Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 19:32:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ЖИЗНЕННАЯ ТРАГЕДИЯ ПОЭТА ИОСИФА БРОДСКОГО
18.03.2011, 10:25:33
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с жизненным и творческим путем поэта; показать на примере его судьбы трагизм жизни поэтов-изгнанников родины; развивать познавательный интерес учеников: усовершенствовать навыки устной речи и выразительного чтения; нравственно воспитывать учеников.

Тип урока: урок пресс-конференция.

Подготовительная работа: учащиеся 11 класса поделены на группы: журналистов, представителей пресс-центра и представителей общественности.

ХОД УРОКА

Ни страны, ни погоста

Не хочу выбирать...

И.Бродский

Слово учителя

Сегодня мы поведем речь о судьбе пятого русского лауреата Нобелевской премии 1987 года поэта-изгнанника, представителя поэзии русской эмиграции Иосифа Бродского.

Слово 1 представителя пресс-центра

Мы открываем первую страницу пресс-конференции, которая называется: «Приглашение на казнь».

Тюремщик напомнил осужденному про чашу с ядом. Сократ поклонился родным, звездам и медленно осушил чашу... Когда-то в Афинах осужденных и приговоренных к смерти сбрасывали со скалы. Со временем, когда цивилизация смягчила нрав, вводились более гуманные виды казни. Учителя Сократа, греческого ученого Анасагора, руководители Афин изгнали из города за то, что он. на их взгляд, учил молодежь мудрствовать. Это случилось в 5 столетии до нашей эры.

Слово 2 представителя пресс-центра

Прошло 25 лет. Казалось, что время физической расправы над тем, кто думает по-другому, навсегда кануло в Лету. Но пришел жестокий ХХ век, и под небом России застучал «молот ведьм». расплющивая народ. Вот он, список жертв: 20-е годы Гумилев, З0-е - Мандельштам, Булгаков, 40-е

— Зощенко и так далее.

Слово З представителя пресс-центра

Иосиф Александрович Бродский родился 24 апреля 1 94О года в Ленинграде. До 15 лет учился в школе, потом работал. Писать стихи начал в 16 лет. В конце 60-х годов был известен, как поэт, в довольно узком кругу читателей.

В 23 года его осудили за «тунеядство» - формально, а на самом деле за то, что своим трудом считал поэзию. Его осудили к пяти годам. Ахматова, узнав о таком приговоре, сказала: «Какую биографию делают нашему рыжему». Она с Д.Шостаковичем возглавляет общественную защиту молодого поэта, и его освободили досрочно. Но в 1972 году Бродского по решению суда высылают из Советского союза.

Учитель У кого есть вопросы к представителям пресс-центра?

Ученик Вопрос корреспондента городской газеты «Резонанс»: Почему Бродского осудили за тунеядство? Что это такое? Как проходил суд?

Представитель пресс-центра

В Уголовном Кодексе СССР была статья, по которой человек, официально не закрепленный за какой-то официальной организацией, как работник, подлежал уголовной ответственности. Работа писателя, поэта определялась таковой в том случае, если человек имел диплом об образовании. Бродский такого образования не имел, работал дома; за стихи и переводы получал гонорар. Сейчас вы послушаете протокол заседания суда, когда осуждали Бродского в лицах.

Чтение в лицах протокола заседания суда

Автор 18 февраля 1964 года Дзержинским районным судом слушается дело по обвинению в злостном тунеядстве Иосифа Александровича Бродского.

Судья Чем вы занимаетесь?

Обвиняемый Пишу стихи, перевожу. Я полагал...

Судья Никаких «я полагал». Отвечайте суду, как следует. Есть у вас постоянная работа?

Обвиняемый Я думаю, что это постоянная работа.

Судья Ваш трудовой стаж?

Обвиняемый Пять лет

Судья Где вы работали?

Обвиняемый На заводе.

Судья А вообще, какова у вас специальность?

Обвиняемый Поэт. Переводчик.

