Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:33:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Жанровое своеобразие древнерусской литературы
16.08.2012, 13:39:15

Цель: познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы; развивать умение определять жанр произведения; воспитывать любовь к чтению произведений данного периода, интерес к историческому прошлому нашего народа.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Считается, что возникновение древнерусской литературы относится к концу Х - началу ХI веков. В этот период на Руси происходит важнейшее событие: в 988 году киевский князь Владимир Святославович захватил крупнейший крымский город Херсонес. Византия предложила заключить мирный договор. Но князь Владимир согласился на него при одном условии: царевна Анна, сестра византийских императоров, должна стать его женой. Владимир был язычником, и греки потребовали, чтобы он принял христианство.

Слайд №2. Понимая выгодность союза с Византией, Владимир не только согласился креститься, но и установил христианство на всей Руси. Это событие благотворно повлияло на исторические и культурные последствия: во-первых, христианство способствовало объединению отдельных княжеств, становлению и развитию русской государственности; во-вторых, послужило распространению грамоты, появлению книг.

Слайд № 3. К этому периоду и устное народное творчество достигло своего совершенства. Чётко различались его разножанровые формы: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая поэзия и другие. Всё это послужило возникновению древнерусской литературы.

Слайд № 4. В течение семи столетий создавалась эта литература несколькими поколениями летописцев. Русская словесность - так называют её. Она тесно связана с историей, религией, наукой, философией.

Слайд №5. Рассказывая о политической и общественной жизни, русская словесность опиралась на народный эпос, на родовые предания, на легендарные сказания. Эта литература является хранительницей исторической памяти народа. Из её произведений мы узнаём о жизни предков. Она помогает нам понять существо связи прошлого с настоящим и заглянуть в будущее.

Слад № 6. Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С. Лихачева, это была литература "одной темы и одного сюжета. Этот сюжет- мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни". И действительно, этой теме и этому сюжету были посвящены все жанры древнерусской литературы.

II. Групповая работа с литературоведческим словарём (каждая группа получает задание: найти в словаре определение жанра, привести пример, подготовить вопросы для одноклассников)

1 группа. Найдите в словаре определение таких жанров, как хроника, летопись, повесть.

Ответ: Слайд № 7.

-В хрониках и хронографах последовательно записывались исторические события.

-В летописях (лето [год]+ писание) также последовательно описывались исторические события, свидетелем или участником которых был летописец ("Повесть временных лет").

- В повести (по + весть) речь шла как об исторических, так и о событиях из частной жизни. Авторская оценка и эпический характер здесь отсутствовали ("Повесть о взятии Царьграда").

Вопросы: Что такое летопись? Частные или исторические события составляют основу повестей?

2 группа. В русской словесности существовала обширная литература нравоучительных биографий - жития святых. Что такое житие? Патерики?

Ответ. Слайд № 8.

-Житие - повесть о жизни какого-либо человека, который прославился своим благочестием и аскетизмом или погиб за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Церковники объявляли его "святым". Жития составлялись в основном по такой схеме: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество, совершение религиозного подвига, блаженная кончина и чудеса у гроба, похвальное слово святому ("Житие Стефана Пермского").

-Патерики (отечники) - сборники коротких, обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители - монастыря или скита.

Вопросы: Что составляет основу житийного жанра? Назовите традиционную схему условной биографии святого. Почему патерики называют "отечниками"?

3 группа. Жанры торжественного и поучительного красноречия представлены различными поучениями и "словами". Расскажите об этих жанрах.

Ответ. Слайд № 9

- В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания.

-Поучение - литературное произведение в форме речи назидательного характера. В них обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали ("Поучение Владимира Мономаха").

Вопросы: Когда произносились торжественные слова? Существует ли этот жанр в настоящее время? Что такое поучение?

4 группа. Расскажите о хождениях и апокрифах.

Ответ. Слайд № 10.

