Новое воспринимается как новое на фоне
уже известного, поэтому вначале нужно определить область поиска и,
говоря методическим языком, актуализировать знания учащихся. На доске
семиклассники видят кроссворд, который призван привлечь их внимание к
категории ЖАНРА, и самостоятельно формулируют задание: надо решить
кроссворд, вписав названия жанров:
Изученные в начале учебного года жанры древнерусской литературы: 1) житие
и 3) хронику — распознают быстро. А вот угадать название
жанра, разговор о котором шёл в 5-м классе, помогает пример-подсказка: "Осёл
натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных.
Завидев лисицу, он и её хотел напугать; но та услышала, как он ревёт, и
сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было
твоего крику».
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают
себя своими же разговорами”.
Заполняем вторую строчку кроссворда и тут же вспоминаем признаки,
помогающие опознать жанр басни.
Оставшееся неназванным слово и есть тот самый икс, то новое, что
предстоит узнать. Угадать термин предлагается по этимологической
справке.
По происхождению слово это древнерусское, обозначало "стечение,
случай” и было образовано от глагола приткнуть. Корень у этих
слов течь (тч, тек), что в древнерусском языке обозначало идти,
двигаться. В Библии, написанной на греческом языке, жанр этот
именовался паремия — "припутное”, то есть указывающее путь, руководящее
человеком на жизненном пути.
Слово найдено — притча. Но что оно обозначает, чем
отличается этот жанр от уже известных? Ребятам предлагаются два
определения: логическое и риторическое.
И оба они нуждаются в восстановлении.
Риторическое определение записывается в тетради по литературе как
тема урока: "Притча — это и ________________, и путь к ________________”.
А логическое, научное определение жанра притчи семиклассники получают
распечатанным на карточках, которые вклеивают в тетрадь по литературе.
Образец карточки (распечатываются по 4 на листе А4):
Поучение в примере (словарь
В.И. Даля)
Притча — небольшой рассказ нравоучительного
характера,
родственный басне; содержит поучение в иносказательной,
аллегорической форме. Отличается от басни _________________и
________________________смысла, широтой
___________________________.
Иллюстрирует __________________ мысль, имеющую отношение не
только к
частной жизни человека, но и к ____________________ законам
бытия. Если
басня сразу преподносит недвусмысленный вывод-мораль, притча
более
"открыта” по форме, может иметь ________________________
значений и
толкований. В отличие от басни притчу нельзя понять вне
___________________:
её смысл обусловлен __________________, по которому притча
рассказана.
Басня — это _____________ размышлений, притча — ________________
их, повод
к размышлениям. |
Далее порядок действий с логическим определением таков.
1-й шаг — прочитать первую фразу текста и
сформулировать задачу, которую нужно решить на уроке. А именно: если
басня и притча схожи, то нужно научиться отличать притчу от басни.
2-й шаг — послушать два текста и постараться
определить: какой из них — басня, а какой — притча.
1. Однажды галка увидела, как орёл унёс ягнёнка, захотела сделать
то же самое, но запуталась в руне и была поймана пастухом. Вот так-то:
не стоит соперничать с сильными мира сего.
2. У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он
рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И
сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу
туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра
лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но
Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же
достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает
сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
3-й шаг — сопоставить эти произведения, выделив
черты сходства и различия, и в процессе совместного обсуждения заполнить
лакуны в карточках.
Притча — небольшой рассказ нравоучительного
характера,
родственный басне; содержит поучение в иносказательной,
аллегорической форме. Отличается от басни глубиной и значительностью
смысла, широтой обобщения.
Иллюстрирует
важную мысль, имеющую отношение не только к частной
жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия.
Если басня сразу преподносит недвусмысленный вывод-мораль,
притча более "открыта” по форме, может иметь бесконечно много
значений и толкований. В отличие от басни притчу нельзя
понять вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому
притча рассказана. Басня — это итог размышлений, притча — начало
их, повод к размышлениям.
|
Самое важное в ходе этой работы, чтобы дети поняли: притча в отличие
от басни, преподносящей недвусмысленный вывод-мораль, многозначна и
может иметь бесконечное множество интерпретаций и толкований.
Но может ли научное определение дать полное, исчерпывающее знание о
жанре — суть которого многозначность? Возможно, что-то неожиданное таит в
себе риторическое определение? Для того чтобы расшифровать его,
предстоит пройти новый путь, и начало этого пути — обращение к истокам
возникновения жанра притчи, к притчам царя Соломона.