Судья А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Обвиняемый Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья А вы учились этому, не пытались закончить вуз, где учат поэтов?

Обвиняемый Я не думал, что поэтов дает образование.

Судья А как же?

Обвиняемый Я думал поэт — это от Бога.

Защита Гражданин Бродский, ваш заработок вы вносили в семью?

Обвиняемый Да.

Защита Каков заработок ваших родителей?

Обвиняемый Они пенсионеры.

Защита Вы живете одной семьей, и ваши средства составляют семейный бюджет?

Обвиняемый Да.

Защита Вы находитесь на учете в психиатрическом диспансере?

Обвиняемый Да.

Защита Проходили вы стационарное лечение?

Обвиняемый Да, с конца декабря 1963 года по 5 января этого года в больнице в Москве.

Автор Суд удаляется на совещание. Возвращается.

Судья Направить гражданина И.А.Бродского на судебно-психиатрическую экспертизу. Если она не даст противопоказаний, отправить его в отдаленные места для принудительного труда. Есть у вас вопросы? Просьбы? Обвиняемый Дайте мне в камеру перо и бумагу.

Автор Когда мы вышли из зала суда, то в коридорах увидели много народа, Особенно молодежи.

Судья Сколько народу! Я не думал, что соберется так много людей.

Автор Голос из толпы: Не каждый день судят поэта!»

Судья А нам все равно: поэт или не поэт. Не хочет работать — заставим.

 

Продолжение пресс-конференции

Очень тяжело. Бродский был русским поэтом. Он не представлял себе жизни за границей. Услышав приговор об изгнании с родины, он 4 июня 1972 года, собираясь в аэропорт, написал письмо на имя Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева.

Ученик читает письмо

Уважаемый Леонид Ильич!

Покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, быть может, неизвестно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет моей работы, служит и еще послужит только славе русской литературы и ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика... Смею думать, что работа моя была хорошей работой, и я мог бы и дальше приносить пользу... Я принадлежу к русской культуре и сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не может... Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею душой, я обязан ей. Все плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь. Поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда был прав сильнейший. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота — доброта... Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете вы, их читающий. Останутся лишь наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело. Условия существования слишком тяжелы, чтобы их еще усложнять.

Я надеюсь, Вы поймете меня правильно, поймете, о чем я пишу. Я прошу у Вас возможности дальше существовать в русской литературе, на русской земле. Я думаю, что ни в чем не виноват перед Родиной. Напротив, я думаю, что во многом прав. Я не знаю, каков будет Ваш ответ на мою времени не осталось. Но скажу Вам, что в любом случае, если даже моему народу не нужно мое дело, душа моя ему еще пригодится».

Учитель подводит итоги первой страницы.

Мы с вами познакомились с фактами биографии И.Бродского. Молодого талантливого поэта изгнали с родины только за то, что он считал себя поэтом по признанию души, а официальные круги в СССР решили, что это очень небезопасно для страны. Великие поэты, как и великие деревья, притягивают к себе молнии. И в этом отношении Бродский заслуживает «приглашения на казнь».

Представитель пресс-центра.

Мы открываем вторую страницу нашей пресс-конференции, которая называется:

Сегодня ночью я смотрю в окно

И думаю о том, куда зашли мы...

и посвящается она раннему творчеству поэта.

Учитель.

Ранний Бродский еще только присматривается к миру, в который он пришел. Он окунается в поэзию, как молодой пловец в воду: поплывет, или пойдет на дно? Понравится это ему или нет? Он размышляет, проводит исследования поэтического мира.

1 чтец

Из распахнутых окон телефоны звенят

и квартиры шумят,

И деревья листвою полны.

Солнце светит вдали, солнце светит

в горах и над нами.

В этом городе вновь настали светлые дни...

2 чтец

Слава Богу. Чужой.

Никого я здесь не обвиняю,

Ничего не узнать.

Я иду, торопясь, обгоняя.

Как легко мне теперь...

1 чтец

Так поезжай. Куда? Куда-нибудь.

