Цели урока : раскрыть понятие
«воля», значение для человека работы над силой воли; раскрыть понятие
«алкогольной зависимости», показать на примерах влияние алкоголя на здоровье
человека, довести до сознания детей опасность алкоголя, воспитывать бережное
отношение к своему здоровью.
Оборудование: презентация - http://poznayko.at.ua/load/zloj_volshebnik_alkogol/30-1-0-1794,
рисунки на тему «У нас в доме праздник».
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы проводим
очередной урок здоровья.
- Как вы считаете, необходимы
уроки здоровья в школе?
- Вы узнаёте полезную для себя
информацию на этих уроках?
2. Актуализация знаний.
- Какое решение мы приняли на
прошлом уроке?
Слайд 2.
Мы говорим курению – нет!
- Почему мы приняли такое
решение?
- Принять решение очень важно,
но не менее важно сделать всё, чтобы его выполнить.
- Что необходимо для
достижения цели?
(Сильная воля)
- Что же такое воля?
Посмотрим в словарь русского
языка С. Ожегова.
Слайд 3.
«Воля – это способность
осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; сознательное
стремление к осуществлению чего-нибудь».
Работа в группах.
Анализ ситуации.
Каждой группе даётся задание
проанализировать ситуацию:
«Витя посещал разные
спортивные секции, но нигде больше месяца не задерживался. Как вы думаете,
почему?»
Выслушиваются ответы детей.
Обсуждение.
- Можно ли воспитать свою
волю?
(Надо научиться с
удовольствием делать то, что требует усилий)
- Всегда ли воля направлена на
достижение справедливых и полезных целей?
- Почему волевое поведение
иногда может быть безнравственным? От чего это зависит?
(От целей и желаний человека)
Игра «Сокровища сердца».
Каждая группа получает рисунок
большого сердца.
Задание: вписать все качества
человека, которые делают сердце добрым, мужественным, волевым.
Выслушиваются ответы детей.
Слайд 4. Сравним ваши ответы с
ответами на слайде.
- Очень нужна человеку сила
воли, чтобы справиться с зависимостью от чего-либо.
- Вспомним, что такое
зависимость?
Слайд 5.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы поговорим об
одной из самых страшных зависимостей – алкогольной зависимости.
- Тема нашего урока: «Злой
волшебник – алкоголь».
Слайд 6.
4. Работа по теме урока.
- Давайте посмотрим ваширисунки на тему «У нас дома праздник».
(На доске рисунки детей)
- На этом чудесная ёлка, на
этом – замечательные подарки, а здесь – прекрасно накрытый стол, много гостей.
- Как вы думаете, какие
напитки пьют гости?
- Зачем пьют алкогольные
напитки?
- Приходилось ли вам общаться
с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?
- Как ведут себя такие люди?
- Какое чувство они вызывают у
вас, у окружающих?
- Что же такое алкоголь?
Почему он делает людей такими? Вреден ли он для человека?Давайте разберёмся в этом.
Выступление детей по группам.
Слайд 7.
1 группа.
Алкоголь – это вещество,
которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и др.).
Само название «алкоголь»
происходит от арабского «аль-коголь», что означает «одурманивающий».
В VI-VIIвеках арабы научились получать спирт,
с помощью которого стали изготовлять различные напитки, получившие впоследствии
название алкогольных.
Основой всех алкогольных
напитков является винный, или этиловый. Спирт, который и вызывает состояние
опьянения.
2 группа.
Взаимодействуя с различными
органами и системами организма человека, алкоголь становится активным
участником обмена веществ, организм постепенно привыкает к алкоголю и требует
его всё больше и больше.
Отсутствие алкоголя вызывает
ухудшение физического и психического состояния, которое проявляется в виде
потребности напиться.
Возникает зависимость от
алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму.
3 группа.
Так постепенно алкоголь
опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко.
Алкоголь – это средство,
которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо.
Разрушение личности у
взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет.
У ребёнка такие изменения
происходят через 3-4 года.
Просмотр роликов о влиянии
алкоголя на сердце, печень, мозг, с результатами статистики.
- Какой вывод можно сделать?
Алкоголь опасен для нашего
здоровья!
Повторим ещё раз как влияет
алкоголь на сердце, печень, мозг.
Слайды 8, 9, 10.
- Как вы думаете, влияет ли
употребление алкоголя на малыша, который находится ещё в животе у мамы?
Слайд 11.
(Фетальный алкогольный
синдром — это сочетание врожденных психических и физических дефектов,
которые впервые проявляются при рождении ребенка и остаются у него на всю
жизнь. ФАС — пожизненное нарушение, которое не проходит с возрастом).
Анализ ситуации.
- Давайте посмотрим фрагмент
мультфильма по мотивам басни Михалкова «Непьющий воробей» и подумаем над
ситуацией, в которую попал Воробей.
Слайд 12.
- Что вы думаете о Воробье?
Слайд 13.
- Почему Воробей не сумел
сказать «нет»?
- Как бы вы ответили,
оказавшись на месте Воробья?
Работа в группах.
- Какой ответ вам больше
нравится? Почему?
Приведите свои примеры отказа
от алкоголя.
Слайд 14.
Давайте примем решение:
«Постараюсь научиться говорить
нет, когда мне предлагают дурное»,
«Подумаю о занятиях спортом».
Слайд 15.
Запомните слова Л. Н.
Толстого: « Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности,
губит семью. Губит души людей и их потомство».
5. Итог урока.
Слайд 16.
Алкоголь опасен в любом
возрасте, особенно – в детском и подростковом.
Он делает человека зависимым,
к нему быстро привыкают.
Организм постепенно
разрушается. Такую ошибку исправить трудно. Лучше её не делать.
Каждый – хозяин своей жизни и
здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь
другой.
Как каждый из вас решит, так и
будет.
Слайд 17.
- На прошлом уроке мы
зачитывали фрагменты из книги Ф. Г. Углова о вреде курения. А сегодня давайте
познакомимся с его жизненными принципами, которые помогут нам понять, как
заботиться о своём здоровье.
Люби родину. И защищай
её. Безродные долго не живут.
Люби работу. И
физическую тоже.
Умей владеть собой. Не
падай духом ни при каких обстоятельствах.
Никогда не пей и не
кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.
Люби свою семью. Умей
отвечать за неё.
Сохрани свой нормальный
вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай!
Будь осторожен на
дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест.
Не бойся вовремя пойти к
врачу.
Избавь своих детей от
разрушающей здоровье музыки.
Режим труда и отдыха
заложен в самой основе работы своего тела. Люби своё тело, щади его.
Индивидуальное
бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от
тебя самого.
Делай добро. Зло, к
сожалению, само получится.
Федор Григорьевич Углов
- выдающийся хирург современности, один из основоположников отечественной
торакальной и сердечно-сосудистой хирургии, лауреат Ленинской премии, Первой
национальной премии лучшим врачам России, премии Андрея Первозванного, премии
им. А.Н.Бакулева, академик РАМН, главный редактор журнала "Вестник хирургии
им. И.И.Грекова", почетный член многих отечественных и зарубежных академий
и научных обществ, внесший весомый вклад в анналы мировой хирургии, занесенный
в Книгу Рекордов Гиннеса в качестве старейшего в мире ныне оперирующего
хирурга.