Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 04.05.2024, 20:43:50
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Жизнедеятельность организма или Почему на севере пальмы не растут?
19.04.2011, 10:02:49

Цель урока: познакомить учащихся с приспособленностью растений к условиям Севера.

Задачи:

    1. расширить знания учащихся о факторах, влияющих на живые организмы в условиях Севера;
    2. формировать знания о приспособлениях растений к жизни в условиях Севера;
    3. учить обосновывать уязвимость северных природных сообществ, развивать экологическое мышление;
    4. развивать умение самостоятельно проводить небольшие исследования, работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией;
    5. приучать соблюдению правил бережного отношения к организмам и природным сообществам.

Оборудование: гербарии растений, произрастающих в области; фотографии; видеофильм "Приспособленность организмов к условиям Севера”; схемы-рисунки из книг: «Живая Арктика», рабочие листы; презентация.

Ход урока

I. Введение в тему. Актуализация знаний.

Почему у нас в краю пальмы не растут?
Ясно всем: тебе и мне –
Что нам ясно? . . .

Да, вы правы ребята. Холодно им тут. Посмотрите, в каких условиях Севера находятся наши растения. (Демонстрация видеофрагмента о суровых условиях Севера).
- Не растут теплолюбивые пальмы, а какие растения у нас могут выжить? (Ответы учащихся.)

Цель нашего урока выяснить:
- Легко ли быть северным растением?
- Как наши растения приспособились к условиям обитания?
(Демонстрация слайда презентации)

К этому уроку группа ребят подготовила проект: «Приспособленность растений к условиям Севера», целью которого было: установить факторы, влияющие на северные растения, и выявить черты их приспособленности к ним. С результатами своей работы они познакомят нас сегодня. Их выступления будут сопровождаться демонстрацией видеофрагментов.

На уроке также будем работать с тестовыми заданиями, будьте внимательны.

II. Изучение нового материала.

1. Экологические факторы, влияющие на организмы в условиях Севера.

(Выступление учащегося, выполнение задания "Выбери правильное утверждение ")

Край наш Мурманский особый:
Пусть зимою солнца нет,
И в туманы край одет,
Но зато полярным летом
Совершенно ночи нет.

Для растений нашего края характерен полярный фотопериодизм.
- Какие ещё условия оказывают влияние на живые организмы? (Рассказ учащегося или работа с информационным листом).

Давайте проверим, насколько хорошо мы запомнили условия Севера.

Выполните задание: "Выбери правильное утверждение”; если "нет” – объясните почему.

Проверка выполнения (Демонстрация слайда презентации).

2. Влияние экологических условий на органы растений.

А) Актуализация знаний об органах цветкового растения. (Беседа.)

"Всё связано со всем” – закон о биосфере – живой оболочке Земли гласит о том, что все организмы, процессы и явления взаимосвязаны. Условия Севера наложили отпечаток на здешнюю растительность.

- Какие растения нашей области вы знаете? (Ответы учащихся)
Мы продолжим знакомство с ними на уроках ботаники.

Закончите предложение. Растение – целостный организм, т.к. …..

Каждый орган, выполняя свою функцию, обеспечивает существование всего организма.

- Какой орган растения осуществляет взаимосвязь?
Рост и развитие растения зависит от характера питания. Назовите основные способы питания растений.

- Что такое почвенное и воздушное питание?

Б) Особенности почвенного питания наших растений. (Рассказ учащегося.)

В) Приспособленность побегов растений к условиям Севера.

Корень добывает нашим растениям питания меньше. Солнечного тепла для фотосинтеза, который идёт в полярный день круглые сутки, также меньше, потому побеги имеют свои особенности. Какие? (Рассказ учащегося или работа с информационным листом, демонстрация гербария, схем-рисунков.)

Посмотрите видеофрагмент о приспособленности побегов. Постарайтесь запомнить примеры растений и их особенности (Демонстрация видеофрагмента)

Приведите примеры приспособленности побегов к условиям нашей области (Ответы учащихся, демонстрация слайда презентации.)