Сперва слово учителю — об этой историко-мифологической личности надо
постараться рассказать так, чтобы ребятам захотелось узнать, о чём же
мог поведать столь выдающийся человек. Здесь уместны истории о том, за
что одарил Господь царя Соломона величайшей мудростью и вдобавок
богатством, славой, долголетием, а также о том, как рассудил царь
Соломон спор двух женщин о ребёнке, и тому подобные.
Потом обращаемся к фрагментам из «Книги притчей Соломоновых»
(см. Приложение). После чтения "по цепочке” стихов из 1-й и 4-й глав
семиклассникам предлагаются такие задания.
Задание 1. Что представляют собой притчи царя
Соломона? Выберите нужное: рассказ, стихотворение, наставление,
письмо, загадка. Объясните свой выбор.
На основании наблюдений за грамматическими формами (в тексте есть
обращения и много глаголов в повелительном наклонении) ученики делают
вывод, что притчи царя Соломона — это притчи-наставления.
Задание 2. В главе 4 мы находим обобщённые образы
МИРА и ЧЕЛОВЕКА. Каким представлен образ мира в стихах 18 и 19?
Схематично изобразите (нарисуйте) его.
Дети читают стихи 18–19: 18 — Стезя праведных — как светило
лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. 19 — Путь же
беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся — и рисуют
две дороги: одну прямую, светлую, другую извилистую, тёмную.
Здесь же уместно выяснить, что символизируют понятия "свет” и "тьма”.
"СВЕТ” — это символ ДОБРА; "ТЬМА” — это символ ЗЛА.
Задание 3. Как изображён человек? Перечитайте стихи
20–27, выпишите в столбик слова, относящиеся к образу человека.
УХО
ГЛАЗА, РЕСНИЦЫ
УСТА, ЯЗЫК
СЕРДЦЕ
НОГА
• Попробуйте определить, какой другой, более широкий смысл имеет
каждое из этих существительных, обозначающих части тела человека.
УХО — способность слышать
ГЛАЗА, РЕСНИЦЫ — способность видеть
УСТА, ЯЗЫК — способность говорить
СЕРДЦЕ — способность чувствовать
НОГА — способность ступить, совершить поступок
• Где в нарисованной нами картине мира вы поместите человека?
На развилке двух дорог: "стези праведных” и "пути беззаконных” — у
каждого есть возможность нравственного выбора: куда ступить (как
поступить).
Задание 4. Каков он — мир Добра? Каким надо быть,
чтобы идти по стезе Света? Найдите в главе 1 и выделите разными
маркерами однокоренные слова, в которых отражён СВЕТ ИСТИНЫ.
Мудрость
Мудрый (ые)
Мудрецов |
Правила
Правосудие
Правота |
Правосудие
Суд
Рассудительность |
Разум
Разуметь
Разумный
Благоразумие |
Познать
Знание
Познания |
Смышлёность
Замысловатый |
Задание 5. Продолжите предложения:
"Мир Добра — это мир…”
"Чтобы идти по стезе Света, нужно…”
Задание 6. Найдите среди выделенных вами слов такое
слово, которое способно вместить в себя значения всех других слов, и
попробуйте восстановить риторическое определение, вынесенное в название
темы нашего урока.
Мудрость — 1. Обладание большим умом. 2. Глубокий
ум, опирающийся на жизненный опыт.
Притча — это и мудрость, и путь
к мудрости.
Рефлексией о том, как ребята поняли смысл изречения и чем ценно будет
для каждого из них чтение и осмысление притч, завершается интрига
урока.
Домашнее задание состоит из двух частей: первая
часть направлена на расширение изученного на уроке материала, а вторая —
на применение.
1. Прочитайте главу 14 «Книги притчей Соломоновых». Как расширяются
образы мира и человека, явленные в притчах царя Соломона? Выделите
символические слова-образы и дорисуйте картину мира. Определите, каковы
качества человека, идущего по стезе Света, и того, кто бредёт во Тьме, и
запишите их, распределив по двум колонкам.
2. Выучите одну из притч-наставлений из этой главы и опишите
ситуацию, в которой её уместно было бы употребить.
Уже на следующем уроке ребята с удивлением отмечают вневременной
характер древних притч. |