Цель: познакомить учащихся с жанрами
древнерусской литературы; развивать умение
определять жанр произведения; воспитывать
любовь к чтению произведений данного периода,
интерес к историческому прошлому нашего народа.
I. Вступительное слово учителя.
Считается, что возникновение древнерусской
литературы относится к концу Х - началу ХI веков.
В этот период на Руси происходит важнейшее
событие: в 988 году киевский князь Владимир
Святославович захватил крупнейший крымский
город Херсонес. Византия предложила заключить
мирный договор. Но князь Владимир согласился на
него при одном условии: царевна Анна, сестра
византийских императоров, должна стать его
женой. Владимир был язычником, и греки
потребовали, чтобы он принял христианство.
Слайд №2. Понимая выгодность союза с Византией,
Владимир не только согласился креститься, но и
установил христианство на всей Руси. Это событие
благотворно повлияло на исторические и
культурные последствия: во-первых, христианство
способствовало объединению отдельных княжеств,
становлению и развитию русской
государственности; во-вторых, послужило
распространению грамоты, появлению книг.
Слайд № 3. К этому периоду и устное народное
творчество достигло своего совершенства. Чётко
различались его разножанровые формы: пословицы,
поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая
поэзия и другие. Всё это послужило возникновению
древнерусской литературы.
Слайд № 4. В течение семи столетий создавалась
эта литература несколькими поколениями
летописцев. Русская словесность - так называют
её. Она тесно связана с историей, религией,
наукой, философией.
Слайд №5. Рассказывая о политической и
общественной жизни, русская словесность
опиралась на народный эпос, на родовые предания,
на легендарные сказания. Эта литература является
хранительницей исторической памяти народа. Из её
произведений мы узнаём о жизни предков. Она
помогает нам понять существо связи прошлого с
настоящим и заглянуть в будущее.
Слад № 6. Обстоятельства возникновения
древнерусской литературы, ее место и функции в
жизни общества определили систему ее исходных
жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось
развитие оригинальной русской литературы. На
первых порах, по выразительному определению Д. С.
Лихачева, это была литература "одной темы
и одного сюжета. Этот сюжет- мировая история, и
эта тема - смысл человеческой жизни". И действительно,
этой теме и этому сюжету были посвящены все жанры
древнерусской литературы.
II. Групповая работа с литературоведческим
словарём (каждая группа получает задание: найти в
словаре определение жанра, привести пример,
подготовить вопросы для одноклассников)
1 группа. Найдите в словаре определение таких
жанров, как хроника, летопись, повесть.
Ответ: Слайд № 7.
-В хрониках и хронографах последовательно
записывались исторические события.
-В летописях (лето [год]+ писание) также
последовательно описывались исторические
события, свидетелем или участником которых был
летописец ("Повесть временных лет").
- В повести (по + весть) речь шла как об
исторических, так и о событиях из частной жизни.
Авторская оценка и эпический характер здесь
отсутствовали ("Повесть о взятии Царьграда").
Вопросы: Что такое летопись? Частные или
исторические события составляют основу
повестей?
2 группа. В русской словесности существовала
обширная литература нравоучительных
биографий - жития святых. Что такое житие?
Патерики?
Ответ. Слайд № 8.
-Житие - повесть о жизни какого-либо человека,
который прославился своим благочестием и
аскетизмом или погиб за свои религиозные
убеждения от руки язычников или иноверцев.
Церковники объявляли его "святым". Жития
составлялись в основном по такой схеме: рождение
от благочестивых родителей, раннее монашество,
совершение религиозного подвига, блаженная
кончина и чудеса у гроба, похвальное слово
святому ("Житие Стефана Пермского").
-Патерики (отечники) - сборники коротких,
обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов
какой-либо обители - монастыря или скита.
Вопросы: Что составляет основу житийного
жанра? Назовите традиционную схему условной
биографии святого. Почему патерики называют
"отечниками"?
3 группа. Жанры торжественного и
поучительного красноречия представлены
различными поучениями и "словами".
Расскажите об этих жанрах.
Ответ. Слайд № 9
- В торжественных словах, произносимых в
церкви во время службы, прославлялись
христианские праздники, раскрывался смысл или символика
тех или иных эпизодов и образов Священного
писания.
-Поучение - литературное произведение в форме
речи назидательного характера. В них обличались
пороки, прославлялись добродетели, верующие
наставлялись в основах христианской морали
("Поучение Владимира Мономаха").
Вопросы: Когда произносились торжественные
слова? Существует ли этот жанр в настоящее время?
Что такое поучение?
4 группа. Расскажите о хождениях и апокрифах.
Ответ. Слайд № 10.
