Тип урока: Урок углубления и обобщения темы Жанр
урока: Урок – праздник
Цель урока: Формирование у
учащихся более полного представления о народной праздничной культуре
русского народа.
Задачи:
- Обобщить полученные знания
по русским зимним праздникам.
- Продолжить развитие
исполнительских творческих навыков и умений.
Материально-техническое обеспечение: - музыкальный
центр;
- рождественская елочка;
- макет русской избы;
- костюмы
и маски животных;
- маска чертенка на палочке;
- свеча и
спички;
- ложки (30 пар);
- платочек;
- чаша с водой;
- девочкам
приготовить фанты.
Зрительный ряд: иллюстрации
народных костюмов, картины быта.
Музыкальный ряд: Колядки: «Ще, на улице шатер», «Уж,
ты,
курка не пой», «Щедрики-ведрики» (корилка), «Первенчики-другенчики».
Р.н.п. Калинка, Курилка (песня-игра). Рождественская песенка. Ходит
царь (Круговой хоровод). Золото хоронили мы (Подблюдная). Колокольные
звоны.
Сценарий урока Вход в
класс под собственное исполнение коляды «Щё, на улице шатёр»
У: - учитель Х: – хозяйка, в роли хозяйки выступает
учитель. Д: – дети (колядовщики). Х:
Здравствуйте,
гостьюшки, дорогие!
Д: Можно ли у вас
поколядовать?
Х: Милости просим.
Девочки садитесь, мальчики садитесь.
У: На какой праздник
мы с вами попали с этой колядкой?
Д: На праздник святки.
У: Из чего он состоит?
Д: Из колядок и
гадания.
У: Что значит
колядовать?
Д: Желать счастья,
добра, удачи.
У: Что значит гадать?
Д: Узнавать своё
будущее.
У: Когда начинаются
святки?
Д: С 7-19 января по –
новому стилю или с 25 декабря -7 января по – старому стилю.
У: Почему гадают с
13-19 января?
Д: Солнце слабое –
человек открыт для нечистой силы
У: С каким
христианским праздником совпадают святки?
Д: С Рождеством
Христовым.
У: Как готовятся к
Рождеству верующие люди?
Д: 40 дневным постом,
который начинается ещё 28 ноября.
У: В чем особенность
поста?
Д: Разрешалось кушать
рыбу, кроме среды и пятницы.
У: Получается, что
больших ограничений в еде нет. Для чего же этот пост?
Д: Это ограничение не
столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей.
У: Что это значит?
Д: Не говорить
плохого
о людях, никого не обижать, не на кого не обижаться.
У: Как называется
канун Рождества?
Д: Сочельник.
У: Что полагалось
делать в этот день?
Д: Не ели до появления
на небе первой звезды.
У: «До первой звезды
нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её
появления .
Д: Ещё готовили сочиво
(постная каша с фруктами, овощами или ягодами).
У: Как проходила
трапеза?
Д: Сначала молитва,
затем трапеза спокойно, почтительно.
У: Что делали 7
января, в день Рождества?
Д: Все идут на службу
в храм, только потом веселье, празднество, колядки.
У: Колядовщики заходят
в дом и славят Христа со словами:
Д 1: «Пречистая дева Мария Иисуса Христа
породила, В яслях положила.
Д 2: Звезда ясно сияла, Трем царям путь
показала.
Д 3: Три царя приходили Богу дары
приносили, На колени припадали, Христа величали».
Х: Возьмите же
гостьюшки дорогие.
Д: Спасибо.
У: Ребята, здесь цари
это кто?
Д: Волхвы – пророки,
мудрецы востока.
У: Что подарили волхвы
Иисусу?
Д: Золото, как царю.
Зёрна ладана, как богу. Смирну, как смертному человеку
У: «Травы подарили
младенцу шелест – «колыбельную», Звезда – свет, Цветы – благоухание,
Осел – тепло своего дыхания. А что подарила ему ёлочка? Д: Она
ничего не могла
подарить, боялась уколоть его и поэтому плакала смоляными слезами.
Ангелы пожалели и осыпали её звёздами, что обрадовало младенца»
У: А как мы должны
украшать рождественскую ёлочку?
Д: На макушке звезда,
т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В
основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на
кресте. На
ёлочке
33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.
У: Что подарили бы Вы?
Д: Хороший поступок,
игрушку, послушание родителям, уважение к старикам
У: Я предлагаю Вам
подарить ему свою песенку.
Исполнение рождественской песенки.
У: Настало время
славить хозяйку, хозяина. (Узнать по музыкальной фразе?) Название
колядки?
Д: Уж, ты, курка не
пой.
У: С какой целью
исполняется эта колядка?
Д: Необходимо
похвалить хозяина, хозяйку, чтобы они одарили колядовщиков.
