Цель урока:
Знакомство с волшебным миром музыки.
Задачи:
- Заинтересовать ребят, увлечь музыкой.
- Дать основные понятия о нотах, нотоносцы, скрипичном ключе,
композиторе,
исполнителе, слушателе.
- Воспитывать уважение к труду людей, чья профессия связана с
музыкой.
Оборудование:
Музыкальный центр, CD диск с записью К. Сен-Санс «Лебедь», Кондаков
«Вальс»,
компьютер, мультимедиа установка.
Действующие лица:
- Скрипичный ключ
- Фея Мелодия
- Катя
- Ваня
Тема: «Знакомство с музыкой» [Слайд №1]
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Я буду
вести у вас
уроки музыки. А так как музыка это урок не совсем обычный, то и
знакомство с
этим чудесным предметом тоже будет необычным.
В классе за фортепиано сидит Ваня.
Ваня: Сколько можно учить эти дурацкие ноты! В школе – уроки, в
музыкальной - уроки! Вся жизнь проходит мимо. А по телевизору, наверное,
мультики или кино про пиратов.
Катя: Но ты же сам просил маму отдать тебя в музыкальную
школу, чтобы
научиться играть на фортепиано.
Ваня: Хотел, но кто ж знал, что все так получится. Вот,
Наташка с седьмого
«А» так играет – заслушаешься. Надоело! Не хочу! Не буду! Чтоб она
пропала эта
музыка.
С силой стучит по клавишам и рвет ноты. Гаснет свет и звучит музыка,
напоминающая хаос.
Катя: Ваня, что ты наделал! Ты же обидел фею музыки – Мелодию!
И теперь
вместо музыки будет звучать вот это. ( Указывает на шум).
Ваня: Что же теперь делать?
Зашевелилось зеркало и оттуда появляется фея музыки.
Катя: Ах! Кто вы? И что здесь делаете?
Фея: Я – фея музыки Мелодия и, честно говоря, я возмущена до
самого предела
поведением Вани. Теперь в моем саду не растут фразы, такты и нотки не
могут
поднять своей головы от горя. Да что там говорить, даже птицы не хотят
прилетать
в нашу страну теперь, потому что там звучит не музыка, а не понятно что.
Ведь
Ваня порвал ноты, обидел звуки, а без них музыки не существует. И хотя
звуки
бывают двух видов, хотя, что об этом сейчас рассказывать? Все равно Ване
это не
интересно!
Катя: Милая фея, прости его, пожалуйста. Он, он не хотел. Ну,
если не для
него, то для ребят расскажите!
Фея: А они хотят знать?
Катя и дети: Да, хотим!!!
Фея: Ну, тогда слушайте внимательно. Все звуки делятся на две
группы: 1.
Шумовые звуки
2. Музыкальные звуки. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся
ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?
Дети: Приводят примеры шумовых звуков (шелест листьев, шум
моря, звук машины
и т.д.).
Фея: А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты.
Ребята, а какие
музыкальные инструменты знаете вы?
Дети: Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д.
Фея: Ой, какие умные дети! Итак, давайте хором повторим, какие
две группы
звуков бывают?
Дети: Шумовые, музыкальные.
Фея: Да. Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Идет игра «Шумовые и музыкальные звуки» [Михайлова «Развитие
музыкальных
способностей»]. (Приложение
№2)
Ваня: Вот, оказывается, как интересно бывает с музыкой. А я и
не знал.
Фея: Да! И обидел мои драгоценные нотки.
Ваня: Но я ведь порвал ноты только из своих нудных упражнений!
Фея: Ваня, Ваня, ты же ходишь в музыкальную школу, а до сих
пор не знаешь,
что нот всего семь! И только благодаря различным сочетаниям и
комбинациям
создаются разнообразные мелодии. Ребята, а вы знаете, как называются
люди,
которые сочиняют музыку? Такие люди называются композиторами. Давайте
вместе
повторим это слово.
Дети: К о м п о з и т о р.
Фея: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться?
Дети: Да! Надо долго учиться.
Фея: Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и
сильно любить
музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт [слайд №2]
начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет.
Знаменитый Бетховен [слайд №3]
сочинял музыку даже
тогда, когда его слух был уже совсем слабым.
Иоганн Себастьян Бах [слайд №4]
работал по
двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры. А
русский
композитор Александр Порфирьевич Бородин [слайд №5]
был
ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения
музыки.
Но высокая требовательность к собственному композиторскому творчеству,
заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго.
Оперу
«Князь Игорь» [слайд №6]
он писал восемнадцать лет.
Фея: Молодцы ребята! Друзья, скажите, если композиторы сочинят
свою
неповторимую музыку, то она уже будет звучать в сердцах людей, или для
этого еще
что-то нужно?
Дети: Нужно, чтобы ее кто-то сыграл!
Фея: Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то
исполнил. И
такие люди называются исполнители. Давайте вместе повторим.
Дети и Фея: И с п о л н и т е л и.
Фея: А как вы считаете на исполнителей надо учиться?
Дети: Да, тоже надо долго учиться.
Фея: Молодцы! Среди известных исполнителей, такие яркие
музыканты как Николо
Паганини [слайд №7].
С одиннадцати лет он начал
концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант
так
мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи
темных
сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех
только
благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин – русский
певец [слайд
№8]. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в
театре «Ла
Скала ». Фёдор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел,
заворожённая
публика не могла оторвать от него своих глаз. Ференц Лист [слайд
№9]. Его талант виртуоза-пианиста проявился с девяти лет, и хотя
Лист жил в
девятнадцатом веке, до сих пор его исполнение музыкальных произведений
является
эталоном. Но и это еще не все. Ведь мы музыку должны еще… (указывает на
ухо).