3. Приспособления для размножения растений.

(Рассказ учащегося или работа с информационным листом, демонстрация слайда презентации.)

В Бразилии где-то цветут орхидеи –
Большие, как бабочки, чудо - цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нём не найдёшь красоты.

Красивые цветы нам приносят радость, поднимают настроение.
-А для чего они нужны растению?

Давайте послушаем, какие приспособления для размножения появились у наших
растений (Рассказ учащегося).

Внимательно посмотрите видеофрагмент, найдите примеры приспособлений.

- Как приспособились северные рестения к размножению? (Ответы учащихся, демонстрация слайда презентации).

III. Закрепление и обобщение знаний.

1.Выполнение задания на установление соответствия.

Все приспособления (адаптации), о которых нам рассказали ребята, которые мы видим на гербариях, в видеофрагментах выработались у растений в течение длительного времени под влиянием условий неживой природы - абиотических факторов.

Установите соответствие между факторами неживой природы и приспособленностью растений (Письменно). Кто закончит работу, обсудите результаты с соседом.

Проверка выполнения (Запись на доске, чтение учителем правильных ответов).

2. Сценка " Лесная полянка”.

Как приспособились растения к условиям Севера, мы выяснили.

- Как вы считаете, легко ли быть северным растением? Почему?

Писатель-натуралист Николай Иванович Сладков шёл однажды по лесу и услышал сердитые голоса. Давайте прислушаемся и мы с вами. (Сценка «Лесная полянка»)

К сожалению, и у нас так бывает.

-На что пожаловалась лесная полянка?

Природа нашего края очень хрупка и ранима. Растениям и так нелегко, но иногда
мы заставляем растения страдать, приносим им вред.

- Как мы можем облегчить жизнь растений, не мешать их существованию?

Назовите правила нашего поведения в природе.

Завершить урок хочу словами поэта В. Шефнера, обращёнными к каждому из нас:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты ощутить её спеши.
Она – твой добрый давний лекарь,
Она – союзница души.
Помните об этом всегда!

Приложение 1

Экологические факторы Севера, влияющие на живые организмы

Почти вся территория Мурманской области лежит за Северным полярным кругом и располагается на Кольском полуострове. Близость ее к полюсу, океану влияет на климат.

Значительную часть зимы на Кольском полуострове длится полярная ночь, летом солнце светит круглые сутки, но греет слабо. Лето короткое и прохладное. Из-за теплого течения Гольфстрим Баренцево море не замерзает. В результате у нас несколько повышена температура воздуха зимой ( в центральных районах холоднее), высокая влажность, облачность, частые туманы. Заморозки возможны во все летние месяцы. Среднегодовая температура воздуха около 0*С.

Над Баренцевым морем зимой часто формируются атмосферные вихри, летом они ослабевают. Тихие ясные дни неожиданно сменяются бушующей пургой. Ветер сдувает снег в лощины, обнажая землю, которая глубоко промерзает. Частые сильные ветры составляют зимой до 70% дней, летом 25%.

Количество выпадающих осадков превышает испарение влаги с поверхности земли, поэтому в области высокая влажность воздуха в течение всего года.

В Мурманской области преобладает облачная погода, число пасмурных дней в году до 82%.

Недостаток ясных дней, короткое и прохладное лето снижают процесс фотосинтеза, неблагоприятно сказываются на развитии растений нашей области.


Приложение 2

Особенности побегов северных растений

Из-за суровых условий обитания, недостатка питательных веществ наши растения низкорослы, мелколистны, у них тонкие годичные кольца.

Под влиянием ветра стволы деревьев искривляются, побеги теряют влагу, иссушаются. Поэтому в тундре и лесотундре часто втречаются стелющиеся (стланниковые) формы растений, например: карликовая березка, полярная ива.
Низкорослым растениям, прижавшимся к земле и закутанным снегом, не страшен зимой бушующий ветер. У елей часто флагообразная, однобокая, направленная в сторону господствующих ветров, крона. Многие растения приобрели подушкообразную форму (арктические крупки). Побеги их ветвятся у поверхности земли. Плотная подушка лучше прогревается солнечными лучами, защищается от ветра.