У: Хвалим хозяйку,
хозяина, чтобы они как можно лучше одарили бы колядовщиков.
Исполнение. Уж, ты, курка не пой
Х: Возьмите же
гостьюшки дорогие (Подает гостинцы в фартук).
Д: Спасибо!
У: Почему здесь уж,
ты, курка не пой, а ты, пой петушок?
Д: Петушок является
птицей счастья.
У: Почему хозяйка
подаёт гостинцы в фартук, а не в руки?
Д: Еда может быть
наговоренной и может принести зло и несчастье, поэтому пока руками к ней
притрагиваться нельзя.
У: Если хозяйка плохо
одарила гостей, что они ей поют?
Д: Корилку.
У: Что такое корилка?
Д: Это ритуальные
бесчинства.
У: Какие могут быть
бесчинства?
Д: Поленницу дров
могут развалить, залить ворота водой, увести скотину со двора …
У: Хозяйка плоховато
одарила гостей. Гости встали, бросили корящий взгляд на хозяйку и
запели.
Исполнение. Щедрики-ведрики. Корилка
Х: Ой! Батюшки! Да возьмите же
гостьюшки дорогие (Подает гостинцы)!
Д: Спасибо!
У: Хозяйка одарила
гостей, пора на выход. Как они это делают?
Д: Все берутся за
руки, поют, пританцовывают, а колядовщик с маской чертёнка или бесёнка
на палочке (зло долго на себе носить нельзя) выводит всех из дома.
У: Пора и честь
знать, выходить из дома, поем.
Исполнение. Первенчики – другенчики
У: Идут в следующий
дом и поют все сначала. Ходят так до тех пор, пока не наколядуют много.
Что делают после колядок?
Д: Идут в дом, который
откупили заранее для вечерок и посиделок. Хозяйке подают две денежки:
одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за
молчание, чтобы
по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся
на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь
еда
очищена, её можно
есть.
У: Поели, попили и
пошло у них веселье, а вот и появились ложкари. Ложки
пошумите. Покажите, что вы умеете играть?
Исполнение р.н.п. Калинка на ложках.
У: Затем идут игры,
хороводы… Любили водить в святки и этот хоровод. (Узнать по музыкальной
фразе?) Название?
Д: Ходит царь.
У: Как заканчивается
хоровод?
Д: Девушка целует
парня, и они выходят из круга. Во время святок конец хоровода мог быть
другим. Девушка целует парня в том случае, если он ей понравился. Если
не понравился,
то они встают назад в круг.
У: Исполним хоровод,
так как исполняли его наши предки во время
святок.
Исполнение хоровода. Ходит царь
У: Любимой игрой была?
(Узнать по музыкальной фразе?)
Д: Курилка.
У: Что такое курилка?
Д: Курилка – это свеча.
У: Давайте поиграем в
курилку.
Исполнение. Курилка У: Так развлекаются до 13
января. Что же делают в этот день?
Д: В ночь под Новый
год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за
день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал
вести
домашнее хозяйство.
У: С 13-19 января
гадают. При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться –
значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин,
хозяйка?
Д: Девушки желали
узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи,
скотине и вообще каким будет
год.
У: При гадании с
блюдцем или чашей пели песенки – подблюдны. Игруха собирает
фанты в чашу, заливает водой, накрывает и поёт:
Золото хоронили мы, Чистое хоронили мы. Мы ухоронили, Мы
уборонили, Порохом засыпали, Сметьём замели. Призаиндевела, Да
призакурживела (Повторяет до тех пор, пока не собёрет со всех
фанты.)
Достаёт фант и спрашивает: «Девки, чей фант?» … И говорит всё, что ей
на ум придёт.
Гадают не более 7 человек и не более 7 раз (7 – это магическое число).
Д 1: У нас в Кузбассе гадали так: «Ходили воровать к соседу
дрова: сколько сучьев на поленьях – столько
детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж
выйдет.
Д 2: Под святые вечера ходили на реку к проруби
бросать снежки, загадывая, какой будет
свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если
поплывёт тихо,
то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то
сварливые,
злые будут.
Д 3: Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца –
такой суженный будет».
У: Гаданий было
превеликое множество. Вечер накануне Крещения (18 января) был последним
временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому
христианскому
празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в
доме, особенно
на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии
рассказывается о том, как Иисус
Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан, поэтому основу
этого праздника
составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне
праздника в храме, а
другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах,
колодцах. Все водоёмы
в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста,
который
готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к
Иордану. После молебна
набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго
хранилась и имела целебные свойства. Прямо на реке умывались этой водой и
даже купались,
чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное
веселье.
Я благодарю всех за хорошую работу. Колокол приглашает
верующих на службу в храм, да и нам пора
расставаться.
Выход из класса под звон колоколов. |