Живопись – это музыка, звучащая с
полотен, а музыка – это чувства выраженные
звуками.
Цели урока:
- Образовательные:
- создать условия для изучения и повторения
учащимися произведений великих мастеров
пейзажа;
- понять отличительную особенность произведений
различных мастеров по отношению к личности
Человека;
- Развивающие:
- развивать у школьников способности зрителя,
готового к восприятию произведений великих
мастеров;
- развивать творческие способности в
поисково-исследовательских и индивидуальных
видах учебной деятельности;
- Воспитательные:
- воспитание художественного вкуса;
- выработка устойчивой потребности общения с
произведениями мировой художественной культуры
и умение находить в них духовно-ценностные
ориентиры.
Ожидаемый результат:
- у учащихся сформируется представление о жанре
пейзажа как трудоемком подготовительном
процессе, где художник прибегает к натурным
зарисовкам и ищет прототипы для своих полотен в
реальной жизни, в музыке и поэзии;
- углубление знаний у учащихся, полученных на
предыдущих уроках;
- умение учащихся направить свою деятельности в
нужное русло для работы на последующих уроках.
Методы: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний.
Формы: фронтальная.
Материалы к уроку:
- Для учителя: Интернет-ресурсы, проектор,
экран, мультимедиа – презентация (Приложение
1)
- Для учеников: альбом, акварельные краски, кисти
Зрительный ряд: произведения
художников пейзажистов: Шишкин И.И. «Дождь в
дубовом лесу», Васильев Ф.А. «Мокрый луг»,
Кустодиев Б. «Гроза», Рерих Н.К. «Небесный бой»,
«Зов неба. Молния», В Ван Гог «Пейзаж в Овере.
После дождя», Дубовский Н.Н. «Радуга».
Литература: Поэзия Ф.Тютчева: «Как
весел грохот летних бурь.., «Весенняя гроза»,
Н.А.Заболотский «Гроза», «Дождь», японская и
китайская поэзия – М. Басе Ван Вей.
Музыка: Людвиг ван Бетховен –
шестая симфония (часть 4), сцена грозы из
оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»
(фрагмент 2-го акта), театральные шумы – дождь.
Гроза.
План урока.
- Мотивация учащихся, вступительное слово
учителя демонстрация презентации – 10 мин.
- Сообщение темы и ожидаемого результата урока –
2 мин.
- Выполнение творческой работы – пейзажа по
мотивам японской и китайской поэзии – 25 мин.
- Рефлексия, сообщение домашнего задания – 3 мин.
- Подведение итогов урока. Анализ работ – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Мотивация
– Как вы думаете, ребята, для чего нам нужно
уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции?
Где нам могут пригодиться полученные на этом
уроке знания. (Ответы детей)
– Правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми,
культурными людьми нужно знать и понимать
искусство, получать удовольствие, уметь
радоваться от прослушивания классической
музыки, просмотра произведений художников,
чтения стихов.
2. Вступительное слово учителя
Педагог: Как вы, ребята, думаете, можно
ли цветом передать свои чувства, которые у вас
возникают при прослушивании красивой музыки? Как
можно передать мягкие теплые оттенки звучания
фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки
скрипки? (Ответы детей)
– Звуки разной силы можно изобразить разными
линиями: громкие – толстой линией, тихие –
средней, едва уловимые – тонкой. Линия
запечатлевает неуловимое в движении жизни.
Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает
тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой,
нежной и бархатной. Богатство художественных
приемов работы акварельными красками (гуашью)
помогает передавать многообразные явления
природы..
– Можно, ли разнообразными цветовыми пятнами
(тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными,
изысканными, кружевными, колючими, бархатными,
нежными и т.д.) передать звук. Например, звук
журчащего ручейка, рев водопада, дождь и грозу,
тишину и т.д. (Педагог демонстрирует показ
разнообразных приемы работы акварельными
красками)
– Вот, это есть не что иное, как абстрагирование.
Абстрагирование – это один из основных способов
нашего мышления. Его результат – образование
общих понятий и суждений и есть абстракция. В
художественной деятельности абстрагирование
присутствует постоянно.