Скажи себе: с несчастными дружу я.

Гляди в окно, и о себе забудь.

Жалей проездом Родину чужую.

Учитель. Есть ли вопросы к представителям пресс-центра?

Ученик. Корреспондент газеты «Поэзия и мы». Какие из первых стихотворений Бродского привлекли внимание специалистов?

Представитель пресс-центра

Наверное, это стихотворения, посвященные Джону Донну. Его имя в 60-е годы в России слышали все. Современник Шекспира, Джон Донн был известным для того времени человеком. Бродский обратился к нему, как к равному себе.

2 чтец

Ты Бога облетел и вспять помчался,

Но этот груз тебя не пустит ввысь.

Откуда этот мир? Лишь сотня башен

Да ленты рек и где, при взгляде вниз,

Сей страшный суд почти совсем

Не страшен.

Представитель пресс-центра

А вот в раннем стихотворении «Остановка в пустыне» мы видим раздумья 26-летнего поэта. Когда-нибудь, когда не станет нас

Точнее — после нас, на нашем месте

Возникнет тоже что-нибудь такое,

Чему любой, кто знал нас, ужаснется.

Но знавших нас не будет слишком много...

И если довелось мне говорить

Всерьез об эстафете поколений,

То верю только в эту эстафету,

Вернее в тех, кто ощущает запах...

Сегодня ночью я смотрю в окно

И думаю о том, куда зашли мы?

И от чего мы больше далеки:

От православия или эллинизма?

К чему близки мы? Что там впереди?

Не ждет ли нас другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны принесть мы в жертву?

Ученик. Корреспондент газеты «Слово жизни». Есть ли в ранних стихотворениях Бродского библейские темы?

Представитель пресс-центра

Да. Эта тема — одна из ведущих не только в ранней поэзии Бродского. В первых стихотворениях эта тема пронизана любовью, легкой иронией.

З чтец

В деревне Бог живет не по углам,

Как думают насмешники, а всюду.

Он освещает кровлю и посуду

И честно делит двери пополам.

В деревне он в избытке. В чугуне

Он варит по субботам чечевицу,

Приплясывает сонно на огне.

Подмигивает мне, как очевидцу.

Он изгороди ставит. Выдает

Девицу за лесничего. И в шутку,

Устраивает вечный перелет

Объездчику, стреляющему в утку.

Возможность же все это наблюдать,

К осеннему прислушиваясь свисту,

Единственная! В общем, благодать,

Доступная в деревне атеисту.

 

Представитель пресс-центра

Мое любимое стихотворение раннего Бродского «Стансы».

Ни страны, ни погоста

И душа

Неустанно,

Не хочу выбирать.

Поспешая во тьму,

На Васильевский остров

Промелькнет над мостами

Я приду умирать.

В Петроградском дыму.

Твой фасад темно-синий

И апрельская морось,

Я впотьмах не найду,

Над затылком снежок

Между выцветших линий

И услышу я голос:

На асфальт упаду.

-До свиданья, дружок,

И увижу две жизни

Словно девочки-сестры

Далеко за рекой

Из непрожитых лет,

К равнодушной отчизне,

Выбегая на остров,

Прижимаясь щекой.

Машут мальчику вслед.

Учитель подводит итоги 2 страницы

Ранний Бродский — поэт-философ, размышляет о жизни. Он пробует свой талант, он хочет стать посредником между людьми и Богом. Он любит людей, желает счастья своей родине — России. Но ему суждена другая судьба - эмигранта-изгнанника.

4 чтец

Открывает третью, заключительную страницу пресс-конференции. Она начинается строками стихотворения Анны Ахматовой:

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На его безмятежном челе.

И посвящается оно творчеству Бродского в эмиграции.

Учитель

4 июня 1972 года закончилась в России жизнь Бродского. На чужбине к нему пришли слава и признание. В Америке он пишет на русском и английском языках, читает лекции в университетах и колледжах. Он стал первым русским литератором , который получил Нобелевскую премию. Но в этот период перед нами — поэзия человека, который простудил свое сердце и свою душу.

