Цель урока: обобщить и систематизировать
знания учащихся по теме.
Образовательные задачи:
- Проконтролировать степень усвоения основных
ЗУН по теме;
- Продолжить формирование общеучебных умений
(осуществлять самоконтроль; сотрудничать;
использовать компьютер, ноутбук, интерактивную
доску).
- Продолжить формирование навыков
самостоятельной работы учащихся с учебником,
дополнительной литературой, сайтами Интернета.
Воспитательные задачи:
- Продолжить развитие познавательных интересов
учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие,
усидчивость;
- Продолжить формирование ответственного,
творческого отношения к труду;
- Продолжить эколого-краеведческое воспитание;
- Продолжить формирование научного
мировоззрения.
Развивающие задачи:
- Развивать умение использовать химическую
терминологию;
- Развивать мыслительные операции (анализ,
синтез, установление
- Причинно-следственных связей, выдвижение
гипотезы, классификация, проведение аналогий,
обобщение, умение доказывать, выделение
главного);
- Развивать интересы, способности личности;
- Развивать умение проводить, наблюдать и
описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения
учащихся в совместной деятельности (умение вести
диалог, выслушивать оппонента, аргументировано
обосновывать свою точку зрения) и информационно -
познавательную компетентность учащихся.
Предварительная подготовка:
- Постановка проблемы;
- Прогнозирование практических результатов
работы;
- Организация самостоятельной (индивидуальной,
парной, групповой) деятельности учащихся на
уроке и во внеурочное время;
- Структурирование содержательной части проекта
(с указанием поэтапных результатов и указанием
ролей);
- Исследовательская работа в малых группах
(обсуждение, поиск источников информации);
- Создание совместного проекта в виде слайдовой
презентации;
- Защита проекта на уроке.
Оборудование. Интерактивная доска.
Компьютер, медиапроектор.
Презентация. Магнитофон. Книга Е.Фёдорова "Каменный
пояс”. ПС. Офтальмотренажёр (по В.Ф.Базарному).
Коллекция минералов (бурый, красный, магнитный
железняки, пирит под № 1-4). Тесты для ноутбуков, задание для
индивидуальной работы.
Штатив, 8 пробирок, FeSO4, NaOH, K3[Fe(CN)6],
FeCl3,K4[Fe(CN)6], KCNS. Аптечка.
Структура урока
I. Оргмомент.
II. Вызов.
Учитель. Тема нашего урока - "Железо и его
соединения”. Запишите в тетрадь
дату и тему.
Цели урока: обобщение и систематизация знания
по теме, совершенствование ваших
коммуникативных и предметных умений и навыков.
Для подготовки к уроку класс был разбит на
микрогруппы, каждая группа получила задание:
подготовить презентацию своих страничек
альманаха по теме "Железо и его соединения”. Мне понравилось, что вы помогали друг
другу в работе, использовали различные
информационные источники (энциклопедии,
художественную литературу, материалы сайтов
Интернета, мультимедийные диски),
эколого-краеведческий материал.
Затем мы объединили ваши презентации в единый
проект, чтобы вы могли:
- посмотреть на железо
глазами историка, краеведа, геолога, литератора,
химика,
- физика, технолога, эколога, медика, биолога;
- обратиться к секрету мастера Турнбуля;
- приятно удивиться: оказывается, вы знаете уже
так много!
Оценивать работу мы будем с помощью листов
контроля.
Для погружения в урок используем приём "Верите
ли вы?”. Каждой группе даётся по 2 вопроса. На
обсуждение 1 мин. Затем представители групп
отвечают на вопросы.
Вопрос 1 группе:
- Железо - первый по распространённости элемент -
металл в составе земной коры.
- В Древнем Риме из железа делали обручальные
кольца.
Вопрос 2 группе:
Железо - d-элемент.
Ежегодно из-за коррозии теряется около 25% всего
произведённого в мире железа.