- Существовали различные догматические
сочинения, трактовавшие сложнейшие богословские
вопросы, обличавшие ереси - учения и взгляды,
противоречившие официальной христианской
догматике или основам христианского
мировоззрения. Такие писания называли
апокрифами. Апокриф (от греч. тайный, подложный,
скрытый, сокровенный) - древние религиозные
легенды-сказания, которые выдавались за
"священное" писание наравне с Библией и
Евангелиями. Но эти писания не причислены к
каноническим ("Беседа трёх святителей").
- Хождениями назывались произведения, в которых
описывались путешествия-паломничества в
Палестину, Византию, страны Востока. Главной
целью паломников было поклонение христианским
святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе
и в других восточнохристианских центрах.
Xождения совершались как официальными
представителями русской церкви, так и по
собственной инициативе или обету паломников (их
называли "калинами перехожими"). Они жаждали
увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные
в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д.,
пройти "крестный путь" Христа до Голгофы,
посетить храм Гроба Господня. Подобные хождения
совершались на протяжении всего средневековья.
Некоторые из путников сочетали благочестивые
цели с торговыми и дипломатическими интересами.
Известно более семидесяти произведений,
написанных в жанре хождения. Они составляли
заметную часть в круге чтения Древней Руси. В
хождениях рассказывалось о путешествиях в
"Святую землю"- в Палестину. Эта
"географическая литература" приобрела, таким
образом, также особый, нравоучительный смысл:
Торы хождений- паломники- обычно излагали
библейские "Дания, связанные с тем или иным городом
или районом, но, кроме того, в той или иной степени
выходили и за рамки собственно путеводителя по
святым достопримечательностям, описывали
архитектурные сооружения, природу, местные
обычаи ("Xождения Даниила
игумена", "Хождения Антония
Новгородского").
Вопросы: Почему официальная церковь
запрещала апокрифы? Что такое хождения?
III. Подведение итогов групповой работы.
В этом перечне основных жанров древнерусской
литературы мы не встретили ни бытового романа
или повести, изображающих частную жизнь частного
человека, ни поэзии - лирической или гражданской,
ни драматургии. Некоторые из этих жанров
появятся в древнерусской литературе, но в XV или
даже XVII в.
Значит ли это, что древнерусского читателя
интересовали только мировоззренческие проблемы,
что духовный мир человека раннего средневековья
был иным и кардинальным образом отличался от
духовного мира человека XVIII или XIX в.?
Существовали ли параллельно с жанрами
древнерусской литературы жанры устного
народного творчества?
Конечно, вы правы. Отличия были, но дело совсем
не в этом. Дело в том, что эти духовные запросы
удовлетворялись не литературой, а фольклором.
Люди Древней Руси знали и бытовой
рассказ-анекдот, и любовную песню, и сказку, и
легенду, и богатырский эпос, в котором важнейшим
компонентом могла быть и тема любовных
похождений героя, и добывания невесты. Но все эти
жанры бытовали в устной форме, дополняя
литературу, но не конкурируя с ней. Записывать
широко распространенные, всем доступные и
известные произведения устной словесности на
дорогом пергамене усилиями немногочисленных и
чрезвычайно загруженных другими задачами
книжников было нерационально, как записывать или
перепечатывать на компьютере описание
происшествия, о котором вы можете без труда лично
поведать своему знакомому или соседу. Наличие
древнерусского фольклора с его разветвленной
системой жанров не вызывает сомнения не только
потому, что мы можем реконструировать древний
фольклор по поздним, дошедшим до нас его
образцам, но и потому, что свидетельства о его
существовании сохранили сами древнерусские
памятники старшей поры - летописи, жития святых,
церковные поучения.
-Как вы думаете, те жанры, с которыми мы с вами
сегодня познакомились, были специфическими
только для древнерусской литературы?
Конечно, нет. Если мы обратимся к византийской
литературе IX-X веков, то там встретим почти те же
самые жанры и в тех же самых пропорциях, что и в
литературе Древней Руси. Светские жанры -
любовный роман и лирическая поэзия - получат в
византийской литературе распространение
несколько позднее, в XI-XII веках.
-Как вы думаете, а были ли на страницах
древнерусских произведений вымышленные герои,
события?
Эта литература долгое время, вплоть до XVII века,
не допускала литературного вымысла.
Древнерусские авторы писали и читали только о
том, что было в действительности: об истории мира,
стран, народов, о полководцах и царях древности, о
святых подвижниках. Даже передавая откровенные
чудеса, они верили в то, что это могло быть, что
существовали фантастические существа,
населяющие неведомые земли, по которым прошел со
своими войсками Александр Македонский, что во
мраке пещер и келий бесы являлись святым
отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то
устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая
об исторических событиях, древнерусские авторы
могли сообщить разные, порой взаимоисключающие
версии: иные говорят так, как скажет летописец
или хронист, а иные - иначе. Но это в их глазах
было всего лишь неосведомленностью
информаторов, заблуждением от незнания, однако
мысль, что та или иная версия могла быть просто
придумана, сочинена, и тем более сочинена с чисто
литературными целями, - такая мысль писателям
казалась неправдоподобной.
