Цель урока: познакомить учащихся с
приспособленностью
растений к условиям Севера.
Задачи:
- расширить знания учащихся о факторах, влияющих на
живые организмы
в условиях Севера;
- формировать знания о приспособлениях растений к
жизни в условиях
Севера;
- учить обосновывать уязвимость северных природных
сообществ,
развивать экологическое мышление;
- развивать умение самостоятельно проводить небольшие
исследования,
работать с дополнительной литературой, выступать перед
аудиторией;
- приучать соблюдению правил бережного отношения к
организмам
и природным сообществам.
Оборудование: гербарии растений,
произрастающих
в области; фотографии; видеофильм "Приспособленность
организмов
к условиям Севера”; схемы-рисунки из книг: «Живая
Арктика», рабочие листы; презентация.
Ход урока
I. Введение в тему. Актуализация знаний.
Почему у нас в краю пальмы не растут?
Ясно всем: тебе и мне –
Что нам ясно? . . .
Да, вы правы ребята. Холодно им тут.
Посмотрите,
в каких условиях Севера находятся наши растения.
(Демонстрация видеофрагмента
о суровых условиях Севера).
- Не растут теплолюбивые пальмы, а какие растения у нас
могут выжить?
(Ответы учащихся.)
Цель нашего урока выяснить:
- Легко ли быть северным растением?
- Как наши растения приспособились к условиям обитания? (Демонстрация слайда презентации)
К этому уроку группа ребят подготовила
проект: «Приспособленность
растений к условиям Севера», целью которого было:
установить факторы,
влияющие на северные растения, и выявить черты их
приспособленности
к ним. С результатами своей работы они познакомят нас
сегодня. Их
выступления будут сопровождаться демонстрацией
видеофрагментов.
На уроке также будем работать с тестовыми
заданиями,
будьте внимательны.
II. Изучение нового материала.
1. Экологические факторы, влияющие
на организмы
в условиях Севера.
(Выступление учащегося, выполнение
задания "Выбери
правильное утверждение ")
Край наш Мурманский особый:
Пусть зимою солнца нет,
И в туманы край одет,
Но зато полярным летом
Совершенно ночи нет.
Для растений нашего края характерен
полярный фотопериодизм.
- Какие ещё условия оказывают влияние на живые
организмы? (Рассказ
учащегося или работа с информационным листом).
Давайте проверим, насколько хорошо мы
запомнили
условия Севера.
Выполните задание: "Выбери правильное
утверждение”;
если "нет” – объясните почему.
Проверка выполнения (Демонстрация слайда
презентации).
2. Влияние экологических условий на
органы
растений.
А) Актуализация знаний об органах
цветкового
растения. (Беседа.)
"Всё связано со всем” – закон о биосфере –
живой
оболочке Земли гласит о том, что все организмы, процессы
и явления
взаимосвязаны. Условия Севера наложили отпечаток на
здешнюю растительность.
- Какие растения нашей области вы знаете?
(Ответы
учащихся)
Мы продолжим знакомство с ними на уроках ботаники.
Закончите предложение. Растение –
целостный организм,
т.к. …..
Каждый орган, выполняя свою функцию,
обеспечивает
существование всего организма.
- Какой орган растения осуществляет
взаимосвязь?
Рост и развитие растения зависит от характера питания.
Назовите
основные способы питания растений.
- Что такое почвенное и воздушное
питание?
Б) Особенности почвенного питания наших
растений.
(Рассказ учащегося.)
В) Приспособленность побегов растений к
условиям
Севера.
Корень добывает нашим растениям питания
меньше.
Солнечного тепла для фотосинтеза, который идёт в
полярный день
круглые сутки, также меньше, потому побеги имеют свои
особенности.
Какие? (Рассказ учащегося или работа с информационным
листом,
демонстрация гербария, схем-рисунков.)
Посмотрите видеофрагмент о
приспособленности побегов.
Постарайтесь запомнить примеры растений и их особенности
(Демонстрация
видеофрагмента)
Приведите примеры приспособленности
побегов к условиям
нашей области (Ответы учащихся, демонстрация слайда
презентации.)