Вопрос 3 группе:
- Один немецкий студент подарил своей
возлюбленной кольцо, сделанное из железа его
крови.
- Железо пластичный металл.
Вопрос 4 группе:
- Из железа делают цистерны для перевозки соляной
кислоты.
- Оксид железа (III) проявляет амфотерный характер.
Обсуждение.
Учитель. Есть ли другие мнения?
III. Осмысление.
Учитель. Часть исторической информации о
железе уже прозвучала, так мы оказались на первой
страничке - "Исторической”.
Ученик. Часы истории человечества стали
отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь
вошли металлы и их сплавы. Век
каменный сменился веком медным, потом -
бронзовым, а затем веком железным.
Аркаим – "страна городов” на Южном Урале -
существовал на рубеже бронзового и железного
веков. На территории нашего Кваркенского района
близ п. Аландский находится одно из поселений той
эпохи.
Как же начинался железный век?
Учёные предполагают, что первое железо,
попавшее в руки человека, было метеоритного
происхождения.
Не случайно на некоторых древних языках железо
именуется "небесным камнем”.
Самый крупный железный метеорит Гоба нашли в 1920
г. в Африке, он весил около 60 т. В составе
метеоритов на долю железа приходится 91%. Уже в
древности из этих небесных тел, т.к. они были
прочными и твёрдыми, изготавливались различные
предметы. Около 4 тыс. лет назад возросла
потребность людей в железных предметах - мечах,
плугах.
Руды железа широко распространены и часто
встречаются даже на поверхности земли.
Вероятно, человек заметил, что после горения
костра в некоторых случаях наблюдается
образование железа из тех кусков руды, которые
случайно оказались в костре. При горении костра
восстановление железа идёт за счёт реакции руды
как непосредственно с углём, так и с образующимся
при горении угарным газом. Получение железа с
помощью сыродутного процесса было изобретено в
Древнем Египте в 1-ом тысячелетии до н.э. В железоделательный костёр слоями
закладывали руду и древесный уголь. Мастера
пользовались либо собственными лёгкими, либо
ветром, искусно регулируя его порывы при помощи
определённым способом расположенных больших
камней. Затем естественную тягу сменили меха, и
железоделательный костёр превратился в
низкошахтную печь - домницу. В
Западной Европе и России в средние века в
домницах стали выплавлять чугун. В нашей области
железорудная промышленность стала развиваться в
XVIII веке, а в начале XX века появились небольшие
металлургические заводы.
Изменялась и стоимость Fe. Когда начался железный
век, этот металл ценился дороже золота. В
"Одиссее” говорится, что победителю игр,
устроенных Ахиллесом, была назначена награда:
кусок золота и кусок железа. Но с развитием
металлургии стоимость железа неуклонно
снижалась, но всё больше возрастала его роль в
жизни человеческого общества. Очевидно, железный
век длится и по сей день, т.к. примерно 90 % всех
используемых человеком металлов и сплавов - это
сплавы на основе железа.
Страничка 2 - "Визитка химического элемента”.
Ученик. Охарактеризуйте железо как ХЭ,
составьте предложения со словами и
словосочетаниями.
Ответы учащихся. После ответа с помощью
анимации появляется правильный ответ.
Страничка 3 - "Геологическая”.
Ученик. В каком виде ХЭ может находиться в
природе? Запишите в тетрадь не менее 4 формул
природных соединений железа.
Далее ученик рассказывает о нахождении железа
в природе и просит установить
соответствие минералов по коллекции.
Проверка
Ученик. В Оренбургской области разведано 8
месторождений железных руд.
Семь месторождений железных руд составляют
Орско-Халиловскую группу, расположенную в
Кувандыкском и Гайском районах области. Самые
крупные - Аккермановское и Новокиевское.
Руды Орско-Халиловской группы железорудных
месторождений относятся к типу
природнолегированных, поскольку кроме железа
содержат хром и никель. Запасы руды невелики - 194,6
млн т.
