Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 13:07:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста
22.11.2010, 20:43:40

План

  1. Введение. Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.
  2. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста. Практические упражнения.
  3. Выводы. 

. Развитие детского голоса – это качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а так же развитие специфически вокальных способностей. Сюда входят:

  1. анатомо-морфологическое развитие голоса образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
  2. функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи "голос-слух”;
  3. накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);
  4. совершенствования качеств звучания голоса (тембр, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности – с другой;
  5. установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведение голосом.

Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания – выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат – совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань – центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок – основной мышцы гортани. Наряду с языком гортань является наиболее богато иннервированным органом и имеет тесную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. С точки зрения физиологии пения считается целесообразным, если в процессе фонации гортань находится в стоянии относительного покоя. Уровень ее расположения при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса.

Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека:

– от 3 до 14 лет, то есть до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на ?, а у девочек – на ?.

– к 12-13 годам длина голосовых складок у мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее.

Голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различаются. Только в момент, когда под влиянием желез внутренней секреции начинается процесс решительной перестройки организма, наступает и резкое различие в вокальной функции – мутация голоса.

В период мутации у мальчиков гортань вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед, голосовые складки вытягиваются в длину и достигают 2-2,5 см; голос при этом сразу понижается по октаву; грудной регистр становится тембрально богаче.

О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Однако не всякое способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.

II. Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания ("му-му” "гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часть, призывая к тишине ("Не кричи!”, "Ты мешаешь!”), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки "хорошего поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа привело к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. громкость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого).

На речевом этапе надо работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержании работы на речевом этапе можно включать голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.

Несколько примеров из практического материала:

Кто как поет

В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным легким голосом. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка – низким, грудным.

Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье.
Вместе с нами голоси:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си”.
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!

В мире звуки хороши
К ним прислушаться спеши
В музыке лишь три регистра –
Есть высокий, средний, низкий.

Мой природный голосок –
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Послушай, как пищит цыпленок: "Пи-пи-пи”.
И тигренок не молчит –
Низким голосом рычит: "Рррр!”

А бычок мычит упрямо,
Просит молока у мамы,
Терпеливо маму ждет,
Толстым голосом поем: "Мууууу!”

Высоко щебечут птицы,
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.

Песенка про смех

Все игрушки любят смех –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Это хахоньки для всех –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Им смешинка в рот попала –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
И в животике застряла –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Мишки весело хохочут –
"Го-го-го-го-го-го-го”
Толстым голосом грохочут –
"Го-го-го-го-го-го-го”
А мартышки верещат –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Тонким голосом пищать –
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”

Поезд

Поезд подает сигнал – дети тянут "ту-у-у-у”
Он стоять уже устал. дети произносят "чух-чух” с
Набирает поезд ход, ускорением (замедлением) темпа
Свою песенку поет. произносят на выдохе "пш-ш-ш”.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно "здравствуй” говорить
Всем кого б ни встретил
– Это знают дети.
Скажешь "Здравствуй!2 и в ответ
Прозвучит: "Привет! Привет!”

Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, звонкий каблучок!
И малышка светлячок!
Здравствуй, поросенок!
И маленький теленок!
Здравствуй, шустрый ветерок!
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, сонная ворона!
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам!
Громким детским голосам!
дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп)
топают (топ, топ)
квакают (ква, ква)
кукуют (ку-ку, ку-ку)
цокают языком (цок, цок, цок)
на выдохе произносят: "С”
хрюкают (хрю, хрю)
мычат (му-му)
дуют
"звенят” голосами (а-а-а)
дети издают шумовой звук без фиксированной
звуковысотности (вибрант гортани)
тянут "ту-у-у”
тикают "тик-так”
громко кричат
.

Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Координационно-подвижные игры – жанр детского фольклора. Использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизированная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

  • Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • Дают возможность детям "играть” своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • Развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • Учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;
  • Координационно-ритмическая игра с пением "Здравствуйте”

Игра обычно проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей.

  • 1. Ручки, ручки, просыпайтесь,
    Здравствуйте!
    Ласковые ручки наши,
    Здравствуйте!
    Пальчики сердитые,
    Здравствуйте!
    И ладошки, наши крошки,
    Здравствуйте!

    3. Разбудите ножки.
    Ножки, здравствуйте
    И притопы, и пружинки
    Здравствуйте!

    2. – развести руки в стороны, подтянуться
    – погладить ладошки,
    – ритмично (на каждую долю) хлопать

    в ладоши

    4. – пошлепать по ногам,
    – наклониться к ножкам,

    – притопнуть,
    – слегка присесть
    – ритмично на (каждую долю)

    топать ногами
    выполнять легкие приседания

    8. – пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта улыбнуться окружающим

    • 9. – улыбнуться и кивнуть друг другу

    подмигнуть

    И притопы, и притопы
    Здравствуйте!
    И пружинки, и пружинки,
    Здравствуйте!

    4. Глазки, ушки, носик, ротик,
    Здравствуйте!
    И улыбки, улыбки,
    Здравствуйте!

    5. Все друг другу улыбнитесь,
    Здравствуйте!
    И лукаво подмигните,
    Здравствуйте!

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • Развивают мышечный аппарат; мелкую моторику; тактильную чувствительность;
  • "Предвосхищают” сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • Повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Музыканты

Я на дудочке играю, шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке
Саша на гармошке, сводить и разводить сжатые кулачки
Петр на балалайке, движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке
А Илья на ложках. стучать указательными пальцами один о другой.
   

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровлении голоса ребенка.

1. К.Д. Ушинский писал: "Запоют дети – запоет страна”, а поющий народ – это сильный народ. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами – певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами. Огромная роль музыкально-певческого воспитания принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально образован.

Главная задача учителя музыки – бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке.

Часто в жизни бывает так: человек слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Все дело в том, что у человека часто отсутствует координация между голосом и слухом, глазом и рукой, телом. Это приводит к отсутствию способности к творческому самовыражению и, как следствие, к заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам.

Главная задача – увлечь, заинтересовать детей, снять "тормоз”, добиться хоть минимального успеха в их творческом самовыражении.

Занятия с детьми можно проводить с движениями рук, которое дает телу раскрепощение, эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.

Интонационно-речевые упражнения позволяют добиться у детей внимания, артистичности. Особенно важно обратить внимание на аккуратность выполнения тех или иных заданий, например:

  • движения должны быть медленными, плавными; прикосновения к лицу, рукам, телу бережное, тактичное;
  • посадка – на краешке стула, спина прямая, пятки на полу, чтобы не изгибался воздушный столб, идущий от исполнителя, не портилась осанка;
  • движения волнообразные, плавные, красивые;
  • голос звучит мягко, с растягиванием гласных. Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

Предлагаемые игры и звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.

Подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеобразовательную и профилактическую функцию.

Многочисленные игровые моменты, присущие занятиям, звучание музыки в записи и исполнении педагога, движение под музыку, физкультминутка, чтение стихов и сказок, живое общение с детьми пробуждает внимание и интерес детей, позволяют удерживать их в "тонусе” в течении всего занятия.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, музыкальный инструмент, урок музыки, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 1210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0