Цель урока:
формирование у учащихся понимания своеобразия пейзажной живописи и её
связи с художественным словом.
Задачи урока:
1. Художественно-творческие
· познакомить учащихся с
особенностями пейзажной живописи Японии;
· продолжать формировать
умение рассматривать репродукции;
· формировать умение
устанавливать взаимосвязь между двумя видами искусства: живописным
изображением и поэтическим;
· расширять кругозор
детей;
· отражать полученные
впечатления в творческих работах;
· познакомить с приемами и
правилами рисования по ткани;
· закрепить представления
о правилах работы с цветовым кругом.
2. Развивающие
· развивать
эмоциональную сферу детей;
· развивать умение
видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей
природе.
3. Воспитательные
· воспитывать умение
рисовать коллективно, уметь договариваться и распределять между собой
объем работы;
· воспитывать
критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
Заготовки контурных рисунков; цветовые
круги; рисунки-опоры; фотографии; учебник под редакцией Б.М. Неменского,
автор Л.А. Неменская «Каждый народ – художник»; тушь, палитры, кисти;
заготовки для оформления результатов детского творчества; тексты
японских трехстиший; музыкальный фрагмент записи шума морского прибоя.
Ход урока.
1.Целевая установка:
На уроке вы будете рисовать тушью. Это
краска, которая сложно снимается с кожи рук и отстирывается с одежды.
Поэтому в течение урока будьте внимательными и аккуратными.
2.Сообщение
цели и задач урока:
Сегодня мы совершим путешествие в мир
живописного искусства Японии, и вы узнаете об особенностях пейзажной
живописи этой страны. Вы будете учиться красиво расписывать шелковую
ткань. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими
полюбоваться.
3.Объяснение
нового материала:
Несколько детей – членов клуба
живописцев, помогут мне открыть для вас этот удивительный мир
живописного искусства Японии.
Ведущий ученик:
«Скажите, какие виды традиционного искусства Японии вы уже знаете?»
Учитель: «Живопись – это
особый вид искусства. Японцы, как и другие народы нашей Земли, очень
любят свою природу и умеют любоваться самой малой её деталью. Свое
восхищение от увиденного, они очень точно передают в рисунке. Такой
рисунок с изображением пейзажа называется какемоно».
Учитель обращает внимание детей на образ
японки, сидящей на
земле. В руках женщины веер, которым она обмахивается.
Выражение лица мечтательное и слегка задумчивое. Можно
предположить, что она любуется
природой своего родного
края.
Учитель: «Давайте и мы полюбуемся природой
Японии.
Внимательно рассмотрим рисунки в
учебнике Л.А. Неменской
«Каждый народ – художник». Откройте стр. 77».
Ведущий ученик: «Вот
бежит ручей с вершин гор, пробивая себе дорогу среди камней и корявых
корней сосны; а вот ветка сакуры, искривленная, но удивительно красивая.
Она привлекла внимание птицы, присевшей на неё отдохнуть. Посмотрите,
ветка слегка прогнулась под тяжестью тела птицы».
Второй ученик: «Переверните
страницу. Здесь мы видим японцев, которые любуются клёнами. Обратите
внимание на причудливо изогнутый ствол, покрытый корой, похожей на
морщины лица пожилого человека; на яркие пятна листьев, дрожащих на
тонких ветвях. Кажется, что они, как бабочки, вот-вот вспорхнут и
полетят к земле».
Учитель: «Удивительная
красота! Все, что заинтересовало художника, нарисовано крупно, ясно. А всё остальное – размыто, серебристо, словно мягкая
ткань. Художник как бы приглашает зрителя полюбоваться вместе с ним
увиденным. В этом особенность изображения пейзажа в японском
искусстве. Свое внутреннее ощущение красоты человек может выражать
не только рисунком, но и художественным словом, коротким стихотворением,
которое в Японии называется белым стихом. Это миг,
зарисовка первого впечатления от увиденного. Приведите пример такого
стихотворения».
О, светлая луна!
Я шел к тебе,
А ты все далеко.
Учитель: «Ребята, какую
картину вы представили в своем воображении?» (спросить двоих детей).
«Вы видите, что картину можно рисовать
не только красками, но и словом, звуком. Она получается такой же
красочной и яркой, как если бы вы её рисовали красками. А теперь
посмотрите на эту выставку, она бледна и пуста. Если бы её увидел
японец, то свои чувства он выразил бы такими словами:
Когда слепы глаза, и звук
покинул слух,
Тогда рождается слеза, как
отражение
Чистоты листа бумаги. (автор: Вильчинская
Л. С.)
Грустная выставка, грустное
стихотворение! Так давайте же оживим эту выставку, заполним её своими
яркими, красочными картинами!»
4.Показ
способов действия:
Как же
расписывать шелковую ткань, чтобы получилась вот такая красивая
картина; или вот такой фонарик, веер?! (учитель
обращает внимание детей на образцы,
выставленные на доске).
Художник-мастер
пользуется приемом, который называется тоновая растяжка
цвета. На кисть набирается нужный цвет краски и кладется мазок на
ткань в определенной части рисунка, затем кисть промывается в воде,
осушается о тряпочку и очень быстро часть мазка растушевывается в
пределах контура рисунка. Посмотрите, какой переход от яркого,
интенсивного цвета к светлому оттенку этого цвета, почти прозрачному. А
еще при росписи ткани художник использует правило парного
цвета.
Вам
знаком цветовой круг.
Скажите,
как расположены в нём цвета?
