Оборудование: живые растения с
учебно-опытного участка, коллекции плодов и
семян, аквариум с водными растениями, диафильм
«Значение растений в природе и жизни человека».
I. Вводная беседа
Знакомство с многообразием
растительного мира, с широким распространением
растений на Земле (связь с курсом
природоведения). Правила работы в биологическом
кабинете.
II. Изучение нового материала
1. Биология изучает живые организмы,
которые разделяются на 4 царства: растения,
животные, бактерии, грибы.
2. Значение растений для животных и
человека.
СПОР
...Ясеням и липам,
Елкам и дубкам
Отвечает скрипом
Ива: «Будет Вам!
Споры ваши жарки,
А кому нужны?
Пусть леса и парки
Будут у страны.
Зацветайте цветом
Буйным, молодым,
Закрывайте летом
Путь ветрам сухим...
Пусть не будет ходу
Засухам назад!
Пусть всему народу
Станет жизнь, как сад!
П.Воронько |
ПОСАДКА ЛЕСА
...Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья –
Лететь в небеса,
Стол, за которым
Ты будешь писать,
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь...
С.Маршак |
И.Левитан. Март
На фоне музыки из альбома «Времена
года» П.И. Чайковского демонстрируется
репродукция картины «Березовая роща» И.Левитана.
3. Многообразие дикорастущих и
культурных растений, их приспособленность к
условиям жизни (примеры: кактус, фикус, монстера).
В настоящее время известно более 350 тыс. видов
растений. Многие из них человек употребляет в
пищу, применяет как лекарственные, технические,
декоративные культуры.
Здесь можно использовать
дополнительную литературу: Смирнов «Так люди
говорят», В.Шалашов «Сборник лекарственных
трав», К.Кулиев «Дрова», М.Исаковский «Лен»,
В.Рождественский «Цветы наших садов».
Проводится небольшая самостоятельная
работа: составление краткого рассказа о
каком-либо растении – где оно растет, как
выглядит, как его использует человек.
4. Культурные растения нашей местности
(пшеница, кукуруза, томаты, морковь, капуста,
плодово-ягодные культуры и т.д.). Демонстрация
живых растений с учебно-опытного участка.
Просмотр диафильма «Значение растений в природе
и жизни человека».
5. Вопросы к диафильму. Каково значение
растений для здоровья и отдыха человека? Каково
значение растений для животных? Как растения
задерживают образование оврагов? Почему говорят,
что растения смягчают климат? Почему благодаря
растениям накапливается влага в почве? Что
получает человек от растений?
III. Подведение итогов урока
Вывод: биология – это наука обо всем
живом.
|