются людские пороки;
- басня имеет поучение (мораль)
|
- басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
- басня Лафонтена более развернута: действие переносится
во Францию, желание Лиса достать виноград усилено тем, что он
умирал с голоду; виноград описан заманчивым , притягательным для
Лиса, автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до
винограда: «Пусть им кормится всякий сброд!» Мораль у
французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса;
- басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку,
так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и
устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб
неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской
пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов
иллюстрирует своей басней.
|
IV. Закрепление изученного материала.
– Какие басни вы приготовили для чтения в классе?
Кто смог найти краткую историю создания этой басни? (Заслушивание
выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)
V. Викторина по прочитанным дома басням.
Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте угадать их.
Задание 8
Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил
жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята угадывают, из какой
сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.
VI. Домашнее задание.
- Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
- Попробовать сочинить басню самим.
|