5 чтец

Не слышно ни птиц, ни тем более

автомобиля

Того, чему свойственно повторяться.

И по всему разбросаны, как вещи холостяка,

Тучи, вывернутые наизнанку

и разглаженные.

Пахнет хвоей, этой полной субстанцией

малознакомых мест.

4 чтец

Из его стихотворения ушла надежда, осталось отчаяние.

Навсегда расстаюсь с тобой, дружок,

Нарисуй на бумаге просто кружок.

Это буду я: ничего

Внутри.

Посмотри на него — и потом сотри.

Учитель

В эмиграции исполнились мечты Бродского: иметь возможность писать, материальный достаток, ученики, последователи. Никто не спрашивал, имеет ли он разрешение быть поэтом. Но у него не было главного — Родины, России. И поэтому в его поэзии слышна катастрофа загубленной жизни.

1 чтец

Сорви все звуки с небосклона

Исчезни местность,

Она, пока есть в горле влага,

Не без приюта.

Спряхни перо, черней бумага,

Лети минута.

2 чтец

Когда-то Бродский сказал о Цветаевой, что она поэт, у которого нет рая. И в его стихотворениях рая тоже нет.

Сказуемое, ведомое подлежащим,

Уходит в прошедшее время,

Жертвуя настоящим.

От грамматики новой на сердце пряча

Окончание шепота, крика, плача.

Учитель

Ахматова так отозвалась о поэзии Бродского: «В его стихах есть песня». Но песня, которую сложил русский поэт, должна жить на русской земле. Бродский это очень хорошо знал.

Ученица. Вопрос к представителям пресс- центра: «Какое стихотворение этого периода вы считаете программным?»

Представитель пресс-центра

Я считаю, это стихотворение, написанное 24 мая 1980 года «Я входил вместо дикого зверя в клетку...»

1 чтец читает это стихотворение.

Ученик. Мне запомнилось стихотворение «В деревне Бог живет». Есть ли продолжение этой темы в эмиграции?

Представитель пресс-центра

Да, есть. В эмиграции тема Бога, Вселенной наполняет поэта, но написаны стихотворения сухим языком. Послушайте стихотворение «Рождественская звезда».

З чтец читает стихотворение «Рождественская звезда».

Ученик. Наша пресс-конференция называется «Жизненная трагедия поэта» Но прожил он в эмиграции хорошо. Разве можно так обозначить жизнь поэта? Может только жизнь в России?

Представитель пресс-центра

Конечно, мы не можем обобщить всю жизнь поэта, как трагедию. Но не довелось ему выбирать «Ни страны, ни погоста». И не смог прийти умереть на Васильевский остров. Умер поэт в эмиграции. И дело не в том, что после распада СССР он смог бы вернуться на родину, как это сделал Солженицын. Лучшие годы Бродского прошли вне родины, лучшая его поэзия, лучшие мысли написаны чужим языком. Он был до конца ногтей русским поэтом, а его эпоха прошла без него. Не осталось привычного мира, разорвался круг друзей, и он оказался вне русского времени, сам по себе, и ему уже не слышался голос Вселенной, что-то погибло в его душе. И он смирился с этим. А каким бы факелом он мог гореть, дыша животворным воздухом родины! Смирился, но не озлобился:

Но пока мне рот не забили глиной,

Из него раздаваться будет лишь благодарность.

Что это? Невозможность таить в себе ненависть, обиду? Толстовская проповедь? Или что-то большее, высокое, недоступное нам?

Он ушел в Вечность. Но он был прав: «Остаются наши дела».

Его дело — его поэзия — это целительное лекарство от подлости, боязливости: «Поэты всегда возвращаются. Во плоти или на бумаге». И это, согласитесь, справедливо.

Учитель (на фоне музыки)

Пресс-конференция закончена. Перед нами пролетела жизнь поэта. Обращайтесь к его поэзии. Она даст вам ответы на многие вопросы

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 1114 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0