Природнолегированные руды Халиловского
железорудного бассейна состоят в основном из
лимонита или бурого железняка. Цвет лимонита от
темно-бурого до охристо-желтого. Халиловские
руды представляют собой смесь продуктов
древнего выветривания и озерных отложений.
Источником железа для образования этих
месторождений служили массивы магматических
пород.
Добавление учителя. В годы Великой
Отечественной войны важнейшим центром
передислокации тяжёлой промышленности из
западных и центральных районов страны стал
Орско-Халиловский район с его богатой рудной
базой. Буквально с колёс начиналась жизнь
прибывших заводов. На них изготавливали цилиндры
для авиамоторов, корпуса фугасных снарядов,
знаменитые "катюши”, гильзы для снарядов, мины,
гранаты. Так в тылу ковалась победа.
Страничка 4 - "Биологическая”.
Ученик. Железо - это биогенный элемент. Оно
играет важную роль в жизни практически всех
организмов, за исключением некоторых бактерий.
При недостатке железа растения не образуют
хлорофилла (что нарушает процесс фотосинтеза),
теряют возможность ассимилировать углекислый
газ и выделять кислород.
Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина,
различных ферментов и других сложных
железо-белковых комплексов, которые находятся в
печени и селезенке.
В организме взрослого человека имеется 4-5 г
железа, из них 65% - в крови. Железо стимулирует
функцию кроветворных органов. Красный пигмент
крови – гемоглобин – осуществляет перенос
кислорода от органов дыхания к тканям и обратный
перенос углекислого газа от тканей к легким. В
организм железо поступает вместе с пищей.
Как вы думаете, в каких продуктах содержится
больше всего железа? (обсуждение)
Проверка
В пищевых продуктах содержится III железо, а
клетки кишечника пропускают только II. Минуя
пищевод и попав в желудок, ионы Fe3+
восстанавливаются в ионы Fe2+ . Усваивается только
2 - 20% железа. Если человек плохо пережёвывает
пищу, ионы Fe3+ не восстанавливаются и остаются
недоступными. На усвоение влияет и состав пищи.
Ионы Fe3+ в присутствии витамина С и фруктозы легко
растворяются и усваиваются. Но есть враги железа
– чай, кофе, яичные желтки, алкоголь. У человека и
животных при недостатке Fe развивается анемия
(малокровие).
Как правило, железа, поступающего с пищей,
вполне достаточно, но в некоторых специальных
случаях (анемия, а также при донорстве крови)
необходимо применять железосодержащие
препараты и пищевые добавки (гематоген,
ферроплекс).
Далее ученик проводит динамическую паузу (в
это время звучит мелодия из серии "Звуки
природы”).
Упр. для улучшения мозгового кровообращения:
И.п. – стоя. 1-2- плавно наклонить голову назад, 3-4-
плавно наклонить голову вперёд. Повторить 3 раза,
темп медленный.
Упр. для снятия утомления с плечевого пояса и
рук:
И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2-
свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4-
локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза. Затем
руки вниз и потрясти расслабленно. Темп
медленный.
Упр. для гимнастики глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и медленно
досчитать до 4.
Страничка 5 - "Литературная”
Ученик. В начале 50-х гг. прошлого века Евгений
Фёдоров закончил роман "Каменный пояс”. Над
трехтомной эпопеей автор работал 15 лет.
Он искусно описал ту эпоху, эпоху Петра I.
Например, в тексте даются размышления царя об
отсталости России от Европы по переработке
железных руд: "Насколько Россия бедна заводами!
А между тем все было для умножения
производства…Нужны были пушки, ядра, гвозди, и во
всем этом была зависимость от иноземцев. Металлы,
прежде всего железо привозились из-за границы.
Железо славилось шведское, провоз был труден,
цены непомерные. Хочешь, не хочешь, а думай о
своем металле. Много руд и под Липецком, и под
Тулой, и в Олонецком крае, и под Устюжной, и на
востоке – Каменный Пояс…”
В тексте содержится описание знакомства Никиты
Антуфьева с царем.