3. Приспособления для размножения
растений.
(Рассказ учащегося или работа с
информационным
листом, демонстрация слайда презентации.)
В Бразилии где-то цветут орхидеи –
Большие, как бабочки, чудо - цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нём не найдёшь красоты.
Красивые цветы нам приносят радость,
поднимают
настроение.
-А для чего они нужны растению?
Давайте послушаем, какие приспособления
для размножения
появились у наших
растений (Рассказ учащегося).
Внимательно посмотрите видеофрагмент,
найдите примеры
приспособлений.
- Как приспособились северные рестения к
размножению?
(Ответы учащихся, демонстрация слайда презентации).
III. Закрепление и обобщение знаний.
1.Выполнение задания на
установление соответствия.
Все приспособления (адаптации), о которых
нам рассказали
ребята, которые мы видим на гербариях, в видеофрагментах
выработались
у растений в течение длительного времени под влиянием
условий неживой
природы - абиотических факторов.
Установите соответствие между факторами
неживой природы
и приспособленностью растений (Письменно). Кто закончит
работу,
обсудите результаты с соседом.
Проверка выполнения (Запись на доске,
чтение учителем
правильных ответов).
2. Сценка " Лесная полянка”.
Как приспособились
растения к условиям
Севера, мы выяснили.
- Как вы считаете, легко ли быть северным
растением?
Почему?
Писатель-натуралист Николай Иванович
Сладков шёл
однажды по лесу и услышал сердитые голоса. Давайте
прислушаемся
и мы с вами. (Сценка «Лесная полянка»)
К сожалению, и у нас так бывает.
-На что пожаловалась лесная полянка?
Природа нашего края очень хрупка и ранима.
Растениям
и так нелегко, но иногда
мы заставляем растения страдать, приносим им вред.
- Как мы можем облегчить жизнь растений, не
мешать
их существованию?
Назовите правила нашего поведения в
природе.
Завершить урок хочу словами поэта В.
Шефнера, обращёнными
к каждому из нас:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты ощутить её спеши.
Она – твой добрый давний лекарь,
Она – союзница души.
Помните об этом всегда!
Приложение 1
Экологические факторы Севера,
влияющие
на живые организмы
Почти вся территория Мурманской области
лежит за
Северным полярным кругом и располагается на Кольском
полуострове.
Близость ее к полюсу, океану влияет на климат.
Значительную часть зимы на Кольском
полуострове длится
полярная ночь, летом солнце светит круглые сутки, но греет
слабо.
Лето короткое и прохладное. Из-за теплого течения
Гольфстрим Баренцево
море не замерзает. В результате у нас несколько повышена
температура
воздуха зимой ( в центральных районах холоднее), высокая
влажность,
облачность, частые туманы. Заморозки возможны во все
летние месяцы.
Среднегодовая температура воздуха около 0*С.
Над Баренцевым морем зимой часто
формируются атмосферные
вихри, летом они ослабевают. Тихие ясные дни неожиданно
сменяются
бушующей пургой. Ветер сдувает снег в лощины, обнажая
землю, которая
глубоко промерзает. Частые сильные ветры составляют зимой
до 70%
дней, летом 25%.
Количество выпадающих осадков превышает
испарение
влаги с поверхности земли, поэтому в области высокая
влажность воздуха
в течение всего года.
В Мурманской области преобладает облачная
погода,
число пасмурных дней в году до 82%.
Недостаток ясных дней, короткое и
прохладное лето
снижают процесс фотосинтеза, неблагоприятно сказываются на
развитии
растений нашей области.
Приложение 2
Особенности побегов северных
растений
Из-за суровых условий обитания, недостатка питательных
веществ
наши растения низкорослы, мелколистны, у них тонкие
годичные кольца.
Под влиянием ветра стволы деревьев искривляются, побеги
теряют
влагу, иссушаются. Поэтому в тундре и лесотундре часто
втречаются
стелющиеся (стланниковые) формы растений, например:
карликовая березка,
полярная ива.
Низкорослым растениям, прижавшимся к земле и закутанным
снегом,
не страшен зимой бушующий ветер. У елей часто
флагообразная, однобокая,
направленная в сторону господствующих ветров, крона.
