Цели:
- помочь учащимся увидеть и услышать зимние
мотивы в музыке и картинах;
- познакомить с творчеством выдающихся деятелей
искусства: гениального композитора классика
Петра Ильича Чайковского и ярого самобытного
художника Бориса Михайловича Кустодиева;
- сформировать умения в создании рисунка
морозного узора;
- развивать вокально-хоровые умения и навыки;
- создать эмоционально-радостную атмосферу
урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель ИЗО:Проверим свою готовность
к уроку. Для выполнения практической работы вам
понадобятся: альбомный лист, карандаш, ластик,
краски, кисточка, стаканчик с водой.
2. Введение в тему
Учитель музыки: Я предлагаю вам
посмотреть слайды, как зима выглядит в природе во
всём своём великолепии, а сопровождать наш
просмотр будет музыка.
Демонстрация слайдов «Зима»,
сопровождающаяся звучанием фрагмента из балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Учитель музыки: Соответствуют ли
картины природы той музыке, какую вы услышали? (Да,
соответствуют)
– Слышны колокольчики, напоминающие капель.
Это хрустальный звон изящных сосулек наполнил
воздух зимней свежестью и чистотой. В звучании
оркестра эффект падающих
льдинок отображен лейтмотивом инструмента
металлофон. На фоне богатой звуковой палитры
солирующей арфы (струнный щипковый инструмент)
убедительно ведут свою партию кларнет и гобой.
– Ребята, сейчас мы вместе прикоснулись к
творческому наследию великого русского
композитора, и познакомились с самостоятельным
музыкальным жанром – музыка к балету. Кто из вас
может ответить на вопросы:
– Из какого балета прозвучала музыка? (Фрагмент
из музыки к балету «Щелкунчик»)
– А какой композитор сочинил это произведение? (Петр
Ильич Чайковский)
– Какая тема слышна в этом фрагменте? (Тема
Зимы)
– А как вы думаете, почему именно музыка к балету
«Щелкунчик» присутствует в нашем диалоге о
музыке? («Щелкунчик» – балет, в основе
которого лежит Зимняя Рождественская сказка
немецкого литератора Гофмана).
– А теперь, ребята, подробнее ознакомимся с
творческой биографией гениального композитора
– классика П.И.Чайковского и в этом нам поможет …
(Ф.И. обучающегося).
Доклад ученика с презентацией «Петр Ильич
Чайковский».
Учитель ИЗО: Зима – особое, волшебное
время года. Оно вдохновляло не только
композиторов, но и художников.
Яркий пример этому – творческое наследие
самобытного художника Бориса Михайловича
Кустодиева.
О жизни и творчестве этого великого русского
художника нам расскажут …
(Ф.И. обучающихся)
Доклад учеников с презентацией «Борис
Михайлович Кустодиев».
Учитель ИЗО: Познакомившись с
творчеством двух выдающихся русских деятелей
искусства, мы убедились, что тема зимы
вдохновляла и композиторов и художников.
И сейчас я предлагаю вам раскрыть свои таланты,
проявить свою фантазию в выполнении творческой
работы «Рисование морозных узоров».
А для того чтобы настроиться на эту работу, мы
посмотрим фильм «Зима», созданный в содружестве
ученика и учителя.
Демонстрация фильма «Зима».
3. Практическая работа
Учитель ИЗО: А теперь после
эмоциональной разгрузки и образного вдохновения
переходим к выполнению практической творческой
работы. Ваша цель: выполнить рисунок морозного
узора на альбомном листе красками. И в помощь вам
виды, созданные самой Природой.
После выполнения творческой работы
лучшие работы вывешиваются на доску.
Учитель ИЗО: Ну что ж с практической
работой вы справились прекрасно. Я вами довольна.
– Ребята, не правда ли прекрасна зима в своём
царственном великолепии?!
Учитель музыки: «Мороз трещит и
колется, на улице снежок, а в поле за околицей
простор широк» поется в песне «Белая дорожка».
Исполнение учащимися песни «Белая дорожка».
Учитель ИЗО: Какие вы молодцы!
Прекрасное исполнение!
4. Подведение итогов
Учитель ИЗО: Настало время подвести
итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– Какие мастера кисти и музыки познакомили
нас с зимними мотивами? (Ответы учащихся)
– Что вам запомнилось в уроке?(Ответы учащихся)
Учитель музыки:
– А какое у вас настроение? (Ответы
учащихся)
– Значит, мы неплохо потрудились? (Ответы
учащихся)
Учитель ИЗО: Спасибо за урок!
|