Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с - тся, - ться.
15.12.2010, 14:03:21
Цель: Закрепление и
углубление знаний о глаголе, совершенствование орфографических, речевых умений
учащихся.
Содействовать формированию
умений обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы по изучаемому
материалу.
Развивать мыслительные
операции – сравнение, обобщение; внимание к языковым явлениям, прививать
интерес к русскому языку;развивать
творческое мышление.
Воспитывать стремление вести
здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье, воспитывать чувства
ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах
учебной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
И
вот, усевшись поудобней,
Друзья и подружки
Уже навострили ушки.
Меняются краски и лица.
Урок – это значит учиться.
Чтоб хорошо учиться –
Нам здоровье пригодится.
-
С каким настроением начинаете урок? Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в
пути за знаниями, потому что этот путь непростой.
Минутка чистописания.
Вы
на строчку посмотрите,
Что заметили, скажите.
-
Попробуйте расшифровать эту запись, что здесь спрятано?
-
На сколько групп их можно разделить?
-
Попробуйте предложить несколько вариантов группировки.
Н.ф.окончания 2л.ед.ч.окончания 3л.ед.ч.
Н.ф.окончания I спряженияокончания II спряжения
-
Запишите на выбор одну из строчек.
III. Повторение
изученного о глаголе.
- Сегодня мы продолжим работу над изучением глагола, будем его исследовать,
но сначала давайте повторим, что уже мы знаем об этой части речи. Проведем
пресс-конференцию. Корреспонденты будут задавать вопросы «специалистам».
IV. Наблюдение
и постановка проблемы.
- Послушайте строчки из стихотворения.
Давайте же мыться,
плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани…
-
Кто автор этого знаменитого произведения? А называется оно ….
-
К чему призывает автор стихотворения?
-
Назовите глаголы н.ф.
-
Какой«лишний»среди них?
-
Что общего у всех остальных глаголов? (Заканчиваются на –ся)
-
Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает?)
V. Решение
проблемы.
- Давайте обратимся для решения этой проблемы к учебнику (с.158 упр.274)
-
Исследуем данные глаголы, сравнив их по смыслу и по составу. (Работа в парах)
-
На какой уже вопрос можем ответить, сравнив глаголы по составу? (Ся – это
суффикс, стоит после –ть).
Сообщение
ученика об этом суффиксе.
-
Сравним глаголы по смыслу, используя знания, которые сообщили ученица.
-
На кого же направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом-ся?
-
Запишите на выбор одну из пар таких глаголов.
-
Как вы думаете, как называются такие глаголы? (предположения детей)
-
Прочитайте вывод на с.159 и сверьте свои предположения.
-
с какой новой формой глагола познакомились?
-
какие глаголы относятся к возвратной форме? Что они обозначают?
-Куда
входят суффиксы – ся, - сь?
-Выполните
транскрипцию глаголов умыть-умыться.
-
Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с –ся? (написать –ца)
VI.
Оздоровительная минутка.
Я здоровье
сберегу,
Сам
себе я помогу.
(самомассажушных раковин)
VII. Открытие
правила правописания глаголов с –ться, -тся.
-
Продолжим исследование глаголов.
1. Самый высокий уровень. Рассмотрите слова, записанные на доске в строчку
(улыбается, улыбаться, мыться, моется, открывается, открыться), попробуйте
сформулировать правило правописания и запишите на листочке под номером 1.
2. Высокий уровень. По какому признаку эти слова можно распределить в две
группы? Запиши- те каждую группу в отдельный столбик. Сформулируйте правило и
запишите под номером 2.
3. Средний «а» уровень. Определитечасть речи, запиши правило под номером 3.
4. Средний «б» уровень. Определитеформу глаголов в каждой группе:
улыбается - улыбаться
моется - мыться
открывается - открыться
5. Низкий уровень. а) Рассмотрите слова, записанные в два столбика, что
в них особенного? б) Какой частью речи они являются? в) Определите форму
глаголов в каждом столбике. г) Почему у глаголов первого столбика не пишется
мягкий знак, аглаголы второго столбика
написаны с мягким знаком? д) Выведите правило и запишите его под номером 5.
Вывод. - На какое правило правописания данные глаголы?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в
правописании глаголов с –тся, -ться?
-
Проверим наши предположения по учебнику. Как будем обозначать орфограмму?
-
Кто из вас знает или может предложить другой способ проверки таких глаголов?
(гипотезы)
Знакомство
с другим способом по учебнику.
Работа
в группах по выведению правила по одному из способов и составление схем-опор (
с использованием при необходимости опорных слов).
Проверка
составленных правил и схем-опор.
3 л.Н.ф.
что делает?что делать?
- тся- ться
VIII.
Определение темы и задач урока.
- Определите тему нашего урока.
-
Чему должны научиться?
IX. Физминутка.
Если
называю глагол в н.ф. на –ться,надо
поворачиваться лицом друг к другу и хлопать в ладоши 2 раза. Если глагол в
форме 3-го лица, безмягкого знака,
делают хлопок над головой. Одновременно надо сосчитать, сколько глаголов с
мягким знаком будет названо.
Каждый
ребенок должен заботит…ся о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и
сильным. Ты должен задумат…ся, всё ли правильно делаешь, чтобы сберечь своё
здоровье. Спать надо ложит…ся вовремя. Ктоперед сном наедает..ся,много
смеет…ся, у того сон беспокойный. Если ребенок неправильно питает..ся, ест
много сладкого, у него начинает..сякариес и надо немедленно обратит…ся к стоматологу. Кто много
увлекает..ся компьютерными играми, у тогоухудшает..ся зрение.
Для укрепления организма надо
занимат..ся спортом,катат…ся на лыжах и
коньках, обтират…ся по утрам холодной водой, купат…ся в речке или море.
После
чтения определяем тему, главную мысль, озаглавливаем его.
-
Как связан текст с темой урока?
Работа в парах. Вставляют
карандашом пропущенный мягкий знак. Договариваются между собой, кто будет
выписывать глаголы с –ться, а кто – с –тся, затем по памяти записывают по 3
глагола из текста, обозначают орфограмму.
Взаимопроверка.
-
Какие советы запомнили по сохранению здоровья?
2.
Выполнение уровневых заданий.
Уровень 1.
Образовать глаголы в возвратной форме, обозначить орфограмму.
Вертеть
–вертеться
Обращает
–
Крепить
–
Бросают
–
Играет
–
Лечить
-
Уровень
2.
Вставить подходящий по смыслу глагол в возвратной форме в пословицу,
обозначить орфограмму:
Дружный
табун и волков не ______________.
Любишь
______________, люби и саночки возить.
Все
хорошо, что хорошо _______________.
Утопающий
и за соломинку ________________ .
Уровень
3.
К глаголам подобрать синонимы в возвратной форме, составить
словосочетания с ними:
Хохочет
– смеется громко
Грустить
–
Работает
–
Воевать
–
Спешит
–
Проверка
выполнения.
3.
Мини - проверочная работа.
Учитель
диктует словосочетания, а учащиеся пишуттолько ь или ставят прочерк.
Он
надеется, надо разобраться, друг познается, люблю купаться, снег остается, надо
прикасаться, отольются кошке, сын ухитряется.
Самопроверка по ключу, самооценка.
XI.Домашнее задание.
По выбору:
1) Составить по опорным словам рассказ на тему «Если
хочешь стать ……(футболистом, гимнасткой и т.д.)