Основная задача уроков — осмыслить явление символизма
как систему мировосприятия художников и поэтов начала XX века, а также
роль и место женского образа в этой системе. На первом этапе занятия
педагог предлагает учащимся проанализировать несколько поэтических
произведений и выявить оппозицию «реализм – символизм», затем на основе
анализа нескольких произведений изобразительного искусства сравнить
реализм, импрессионизм и символизм и в завершение выяснить, как поэты и
художники представляют женский образ и почему он становится так важен
для них. Еще одна задача — найти соответствия изобразительных средств в
поэзии и живописи.
Урок первый
1. Ученики входят в класс и
рассаживаются по группам. Звучит романс на стихи И. Анненского «Среди
миров...» в исполнении В. Агафонова.
2. Учитель беседует с учениками о впечатлении от романса:
— О чем говорит поэт?
— Какой образ складывается у вас после прослушивания
романса?
— Кто та звезда, о которой идет речь в романсе?
— Какие чувства могут побудить сравнивать женщину и звезду?
Ученики, опираясь на знания о символизме, полученные на
предыдущих уроках, приходят к выводу, что в стихотворении (романсе)
описывается женский образ — неопределенный, символический.
Учитель обращает внимание на то, как по-разному
воспринимался женский образ в разные эпохи. Например, в эпоху палеолита —
это образ плодородия, в Средневековье — чистота, непорочность...
Учитель обозначает тему урока: «Нам предстоит разобраться,
какими художественными средствами создается женский образ в поэзии
символистов и каким значением наделяют его символисты».
3. Учитель раздает стихотворения по группам.
1-я группа: В. Брюсов. «Прохожий»; Н. Некрасов. «Тройка»;
И. Анненский. «Поэзия»; А. Блок. «Она пришла с заката».
2-я группа: Н. Некрасов. «Вчерашний день, часу в
шестом...», «Идет-гудет Зеленый Шум»; А. Блок. «Вот явилась.
Заслонила...»; А. Белый. «Пришла... И в нечаемый час», «Объяснение в
любви».
3-я группа: Н. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях»
(отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»); А. Белый. «Променад», «Последнее
свидание»; А. Блок. «Твое лицо мне так знакомо».
Ученикам предлагается прочитать стихотворения и найти
лексические средства создания женского образа, обращая при этом внимание
на зрительный и звуковой ряд стихотворений.
Учитель просит школьников найти и выписать те слова, которые
передают краски, движения, форму, звуки.
Для оформления наблюдений ученикам предлагается следующая
таблица.
Краски |
Движение |
Форма |
Звуки |
4. После завершения работы в группах идет
обсуждение. Ученики читатют стихотворение вслух, затем сравнивают
художественные подходы поэта-реалиста и поэта-символиста. В результате
получается приблизительно такая таблица, которую совместно с педагогом
заполняют ученики (см. табл.).
В конце урока делаем вывод о различии в изображении женских
образов в поэзии символистов и реалистов. У реалистов — характерный,
конкретный образ, внимание к детали. У символистов — попытка выразить
невыразимое.
Урок второй
Продолжается работа по группам.
1. Учитель предлагает придумать иллюстрацию к
стихотворениям, которые анализировали на предыдущем уроке, и описать ее
словесно. Каждая группа словесно представляет такую иллюстрацию и
объясняет выбор лексики, с помощью которой ведется описание этой
воображаемой картины.
2. На доске вывешены репродукции картин художников —
реалистов, импрессионистов, символистов. Например, «Голубые танцовщицы»
Э. Дега (1); «Гадалка» М. Врубеля (2);
«Осмеянный поцелуй» К. Сомова (3); «Проводы покойника»
(4), «Проповедь на селе» (5)
В. Перова; «Вдовушка» П. Федотова (6); «Водоем» (7),
«Весна» (8) В. Борисова-Мусатова; «Дама в саду»
К. Моне (9). Учащимся предлагается выбрать из этого
ряда работы художников-символистов и объяснить свой выбор. После
обсуждения в группах дети представляют репродукции и объясняют свой
выбор.
3. Педагог задает вопрос: «Какими средствами
художник-символист создает женский образ?». Проводится обсуждение.
4. В конце обсуждения педагог и учащиеся приходят к выводу:
изображение женского образа у художников-символистов строится на ином
мироощущении, чем у реалистов. Отличие двух направлений ярко проявляется
в том, что у реалистов преобладает внимание к детали, характерности,
социальной значимости сюжета, «четкость», а у символистов — внимание к
цвету, ракурсу, настроению, «нечеткость». Символический образ создается с
помощью передачи движения рук, поворота головы, цвета, звуков.
5. Заключительное слово учителя об общих особенностях
создания женского образа у символистов поэтов и символистов художников.
6. Детям предлагается написать размышление-миниатюру на
тему: «Женщина в искусстве символизма».
(1) (2) (3)
(4) (5) (6)
(7) (8) (9) |