Обратите
внимание, что цвета, находящиеся рядом, дружат друг с другом. Например,
желтый с оранжевым, желтый с зеленым, и т.д. Когда эти цвета
соединяются, то образуется новый оттенок цвета.
Каждый
воспитанный мальчик знает, что нужно уступить дорогу девочке, так и у
этих парных цветов: более темный цвет уступит место более светлому.
Смотрите, как можно раскрасить листочек: сначала я нанесу жёлтую краску,
чисто промою кисть, слегка осушу о тряпочку, наберу синей краски и
нанесу её между прожилками листа: пятнышками. Синяя краска, соединяясь с
жёлтой, образует причудливые переходы от темно-зеленого к светлому, а
прожилки остаются желтыми.
Такими
приемами и правилами работы пользуется японский художник, когда
расписывает шелковую ткань.
5. Самостоятельная
работа учащихся:
Чтобы
выполнить работу хорошо, нужна хорошая команда. Раскрашивать картины вы
будете группами по 3 или 4 человека. Поэтому договоритесь между собой,
кто какую часть картины будет раскрашивать. Вашими помощниками в работе
станут цветовой круг, рисунок-опора, фотографии. Эти материалы помогут
вам найти нужный цвет.
Начинайте
рисовать.
По ходу работы детей:
- уточняется еще раз, кто какую часть
работы выполняет;
- показываются отдельные приемы нанесения
краски на шелк;
- обращается внимание, что наносить мазок
краски необходимо в пределах раскрашиваемого участка на небольшом
расстоянии от контурной линии;
- при затруднении в подборе цвета
обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорный рисунок.
За 10 минут до окончания урока
предложить детям завершить рисование.
6. Анализ результатов
работы:
Внимание,
дети.
Волшебный фонарик я в руки
возьму
И света частицу в него
помещу.
Мир наших фантазий, мир
нашей мечты,
Волшебный фонарик, ты нам
покажи!
(автор: Вильчинская Л.С.)
(включить свет над доской) – 1 минута
любования.
Ребята, какие чувства испытываете вы,
когда смотрите на эту ожившую выставку?
Давайте
усилим наши впечатления. Послушаем стихотворения, которые еще не
звучали на уроке.
Соперничая с белизною снега,
Упавшего с небесной высоты,
У дома моего
На ветке сливы зимней
Цветут сегодня белые цветы.
(Отомо Якомоти)
Над водой весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень. (12
век, Хоку)
Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была.
· В чем
же особенность изображения пейзажа в японском искусстве?
· С
каким приемом рисования вы сегодня познакомились?
· Какое
правило цветового круга применяли в своей работе?
· Какие
новые слова вы узнали в нашем путешествии в мир живописного искусства
Японии? (привлечение внимания детей к таблицам на доске)
Вывод:
Меня, как и вас,
переполняют чувства, мне тоже нравится эта выставка. Так и хочется
сказать:
Я не слепа, я слышу красок
звук,
То – красота –
Творение ваших рук. (автор: Вильчинская Л.С.)
Наше
путешествие на этом уроке подходит к завершению. Главное, чему вы
учились, это – переживать единение с природой, ощущать в себе её
движение, видеть бесценную красоту каждого её маленького кусочка жизни,
её драгоценность и неповторимость.
Всмотреться в привычное –
и видеть неожиданное;
Всмотреться в простое –
и увидеть сложное;
Всмотреться в некрасивое –
и увидеть красивое.
7. Домашнее задание:
Ребята,
когда у вас закончатся уроки, и вы пойдете домой, остановите свой
взгляд на каком-либо предмете, постарайтесь увидеть в нем неповторимую
красоту. И если у вас появятся красивые слова, запомните их, придите
домой и запишите, а на следующем уроке вы поделитесь своими
впечатлениями.
8. Самооценка:
Еще
раз внимательно посмотрите на свои работы и сравните свою часть рисунка с
теми, которые выполняли ваши товарищи. Поставьте себе оценку на
визитках.
Давайте
обсудим ( по желанию детей) выставленные оценки :
- Чем руководствовался, когда ставил себе
отметку?
- На сколько хорошо сумел
выполнить свою часть работы?
- Каких знаний не хватало, чтобы
результат был еще выше?
- Сумел ли достойно трудиться в
микро-коллективе?
Урок-путешествие
завершен.
Анализ
урока «Живописное искусство Японии»
с
точки зрения использования
универсальных
и предметных умений.
Объяснение нового материала Самостоятельная
работа
Познавательные |
Деятельные
универсальные |
Коммуникативные |
Выделять основной смысл
текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е.
придавать им и формировать свой личностный смысл.
Удерживать одновременно
несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний.
Схематизировать информацию
из визуальных источников.
Вести наблюдение за
природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их
сущностях, соотносить результаты наблюдения с прошлым опытом и
представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа.
Строить предположения,
выдвигать гипотезы, обосновывать их. |
Строить индивидуальную и
коллективную деятельность в полном цикле: ставить цели, анализировать
ситуацию, планировать, практически реализовывать, получать готовый
продукт.
Осуществлять в целях
собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов
познания труда, выдвигать адекватные основания выбора.
Действовать по алгоритму,
уметь самому составлять алгоритм новой деятельности.
Выражать мир своих чувств,
представлений в искусстве. |
Строить коммуникацию с
другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, взаимодействовать с
партнерами для получения общего продукта или результата.
Понимать сходство и
различия языков искусства.
Ориентироваться в
пространстве, понимать границы пространств и корректировать в связи с
ними свои действия и поведение. |
|