Задачи урока:
– обучение определению правильной осанки;
– самостоятельный подбор учащимися упражнений
для формирования правильной осанки;
– воспитание навыков коллективного решения
поставленных задач;
– освоение элементов культуры здоровья для
применения их в практической деятельности.
Такой урок целесообразно проводить с учащимися
8-х классов во взаимосвязи с материалом по
биологии.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: спортивные маты; наглядные
пособия по теме «Осанка» и переносная
ученическая доска, расположенные на боковой
стене спортивного зала.
Вводная часть
Построение. Сообщение задач урока.
Учитель. Сегодня мы займемся
исследовательской деятельностью, объектом
которой будет осанка человека. Выводы нашей
работы мы должны сформулировать в конце урока.
Во время разминки в движении и на месте
учитель делает методические замечания:
«Приседаем с прямой спиной», «Поднять голову»,
«Распрямиться», «Не сутулиться» и т.д.
Основная часть урока
Учащиеся располагаются на трех рядах дорожек
из матов, сидят в положении ноги скрестно
(«по-турецки»), спина прямая.
Учитель. Во время разминки сегодня и на всех
уроках я буду постоянно делать вам подобные
замечания, касающиеся вашей осанки. Как вы
считаете, почему?
Дети. Вы хотите, чтобы у нас была правильная
осанка, чтобы мы не были сутулыми, чтобы на нас
было приятно посмотреть со стороны.
У. Да, я этого хочу. А вы сами хотите?
Д. Хотим, но часто забываем следить за собой.
У. Наша беседа длится три минуты, а
большинство из вас уже начинают менять привычную
позу. Встаньте. Что вам хочется сделать, чтобы
избавиться от неприятных ощущений из-за
нахождения в этой неудобной позе?
Д. Потянуться, подвигаться, сделать
упражнения.
У. Давайте сделаем такие упражнения.
Предлагайте.
Ученики, предлагающие варианты упражнений,
следят за их выполнением. Дети выполняют
повороты и наклоны туловища, приседания и даже
сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
У. Вам стало комфортнее? Предлагаю обдумать
результаты этого маленького практического опыта
и на следующем уроке ответить на следующие
вопросы:
– Что такое активный отдых?
– В чем суть физкультминуток?
– Как опыт выполнения таких упражнений может
пригодиться вам в жизни?
А сейчас мы продолжаем разговор об осанке.
Посмотрите на доску.
На доске:
Что такое осанка, как определить ее
правильность?
Д. Это такое положение тела, когда человек
ходит прямо, не сутулится.
– Когда он сидит прямо за партой.
У. Ответ по сути верный, но очень ненаучно
звучит.
Ученики предлагают разные варианты,
дополняют и исправляют друг друга.
У. Итак, мы установили, что такое осанка:
привычная и ненапряженная манера человека
держать свое тело стоя, сидя и в движении. Почему
тогда различают правильную и неправильную
осанку? Как определить ее правильность?
Посмотрите на эти два рисунка: вот первобытный
человек, а вот человек прямоходящий. Ключевое
слово – прямо.
Дети изучают рисунок. Учитель записывает
определение на доске. Учащиеся в группах
обсуждают способы исправления осанки.
У. У какой группы уже есть ответ?
Д. Наша группа решила, что самая правильная
осанка – у балерин, так как у них очень прямая
спина и голова всегда поднята. Учителя и родители
всегда говорят «Не сутулься, подними голову».
Значит, чтобы проверить осанку, надо
прислониться к чему-то прямому.
У. Совершенно верный вывод. Давайте
проверим его на практике. Подойдите все к стене,
прислонитесь к ней пятками, ягодицами, лопатками,
затылком. Вот правильное положение осанки. А
теперь отойдите от стены на шаг, постойте в этой
позе, пока я расскажу вам, как специалисты
определяют нарушение осанки.
Моим помощником будет Даниил. Обследуемый должен
быть с оголенной спиной. Он стоит согнувшись,
наклонившись вперед. Я подушечками
указательного и среднего пальцев, не очень
сильно нажимая, провожу линию сверху вниз вдоль
позвоночника. На спине остаются красные полосы.
При распрямлении обследуемого хорошо видно, идут
ли эти линии прямо или искривлены. Таким образом
может быть поставлен диагноз – искривление
позвоночника. У моего помощника его нет.
Попрактикуйтесь дома на своих родных и знакомых.
А теперь вернитесь к стене и проверьте, всем ли
удалось сохранить правильное положение осанки.