- Существовали различные догматические сочинения, трактовавшие сложнейшие богословские вопросы, обличавшие ереси - учения и взгляды, противоречившие официальной христианской догматике или основам христианского мировоззрения. Такие писания называли апокрифами. Апокриф (от греч. тайный, подложный, скрытый, сокровенный) - древние религиозные легенды-сказания, которые выдавались за "священное" писание наравне с Библией и Евангелиями. Но эти писания не причислены к каноническим ("Беседа трёх святителей").

- Хождениями назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. Xождения совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли "калинами перехожими"). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти "крестный путь" Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные хождения совершались на протяжении всего средневековья. Некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре хождения. Они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. В хождениях рассказывалось о путешествиях в "Святую землю"- в Палестину. Эта "географическая литература" приобрела, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: Торы хождений- паломники- обычно излагали библейские "Дания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали архитектурные сооружения, природу, местные обычаи ("Xождения Даниила игумена", "Хождения Антония Новгородского").

Вопросы: Почему официальная церковь запрещала апокрифы? Что такое хождения?

III. Подведение итогов групповой работы.

В этом перечне основных жанров древнерусской литературы мы не встретили ни бытового романа или повести, изображающих частную жизнь частного человека, ни поэзии - лирической или гражданской, ни драматургии. Некоторые из этих жанров появятся в древнерусской литературе, но в XV или даже XVII в.

Значит ли это, что древнерусского читателя интересовали только мировоззренческие проблемы, что духовный мир человека раннего средневековья был иным и кардинальным образом отличался от духовного мира человека XVIII или XIX в.?

Существовали ли параллельно с жанрами древнерусской литературы жанры устного народного творчества?

Конечно, вы правы. Отличия были, но дело совсем не в этом. Дело в том, что эти духовные запросы удовлетворялись не литературой, а фольклором. Люди Древней Руси знали и бытовой рассказ-анекдот, и любовную песню, и сказку, и легенду, и богатырский эпос, в котором важнейшим компонентом могла быть и тема любовных похождений героя, и добывания невесты. Но все эти жанры бытовали в устной форме, дополняя литературу, но не конкурируя с ней. Записывать широко распространенные, всем доступные и известные произведения устной словесности на дорогом пергамене усилиями немногочисленных и чрезвычайно загруженных другими задачами книжников было нерационально, как записывать или перепечатывать на компьютере описание происшествия, о котором вы можете без труда лично поведать своему знакомому или соседу. Наличие древнерусского фольклора с его разветвленной системой жанров не вызывает сомнения не только потому, что мы можем реконструировать древний фольклор по поздним, дошедшим до нас его образцам, но и потому, что свидетельства о его существовании сохранили сами древнерусские памятники старшей поры - летописи, жития святых, церковные поучения.

-Как вы думаете, те жанры, с которыми мы с вами сегодня познакомились, были специфическими только для древнерусской литературы?

Конечно, нет. Если мы обратимся к византийской литературе IX-X веков, то там встретим почти те же самые жанры и в тех же самых пропорциях, что и в литературе Древней Руси. Светские жанры - любовный роман и лирическая поэзия - получат в византийской литературе распространение несколько позднее, в XI-XII веках.

-Как вы думаете, а были ли на страницах древнерусских произведений вымышленные герои, события?

Эта литература долгое время, вплоть до XVII века, не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что во мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии: иные говорят так, как скажет летописец или хронист, а иные - иначе. Но это в их глазах было всего лишь неосведомленностью информаторов, заблуждением от незнания, однако мысль, что та или иная версия могла быть просто придумана, сочинена, и тем более сочинена с чисто литературными целями, - такая мысль писателям казалась неправдоподобной.

Слайд № 10.

IV. Откровенный вымысел допускался лишь в одном жанре - жанре аполога, или притчи. (О притче расскажет заранее подготовленный ученик).