"В 1696 царь Петр, наслышавшись о тульских
ружейных мастерах, остановился в Туле.
Пригласили к царю кузнеца Никиту Антуфьева. Царь
увидел кузнеца и пленился его силой.
- Вот молодец, годится в Преображенский полк!
Кузнец хмуро опустил голову.
- Ты что, оружейник, солдатчины испугался?
Спросил царь.
- Никак нет, государь! Ремесло … жаль оставить.
Больно по сердцу мастерство.
- Коли так, сделай 300 алебард по этому образцу!
Кузнец внимательно осмотрел иноземную
алебарду, поднял на царя жгучие глаза.
- Наши лучше будут! – отвечал кузнец.
- Ладно! Только чтоб пустой хвальбы не вышло!
- Слышу! Разреши идти, за дело браться?”
Царю такая быстрота пришлась по душе. Обещание
было выполнено и вскоре царь передал Никите все
уральские металлургические заводы.
Учитель. Ребята, какие пословицы вы знаете о
железе? (Куй железо, пока горячо).
А эпитеты? (Железная воля, железный кулак).
Учитель. Послушайте стихотворение
кваркенского поэта Анатолия Георгиевича
Аверьянова "Обнажил Суундук берега”:
Обмелел Суундук, сбавил бег,
Отодвинулся от берегов,
Вдоль которых он долгий свой век
Несёт воду сквозь чащу талов.
Это путь многих зимних снегов
И живительных летних дождей,
И прибрежных речных родников,
Уцелевших до нынешних дней.
По райцентру лежит этот путь.
Приоткрыл Суундук берега…
Боже мой, да здесь страшно шагнуть,
Как по минному полю врага:
Автошины и тросов шмотки,
Хлама мелкого - весь алфавит… |
А на фоне таком - рыбаки,
Чья душа за "пейзаж” не болит.
А ведь хлам не ребёнок принёс,
Папы, мамы копили запас,
Чтоб малыш в этой дикости рос
И копировал взрослых не раз.
Он и так уже с речкой на "ты”:
Здесь купался, там рыбу ловил,
Тут железку забросил в кусты,
Здесь бутылку о камень разбил
…Археологи, через века,
Вскроют пласт наш и скажут: "Смотри,
Здесь тогда протекала река,
А сгубили её дикари”. |
Какие слова, словосочетания непосредственно
связаны с нашей темой?
Наше село - наша малая Родина. Что в наших силах
сделать по охране родного края? Как могут
использоваться "тросов шмотки”, "железки”?
(обсуждение)
Страничка 6 - "Технолого-экологическая”.
Учитель. Назовите не менее 7 слов
(словосочетаний), которые ассоциируются у вас с
производством чугуна и стали.
Учитель. …, представьте себя в роли директора
металлургического комбината. Из каких
взаимосвязанных производств будет состоять
комбинат?
Ученик. Выплавка черных металлов в настоящее
время ведется на комбинатах –
крупных предприятиях, состоящих из ряда
взаимосвязанных производств: доменного,
сталеплавильного и прокатного. Заводы, имеющие
все три производства, называются предприятиями
полного цикла.
Современные комбинаты включают ряд
вспомогательных заводах: коксохимический завод,
электростанцию, агломерационную фабрику, на
которой обогащают железную руду, концентрат
спекают с известняком и получают агломерат. Все
цехи и заводы комбинаты взаимосвязаны. Кокс
вместе с агломератом и флюсами загружается в
домны, в которых получают чугун. Часть чугуна
идет для получения отливок, этот чугун
называется литейным. Он очень хрупкий, поэтому
основная доля чугуна (90%) поступает для передела в
сталь. Сталь получают кислородных конверторах –
это более современный и экономически выгодный
процесс.
Коксовый газ используется в качестве топлива
при выплавке стали, и для газификации
близлежащих населенных пунктов. Из доменных
шлаков получают цемент, минеральную вату, литые
блоки.