Ответьте, почему некоторым из вас это не удалось,
а те, кто сохранил осанку, скажите: что вы
ощущаете?
Даниил. (Непроизвольно принял привычную
позу.)
– Ничего не ощущаю.
– Устали мышцы спины.
У. Те из вас, кто ничего не ощущает, при
условии что они действительно сохранили
правильную осанку, не нуждаются в ее коррекции.
Те, кто и не заметил, как ссутулился, мало о себе
заботятся, идут на поводу у привычки. А те, кто
приложил усилие, чтобы удержать правильное
положение, заинтересованы в улучшении своего
здоровья.
Обратите внимание: прозвучали слова об
усталости мышц спины. Значит, эти мышцы
недостаточно сильны. Их нужно укреплять для
профилактики нарушений осанки.
Каждая группа должна предложить варианты
профилактических упражнений. На обсуждение даю
2 минуты.
Представители групп предлагают свои
упражнения. Каждое упражнение учащиеся
выполняют по 10 раз. Если они чувствуют, что
мышцы спины получили нагрузку, то упражнение
признается целесообразным и рекомендуется для
практического использования. Последняя, третья,
группа уже не ошибается в подборе таких
упражнений. Когда дети не выполняют упражнений,
они сидят в произвольных позах, но пятки
обязательно должны находиться как можно ближе к
основанию туловища.
У. Давайте ответим на следующий вопрос: чем
же плоха неправильная осанка, какой вред она
приносит организму и приносит ли вообще? Какие
виды нарушений осанки вы знаете?
Д. Сутулость, искривление позвоночника.
У. Вспомним курс биологии. Ссутультесь,
пожалуйста, для эксперимента. Что с вами
произошло и чего можно ожидать?
Д. Округлилась спина, стали уже плечи,
прогнулся позвоночник, сдавлена грудная клетка.
У. Какой из этих факторов влияет на
внутренние органы и на какие именно?
Д. Наверное, на легкие и сердце. Грудная
клетка сдавливает их, и становится труднее
дышать.
У. Признаться, я ожидала, что вы пойдете в
рассуждениях дальше: скажете, что ухудшается
кровоснабжение организма и уменьшается
потребление кислорода. А это вредно для
организма.
Другая ситуация: ученик ссутулился и сидит,
низко наклонившись над письменным столом. Какие
органы у него страдают?
Д. Желудок и печень – на них давят ребра.
У. Искривление позвоночника изменяет
естественное положение внутренних органов,
следовательно, и работать они будут неправильно,
что может привести к различным заболеваниям.
В нашей записи определения осанки стоит
многоточие: предложение не закончено. Нужно
продолжить: Осанка зависит от … .
Продолжайте.
Д. …силы мышц туловища.
У. Есть ли лекарства от нарушения осанки?
Д. Таких лекарств не бывает. Помогают только
физические упражнения.
У. Наша исследовательская работа завершена.
Благодарю вас за сотрудничество и активную
работу. Прошу назвать имена тех из вас, кто лучше
всех показал свои знания и проявил умение
анализировать. Но урок еще не закончен, и я, как
методист лечебной физкультуры, покажу вам
упражнения, помогающие исправить нарушения
осанки.
Практические рекомендации
1. И.п. – стоя в упоре на руках и коленях, мягко
прогнуться в поясничном отделе животом вниз.
Затем выгнуть спину, как кошка, максимально
округляя ее. Повторить несколько раз, не допуская
резких движений.
2. И.п. – то же. Скользя двумя руками по полу,
стараясь прижаться туловищем к полу, имитировать
пролезание собаки в узкую щель под забором до
горизонтального положения.
3. И.п. – лежа на животе, согнуть руки на
уровне груди. Выпрямить их, прогнуться. Животом
прижаться к полу. Голову повернуть влево,
посмотреть на пятки. То же – вправо.
4. И.п. – лежа на животе, руки согнуты за
головой. Прогнуться. Держать положение несколько
секунд.
Учитель. После того как вы проведете
домашнее обследование своих близких, при
необходимости можно научить их этим упражнениям.
Не забудьте о домашнем задании!
Урок закончен. Надеюсь, что вы теперь без
напоминаний будете следить за осанкой.
При проведении этого урока следует
ориентироваться на степень готовности класса к
такой работе, поэтому нужно быть всегда готовым
перестраивать ход урока в зависимости от
проявления способностей и индивидуальных
особенностей учащихся.
|