Дети: Услышать!
Фея: Совершенно верно! Как вы считаете на слушателей надо
учиться?
Дети: Надо! Не надо!
Фея: Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я
вам помогу.
Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и
исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Мы знаем, что все
культурные люди
посещают всевозможные спектакли. Оперные, балетные, театральные. И здесь
без
умения слушать и слышать, никак не обойтись. Посещение Большого театра [слайд
№10], Мариинского [слайд
№11, №12], театра Ла Скала
[слайд
№13, №14], Венской оперы [слайд
№15], Карнеги-холла [слайд
№16] и французского
театра Мулен Руж [слайд
№17] намного усиливает
впечатления от встречи с музыкальным искусством.
Ваня: И что, диплом можно получить?
Фея: Конечно.
Катя: Ой, миленькая фея, позволь нам поучиться в такой школе,
если у нас
будет диплом слушателей, то нотки, с которыми Ваня так нехорошо
поступил,
наверное, будут к нам добрее.
Фея: А вы, ребята, хотите получить диплом слушателей музыки?
Дети: Да! Хотим!
Фея: Тогда вам всем надо выучить правила слушания музыки.
(Приложение
№3).
Фея выдаёт детям «дипломы слушателей»
Катя: Ой, ребята, мы совсем забыли, что нотки обиделись, нам
надо их найти и
попросить прощения. Ах, если бы хоть кто-нибудь подсказал, где найти
ноты.
Ваня: Не плач, Катя. Я хоть и совершил не красивый поступок,
но знаю, из
занятий музыкальной школе, что все нотки слушаются своего начальника –
Скрипичного ключа.
Фея: Совершенно верно! Вот к нему и отправляйтесь! (машет
волшебной палочкой,
и дети попадают в дом Скрипичного ключа)
Скрипичный ключ: Кого это еще принесло?
Катя и Ваня: Здравствуйте. Это мы Катя и Ваня.
Скрипичный ключ: Ах, так это ты негодный мальчишка обидел мои
драгоценные
ноты.
Ваня: Я не хотел их обидеть, просто порвал ноты из упражнения и
уже очень об
этом жалею.
Скрипичный ключ: Просто порвал ноты!!! Да знаешь ли ты, что
все они живут в
одном доме и у каждой ноты, есть свое, собственное место [слайд
№18]
Скрипичный ключ: Это дом ноток. Его называют нотоносец или
нотный стан.
Ребята, давайте вместе повторим.
Дети и Скрипичный ключ: Нотный стан.
Скрипичный ключ: Этот нотоносец состоит из 5 линеечек. Ноты могут
жить на
линейках, межу линейками, над нотоносцем, или под ним. А есть такие
нотки,
которым не хватает и этого и для них рисуют добавочные линейки. А сами
нотки
выглядят вот так, [слайд
№19] по-разному, в зависимости
от своей длительности звучания. И абсолютно у каждой нотки есть свое
место на
нотоносце и у каждой есть свое имя [слайд
№20]. А
поются они вот так (Скрипичный ключ поет гамму). Ребята, давайте
повторим
вместе.
Дети и Скрипичный ключ поют.
Скрипичный ключ: Молодцы ребята, а теперь скажите мне, вы заметили,
что на
картинке в самом начале нотного стана стоит…
Дети: Скрипичный ключ!
Скрипичный ключ: Правильно, а какие вы знаете еще ключи?
Дети: От двери, ключ подземный (родник), ключ к разгадке
ребуса, скрипичный,
Скрипичный ключ: А для чего нужны ключи?
Дети: Чтобы что-нибудь открыть.
Скрипичный ключ: А что открывает скрипичный ключ?
Ваня: Кажется, я понял! Скрипичный ключ открывает путь к
музыке.
Появляется фея.
Фея: Совершенно верно и мы отправимся туда прямо сейчас.
Скрипичный ключ: Подождите!
Фея: Что случилось?
Скрипичный ключ: Ведь Ваня так и не попросил прощения у ноток,
а без них не
будет музыки.
Катя: Ваня, проси прощения.
Ваня: Да не надо меня упрашивать, я уже и сам понял, что
поступил очень
плохо. Дорогие нотки, простите меня, пожалуйста! (Тишина)
Катя: Наверное, ноты не хотят его прощать. Ребята, давайте
вместе попросим.
Дети: Пожалуйста! Пожалуйста! Пожалуйста!
Зазвучала музыка Сен-Санс «Лебедь». [слайды
№№21, 22,
23, 24]
Фея: (тихо) Ребята, а вы не забывайте, что у вас дипломы
слушателей музыки, и
вы знаете, как надо себя вести.
Скрипичный ключ: Ну вот, мы и выполнили свою миссию.
Фея: Звуки – нотки больше не сердятся на Ваню. Все стало на
свои места.
Катя: А мы с ребятами узнали много интересного. Ребята, о чем
мы узнали.
Дети: О звуках шумовых и музыкальных, о композиторах,
исполнителях,
слушателях, получили дипломы слушателей, узнали, как выглядят ноты, где
они
живут. Познакомились со скрипичным ключом.
Фея и Скрипичный ключ: И нам пора назад в свою страну. До
свидания ребята!
Учитель: Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
Дети: Да, понравился.
Учитель: Тогда мы встретимся с вами на следующем уроке. До
свидания. |