Учитель. …, Вас назначили экологом
металлургического комбината. Какие
природоохранные меры вы предусмотрите для
создания экологически чистой зоны в районе
предприятия?
Ученик объясняет с использованием слайдов.
Добавление учителя. В нашей области чёрная
металлургия наибольшее развитие получила в 50-60-х
гг. 20 века, когда началось строительство
Орско-Халиловского металлургического комбината.
В настоящее время комбинат "Носта” входит в
число 8 самых крупных в России. В год производится
3, 5 млн т чугуна, 4,5 млн т стали и 3,5 млн т проката.
Сталь ОХМК используется при изготовлении
искусственных спутников Земли, орбитальных
станций, металлических конструкций стадиона
"Лужники” в Москве, экспортируется в страны СНГ,
США, Великобританию, Италию.
Страничка 7 - "Физическая”.
Ученик. Выберите те физические свойства,
которые не относятся к железу.
Страничка 8 - "Химическая”.
Учитель. Сильные учащиеся работают
индивидуально, выполняя тесты на ноутбуках. Ключ: Д Е Б А Г В.
1 учащийся индивидуально выполняет цепочку
превращений (за конторкой стоя).
Ученик предлагает выполнить задания с
использованием интерактивной доски по
исправлению ошибок и расстановке коэффициентов
в уравнениях реакций, генетическим связям железа.
Проверка тестов, цепочки.
Учитель проводит динамическую паузу по
офтальмотренажёру Базарного.
Он идёт на сковородки
Да узорные решётки.
Он совсем, совсем неловок,
Не воспитан и не ковок,
Хрупок, ломок, словно лёд,
И тяжёл, как бегемот,
Но не врун и не болтун
Работяга - друг…(чугун)
От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею,
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка гибка.
Если крепко закалюсь,
Никогда не отступлюсь:
Буду дерево пилить,
Резать ткань, Ме сверлить.
Научусь делам свободно,
Буду я на всё пригодна -
На сверло и на медаль,
Такова моя мораль!
Дальше - мой автограф -…(сталь)
Учитель. Послушайте стихотворения и
угадайте, какой же будет следующая страничка
альманаха?
Ответы учащихся.
Страничка 9 - "Практическая”.
Ученик рассказывает о применении железа и
его сплавов и предлагает
заполнить пропуски в соотношениях: вещество
(смесь) - свойство - область применения.
Учитель. Какая ассоциация возникает в связи
со словосочетанием "Рыжий дьявол”?(ответы)
Послушайте отрывок из "Занимательной
минералогии” А.Е.Ферсмана:"…Тщетно
старается человек удержать в своих руках железо,
покрывает его тонким слоем цинка или олова,
превращает в жесть, красит его масляной краской,
лакирует, никелирует, хромирует, смазывает
маслом, керосином, - тысячами способов ухищряется
человек, чтобы подольше сохранить железо в своих
руках. Но оно вс-таки неустанно исчезает,
покрывается ржавчиной, смывается водой и снова
рассеивается по поверхности земли”.
Страничка 10 - " В царстве рыжего дьявола”.
Ученик. Что такое коррозия? Какие способы
защиты от коррозии показаны на слайдах ?
Страничка 11 - "Экспериментальная”.
Учитель. Попробуйте, используя имеющиеся у
вас реактивы, подобрать нужные цвета для окраски
5 объектов. Я думаю, что вы сначала
будете прогнозировать, как получить необходимый
цвет, а уже затем проводить опыты.
IV. Рефлексивно - оценочный этап.
- Возвращение к приёму "Верите ли вы?” (если
необходимо)
- Составление кластера.
- Заполнение листа контроля
- Выставление оценок. Комментирование.
- Поделитесь своими впечатлениями, для этого
закончите предложения, посвящённые сегодняшнему
уроку.
V. Домашнее задание
Сдайте тетрадь с л\р, листы самоконтроля.
Всего доброго!
|