V. Чтение притчи "Сеятель" (можно через проектор, можно раздать учащимся в печатном виде)

-Вышел сеятель сеять, и когда разбрасывал семена, некоторые упали возле дороги и были втоптаны в землю и склеваны птицами. Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли, и вскоре проросли, ибо слой земли там был неглубокий. Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, так как у них не было корней, которые питали бы их влагой. Другие семена упали среди колючек, и когда колючки выросли, они заглушили ростки, так что те не дали зерна. Оставшиеся семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить и принесли урожай, дав в тридцать, в шестьдесят и в сто раз больше зерен, чем было посеяно.

Итак, это был рассказ-миниатюра, каждый из персонажей которого и весь сюжет существовали лишь для того, чтобы наглядно проиллюстрировать какую-либо идею. Это был рассказ-аллегория, и в этом заключался его смысл: "Имеющий уши да услышит"

В древнерусской литературе, не знавшей вымысла, мир представал как нечто вечное, универсальное: события и поступки людей обусловлены самой системой мироздания; вечно ведётся борьба между сил добра и зла; мир, история которого хорошо известна (ведь для каждого события, упоминаемого в летописи, указывалась точная дата - время, прошедшее от ."сотворения мира") и даже будущее предначертано - широко распространены пророчества о конце мира, "втором пришествии" Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей земли.

Слайд № 11. Древнерусская литература, как и другие христианские средневековые литературы, подчинена особой литературно-эстетической регламентации - так называемому литературному этикету. Понятие о литературном этикете Древней Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева. Он отмечает, в частности, что литературный этикет слагается:

1) из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2) из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

3) из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный.

Наглядно проиллюстрировать осуществление этих принципов литературного этикета поможет нам пример, о котором вы уже сегодня говорили: сюжетный компонент жития.

VI. У вас есть начальные фразы нескольких житий, принадлежащих разным авторам и написанных в разное время. Определите, есть ли в них какие-либо различия.

Слайд № 12. Феодосии Печерский

-душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с всемь въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и гнушашеся играм их... К сим же и датися на учение божествьнных книг... И въскоре извыче вся граматикия.

Слайд № 13. Нифонт Новгородский

-вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре никако извыкшу книжное учение, и нимало исхожаше с сверстники своими на игры детьския, но паче прилежаше к церкви божий и въсласть почиташе божественная писания.

Слайд № 14. Варлаам Хутынский

-по времяни же вдан бысть учити божественым книгам, темже вскоре некосно [быстро] извыче божественая писания... не убо уклоняющеся на некия игры или позоры [зрелища], но паче на пропитание божественных писаний.

Обратившись к летописям, мы обнаружим там подобную же картину: совпадают текстуально описания битв, из одних и тех же компонентов состоят княжеские характеристики-некрологи или характеристики церковных иерархов.

-Но если в творчестве древнерусских книжников столь значительное место отводилось следованию определенным каноническим образцам, то как же обстояло дело с понятием авторства?

Слад № 15. Подражание авторитетному писателю, заимствование из его произведений не только образов или отдельных фраз, но и целых фрагментов не было признаком творческого бессилия, напротив, все это свидетельствовало о начитанности, высокой книжной культуре и литературной выучке подражателя. Проблему авторства в Древней Руси решали по-разному. С одной стороны, большинство из древнерусских произведений анонимно.

С другой, произведения торжественного и поучительного красноречия почти всегда авторизованы, хотя некоторые памятники подписаны не автором. Это значит, что произведение в рукописной традиции приписывается какому-либо авторитетному богослову или проповеднику, хотя в действительности его автором является совсем другое лицо.

Авторы житий чаше называют себя в заголовках своих произведений, но, видимо, здесь сказывается не столько стремление отметить свое авторство, сколько удостоверить своим именем, что житие и сопровождающий его обычно рассказ о чудесах изложены самовидцем - сподвижником или учеником святого.

VII. Итог урока. Тестирование.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, Скачать, конспект урока, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 2749 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0