Многие растения
приобрели подушкообразную форму (арктические крупки).
Побеги их
ветвятся у поверхности земли. Плотная подушка лучше
прогревается
солнечными лучами, защищается от ветра.
С поверхности растений воды испаряется больше, чем её
подаётся
корнями. Поэтому растения приспособлены к уменьшению
испарения:
их мелкие листья свернуты в трубочку (багульник, вереск,
вороника);
имеют восковой налет (голубика, брусника, клюква); одеты
волосяным
покровом-опушены (дриада).
Из-за суровых условий у растений низкий годовой прирост,
например:
у полярной ивы побеги удлиняются на 1-5 мм и дают 2-3
листа.
Как зимуют растения?
Растения на Севере зимуют на разных стадия развития.
Захваченные
морозом во время цветения или при завязывании плодов, они
прерывают
развитие, перезимовывают, а весной оттаивают и продолжают
цвести
или на них развиваются плоды и созревают семена. Так
зимуют с почками
- арктоус; с листьями - брусника, ива; цветами – смолёвка.
Особенности размножения северных растений.
В арктической флоре очень мало однолетников, так как у
них отсутствуют
подземные органы с запасом питательных веществ и почками
необходимыми
для быстрого развития тундровых растений.
Преобладают многолетники, что обусловлено вегетативным
размножением.
Кустарники и кустарнички теряют лишь отдельные части,
ежегодно частично
обновляясь, существуют бесконечно долго (некоторые до ста
лет).
Способы размножения
На Севере широко распространено вегетативное размножение
растений
корневищами, мелкими побегами, луковицами. У некоторых
появилось
«живорождение», например: горец живородящий в цветках
образует луковички
(детки), овсяница живородящая дочерние растеньица,
сердечник луговой
размножается опадающими «почками»- видоизменёнными долями
листа.
Встречается и семенное размножение. Ветроопыляемые
растения: ивы,
осоки, злаки. Самоопыление характерно для крестоцветных,
камнеломковых.
Большинство насекомоопыляемых растений имеют яркие цветки и
соцветия.
Распространяются плоды и семена различными способами,
эффективным
средством является распространение семян ветром зимой по
снежным
пространствам и морскому льду на отдалённые арктические
острова.
Все эти приспособления помогают размножаться нашим
растениям и
сохранять свои виды.
Приложение 3
I. Определите, верное или нет данное утверждение.
Если
согласны - напишите «ДА», если «НЕТ», то объясните почему.
1. На Севере зима холодная, тёплое лето.
2. В нашей области среднегодовая температура близка к 0*С.
3. Летом солнце светит у нас круглые сутки, но греет
слабо.
4. На Кольском полуострове преобладает ясная погода,
облачных дней
мало.
5. Почвы нашей области скованы многолетней мерзлотой.
6. Безветрие – это особенность нашего климата.
II. Приспособленность растений к условиям Севера.
Установите соответствие между абиотическими факторами и
чертами
приспособленности к ним растений.
Абиотические факторы |
Адаптация растений |
1. Полярный фотопериодизм, низкий уровень
ультрафиолета (т.к.
много облачных дней в году) |
A. Растения смыкаются в почве корневыми системами,
расположенными
в поверхностном слое |
2. Низкие температуры |
Б. Стволы деревьев скривлены |
3. Ветры |
В. Листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку |
4. Небольшой плодородный
слой почвы |
Г. Восковой налёт на листьях брусники, голубики |
5. Недостаток воды,
физиологическая сухость |
Д. Стланниковые (карликовая берёзка) и
подушкообразные (арктические
крупки) формы растений |
|
Е. Растения низкорослые, мелколистные |
|
Ж. Кроны елей имеют флагообразную форму |
|
З. Листья опущены (дриада) |
|
И. Растения перезимовывают на разной стадии развития
(с цветками
– смолёвка, почками – арктоус, с листьями – ива
полярная, карликовая
берёзка, брусника) |
|
К. Живорождение (луковицы в цветках-
- горец живородящий) |
|