С поверхности растений воды испаряется больше, чем её подаётся корнями. Поэтому растения приспособлены к уменьшению испарения: их мелкие листья свернуты в трубочку (багульник, вереск, вороника); имеют восковой налет (голубика, брусника, клюква); одеты волосяным покровом-опушены (дриада).
Из-за суровых условий у растений низкий годовой прирост, например: у полярной ивы побеги удлиняются на 1-5 мм и дают 2-3 листа.

Как зимуют растения?

Растения на Севере зимуют на разных стадия развития. Захваченные морозом во время цветения или при завязывании плодов, они прерывают развитие, перезимовывают, а весной оттаивают и продолжают цвести или на них развиваются плоды и созревают семена. Так зимуют с почками - арктоус; с листьями - брусника, ива; цветами – смолёвка.

Особенности размножения северных растений.

В арктической флоре очень мало однолетников, так как у них отсутствуют подземные органы с запасом питательных веществ и почками необходимыми для быстрого развития тундровых растений.
Преобладают многолетники, что обусловлено вегетативным размножением. Кустарники и кустарнички теряют лишь отдельные части, ежегодно частично обновляясь, существуют бесконечно долго (некоторые до ста лет).

Способы размножения

На Севере широко распространено вегетативное размножение растений корневищами, мелкими побегами, луковицами. У некоторых появилось «живорождение», например: горец живородящий в цветках образует луковички (детки), овсяница живородящая дочерние растеньица, сердечник луговой размножается опадающими «почками»- видоизменёнными долями листа. Встречается и семенное размножение. Ветроопыляемые растения: ивы, осоки, злаки. Самоопыление характерно для крестоцветных, камнеломковых. Большинство насекомоопыляемых растений имеют яркие цветки и соцветия. Распространяются плоды и семена различными способами, эффективным средством является распространение семян ветром зимой по снежным пространствам и морскому льду на отдалённые арктические острова.

Все эти приспособления помогают размножаться нашим растениям и сохранять свои виды.

Приложение 3

I. Определите, верное или нет данное утверждение. Если согласны - напишите «ДА», если «НЕТ», то объясните почему.

1. На Севере зима холодная, тёплое лето.

2. В нашей области среднегодовая температура близка к 0*С.
3. Летом солнце светит у нас круглые сутки, но греет слабо.
4. На Кольском полуострове преобладает ясная погода, облачных дней мало.
5. Почвы нашей области скованы многолетней мерзлотой.
6. Безветрие – это особенность нашего климата.

II. Приспособленность растений к условиям Севера.

Установите соответствие между абиотическими факторами и чертами приспособленности к ним растений.

Абиотические факторы Адаптация растений
1. Полярный фотопериодизм, низкий уровень ультрафиолета (т.к. много облачных дней в году) A. Растения смыкаются в почве корневыми системами, расположенными в поверхностном слое
2. Низкие температуры Б. Стволы деревьев скривлены
3. Ветры В. Листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку
4. Небольшой плодородный
слой почвы
Г. Восковой налёт на листьях брусники, голубики
5. Недостаток воды,
физиологическая сухость
Д. Стланниковые (карликовая берёзка) и подушкообразные (арктические крупки) формы растений
  Е. Растения низкорослые, мелколистные
  Ж. Кроны елей имеют флагообразную форму
  З. Листья опущены (дриада)
  И. Растения перезимовывают на разной стадии развития (с цветками – смолёвка, почками – арктоус, с листьями – ива полярная, карликовая берёзка, брусника)
  К. Живорождение (луковицы в цветках-
- горец живородящий)
Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: зоология, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно, биология в школе, урок биологии, учителю биологии
Просмотров: 1323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0