В декоративном искусстве абстрагирование – это
процесс стилизации природных форм.
В процессе рисования художник выражает свое
отношение к изображаемому. Главное
выразительное средство живописи – цвет, рисунка
– линия.
Художники в своих работах стремятся передать
свое эмоциональное состояние от увиденного, а
композиторы хотят звуками передать
эмоциональное состояние от услышанного. Порой
возникают соответствующие
музыкально-художественные ассоциации: смотришь
на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку,
представляешь картину.
3. Презентация (Приложение
1) содержит материал
искусствоведческий. Знакомство с творчеством
художников пейзажистов. Просмотр сопровождается
чтением стихов и музыкой.
- Шишкин И.И «Дождь в дубовом лесу» – Ф.Тютчев
«Как весел грохот летних бурь..» – Л. Ван
Бетховен «Шестая симфония» (часть 4);
- Васильев Ф.А. «Мокрый луг» – Н.А.Заболотский
«Дождь» – театральные шумы дождя;
- Кустодиев Б. «Гроза» – Ф.Тютчев «Весенняя
гроза» – сцена грозы из оперы Дж. Россини
«Севильский цирюльник» (фрагмент 2-го акта);
- Рерих Н.К. «Небесный бой» – Н.А.Заболотский
«Гроза» – театральные шумы грозы;
- В Ван Гог «Пейзаж в Овере. После дождя» –
Дубовский Н.Н. «Радуга».
После знакомства с творчеством художников
учитель проводит закрепление знаний с помощью
теста.
4. Тест «Накапливаем знания»
1) Какие известные Вам художники работали в
жанре пейзажа? (Шишкин.И.И,, Васильев Ф.А., Рерих
Н.К., Дубовский Н.Н, Левитан И.И, Саврасов А.К.идр.)
2) Какое эмоциональное впечатление составляют
пейзажи художников с которыми вы познакомились
на уроке?
- печали,
- тревоги,
- таинственности,
- нежности,
- радости.
3) Какие виды пейзажа Вы знаете? Классификация. (Городской,
сельский, морской, парковый, исторический,
урбанистический, «чистый», фантастический, или
футурологический пейзаж, космический,
астральный пейзаж.)
4) Какие виды искусства использовал учитель для
объяснения темы? (Живопись, музыка, литература)
5) Назовите известных Вам художников Магадана. (Цирцинс
В, Пилипенко А, Бызов, Руднев)
5. Постановка темы и задач урока
– Тема нашего урока «Жанр пейзажа». Цель урока
– создание ассоциативной композиции на тему
«Лазурь и грозы. Состояние природы» с
использованием акварельной или гуашевой
техники.
Словарь:
Ассоциация – это психологическая связь
представлений о различных предметах и явлениях,
выработанных жизненным опытом.
Задачи, которые будем решать на уроке:
- Знакомимся с понятием «ассоциативная
композиция».
- Расширять представления о возможностях
изобразительных материалов, о различных
техниках работы акварельными красками.
- Решать композиционные задачи в предложенной
теме.
- Развивать эстетически-художественный вкус,
воспитываем чувство радости, восторга от
восприятия музыки, поэзии и живописи.
6. Практическая работа
Создание ассоциативной живописной композиции
на тему «Лазурь и грозы. Состояние природы» по
мотивам японской или китайской поэзии.
Материал: акварель или гуашь
7. Рефлексия
– Похлопайте в ладоши, кто считает, что
справился с сегодняшним заданием, кто считает,
что ему не хватило времени, пусть погладит себя
по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий
раз непременно успею».
8. Подведение итогов урока. Анализ работ
– Очень приятно отметить, что все на уроке
справились с заданием: нарисовали свои
композиции, попытались передать свои эмоции,
чувства от прослушивания музыки и поэзии . У всех
получилось свое прочтение одного и того же
поэтического произведения, своя ассоциативная
композиция, и вы сумели передать свое отношение к
этому произведению.
– Хочется отметить детей, которые вышли на
продуктивный, творческий уровень – создали
выставочные работы.
– Молодцы! Желаю вам творческих удач. Урок
окончен. |