Слайд № 10.
IV. Откровенный вымысел допускался лишь в
одном жанре - жанре аполога, или притчи. (О
притче расскажет заранее подготовленный ученик).
V. Чтение притчи "Сеятель" (можно через
проектор, можно раздать учащимся в печатном виде)
-Вышел сеятель сеять, и когда разбрасывал
семена, некоторые упали возле дороги и были
втоптаны в землю и склеваны птицами. Другие
семена попали на каменистую почву, где не было
достаточно земли, и вскоре проросли, ибо слой
земли там был неглубокий. Но когда взошло солнце,
оно опалило ростки, так как у них не было корней,
которые питали бы их влагой. Другие семена упали
среди колючек, и когда колючки выросли, они
заглушили ростки, так что те не дали зерна.
Оставшиеся семена упали на благодатную почву.
Они пустили ростки и стали плодоносить и
принесли урожай, дав в тридцать, в шестьдесят и в
сто раз больше зерен, чем было посеяно.
Итак, это был рассказ-миниатюра, каждый из
персонажей которого и весь сюжет существовали
лишь для того, чтобы наглядно проиллюстрировать
какую-либо идею. Это был рассказ-аллегория, и в
этом заключался его смысл: "Имеющий уши да
услышит"
В древнерусской литературе, не знавшей вымысла,
мир представал как нечто вечное, универсальное:
события и поступки людей обусловлены самой
системой мироздания; вечно ведётся борьба между
сил добра и зла; мир, история которого хорошо
известна (ведь для каждого события, упоминаемого
в летописи, указывалась точная дата - время,
прошедшее от ."сотворения мира") и даже будущее
предначертано - широко распространены
пророчества о конце мира, "втором пришествии"
Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей
земли.
Слайд № 11. Древнерусская литература, как и
другие христианские средневековые литературы,
подчинена особой литературно-эстетической
регламентации - так называемому литературному
этикету. Понятие о литературном этикете Древней
Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева.
Он отмечает, в частности, что литературный этикет
слагается:
1) из представлений о том, как должен был
совершаться тот или иной ход событий; 2) из
представлений о том, как должно было вести себя
действующее лицо сообразно своему положению;
3) из представлений о том, какими словами должен
описывать писатель совершающееся. Перед нами,
следовательно, этикет миропорядка, этикет
поведения и этикет словесный.
Наглядно проиллюстрировать осуществление этих
принципов литературного этикета поможет нам
пример, о котором вы уже сегодня говорили:
сюжетный компонент жития.
VI. У вас есть начальные фразы нескольких
житий, принадлежащих разным авторам и написанных
в разное время. Определите, есть ли в них
какие-либо различия.
Слайд № 12. Феодосии Печерский
-душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся
дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с
всемь въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не
приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и
гнушашеся играм их... К сим же и датися на учение
божествьнных книг... И въскоре извыче вся
граматикия.
Слайд № 13. Нифонт Новгородский
-вдан бывает родительми своими учитися
божественным книгам. И абие вскоре никако
извыкшу книжное учение, и нимало исхожаше с
сверстники своими на игры детьския, но паче
прилежаше к церкви божий и въсласть почиташе
божественная писания.
Слайд № 14. Варлаам Хутынский
-по времяни же вдан бысть учити божественым
книгам, темже вскоре некосно [быстро] извыче
божественая писания... не убо уклоняющеся на
некия игры или позоры [зрелища], но паче на
пропитание божественных писаний.
Обратившись к летописям, мы обнаружим там
подобную же картину: совпадают текстуально
описания битв, из одних и тех же компонентов
состоят княжеские характеристики-некрологи или
характеристики церковных иерархов.
-Но если в творчестве древнерусских книжников
столь значительное место отводилось следованию
определенным каноническим образцам, то как же
обстояло дело с понятием авторства?
Слад № 15. Подражание авторитетному писателю,
заимствование из его произведений не только
образов или отдельных фраз, но и целых фрагментов
не было признаком творческого бессилия,
напротив, все это свидетельствовало о
начитанности, высокой книжной культуре и
литературной выучке подражателя. Проблему
авторства в Древней Руси решали по-разному. С
одной стороны, большинство из древнерусских
произведений анонимно.
С другой, произведения торжественного и
поучительного красноречия почти всегда
авторизованы, хотя некоторые памятники
подписаны не автором. Это значит, что
произведение в рукописной традиции
приписывается какому-либо авторитетному
богослову или проповеднику, хотя в
действительности его автором является совсем
другое лицо.
Авторы житий чаше называют себя в заголовках
своих произведений, но, видимо, здесь сказывается
не столько стремление отметить свое авторство,
сколько удостоверить своим именем, что житие и
сопровождающий его обычно рассказ о чудесах
изложены самовидцем - сподвижником или учеником
святого.
VII. Итог урока. Тестирование.
|