Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 22:44:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с - тся, - ться.
15.12.2010, 14:03:21

Цель: Закрепление и углубление знаний о глаголе, совершенствование орфографических, речевых умений учащихся.

Содействовать формированию умений обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы по изучаемому материалу.

Развивать мыслительные операции – сравнение, обобщение; внимание к языковым явлениям, прививать интерес к русскому языку;  развивать творческое мышление.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье, воспитывать чувства ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах учебной деятельности.

 

Ход урока.

 

Организационный момент.

И вот, усевшись поудобней,     

                   Друзья и подружки

                   Уже навострили ушки.

                   Меняются краски и лица.

                   Урок – это значит учиться.

 

                   Чтоб хорошо учиться –

                   Нам здоровье пригодится.

 

- С каким настроением начинаете урок? Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в пути за знаниями, потому что этот путь непростой.

 

Минутка чистописания.

 

Вы на строчку посмотрите,

               Что заметили, скажите.

- Попробуйте расшифровать эту запись, что здесь спрятано?

- На сколько групп их можно разделить?

- Попробуйте предложить несколько вариантов группировки.

Н.ф.                  окончания 2л.ед.ч.                         окончания 3л.ед.ч.

Н.ф.         окончания I спряжения                        окончания II спряжения

- Запишите на выбор одну из строчек.

 

III. Повторение изученного о глаголе.

- Сегодня мы продолжим работу над изучением глагола, будем его исследовать, но сначала давайте повторим, что уже мы знаем об этой части речи. Проведем пресс-конференцию. Корреспонденты будут задавать вопросы «специалистам».

 

IV. Наблюдение и постановка проблемы.

- Послушайте строчки из стихотворения.

                   Давайте же мыться, плескаться,

                   Купаться, нырять, кувыркаться

                   В ушате, в корыте, в лохани…

- Кто автор этого знаменитого произведения? А называется оно ….

- К чему призывает автор стихотворения?

- Назовите глаголы н.ф.

- Какой  «лишний»  среди них?

- Что общего у всех остальных глаголов? (Заканчиваются на –ся)

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает?)

 

V. Решение проблемы.

- Давайте обратимся для решения этой проблемы к учебнику (с.158 упр.274)

- Исследуем данные глаголы, сравнив их по смыслу и по составу. (Работа в парах)

- На какой уже вопрос можем ответить, сравнив глаголы по составу? (Ся – это суффикс, стоит после –ть).

Сообщение ученика об этом суффиксе.

- Сравним глаголы по смыслу, используя знания, которые сообщили ученица.

- На кого же направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом  -ся?

- Запишите на выбор одну из пар таких глаголов.

- Как вы думаете, как называются такие глаголы? (предположения детей)

- Прочитайте вывод на с.159 и сверьте свои предположения.

- с какой новой формой глагола познакомились?

- какие глаголы относятся к возвратной форме? Что они обозначают?

-Куда входят суффиксы – ся, - сь?

-Выполните транскрипцию глаголов умыть-умыться.

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с –ся? (написать –ца)

 

VI. Оздоровительная минутка.

                            Я здоровье сберегу,

                            Сам себе я помогу.

                                                                          (самомассаж  ушных раковин)

 

VII. Открытие правила правописания глаголов с –ться, -тся.

- Продолжим исследование глаголов.

1. Самый высокий уровень. Рассмотрите слова, записанные на доске в строчку (улыбается, улыбаться, мыться, моется, открывается, открыться), попробуйте сформулировать правило правописания и запишите на листочке под номером 1.

2. Высокий уровень. По какому признаку эти слова можно распределить в две группы? Запиши- те каждую группу в отдельный столбик. Сформулируйте правило и запишите под номером 2.

3. Средний «а» уровень. Определите  часть речи, запиши правило под номером 3.

4. Средний «б» уровень. Определите  форму глаголов в каждой группе:

                            улыбается - улыбаться

                            моется - мыться

открывается - открыться

5. Низкий уровень. а) Рассмотрите слова, записанные в два столбика, что в них особенного? б) Какой частью речи они являются? в) Определите форму глаголов в каждом столбике. г) Почему у глаголов первого столбика не пишется мягкий знак, а  глаголы второго столбика написаны с мягким знаком? д) Выведите правило и запишите его под номером 5.

 

Вывод. - На какое правило правописания данные глаголы?

          - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании глаголов с –тся, -ться?

- Проверим наши предположения по учебнику. Как будем обозначать орфограмму?

- Кто из вас знает или может предложить другой способ проверки таких глаголов? (гипотезы)

Знакомство с другим способом по учебнику.

Работа в группах по выведению правила по одному из способов и составление схем-опор ( с использованием при необходимости опорных слов).

Проверка составленных правил и схем-опор.

 

                            3 л.                                        Н.ф.

                       что делает?                             что делать?

                              - тся                                - ться

VIII. Определение темы и задач урока.

- Определите тему нашего урока.

- Чему должны научиться?

 

IX. Физминутка.

 

Если называю глагол в н.ф. на –ться,  надо поворачиваться лицом друг к другу и хлопать в ладоши 2 раза. Если глагол в форме 3-го лица, без  мягкого знака, делают хлопок над головой. Одновременно надо сосчитать, сколько глаголов с мягким знаком будет названо.

         Вращаются, стремиться, бороться, закаляется, питаться, качаются, здороваться.

- Сколько глаголов с –ться было названо?

 

X. Первичное закрепление.

1. Работа с текстом.

Каждый ребенок должен заботит…ся о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным. Ты должен задумат…ся, всё ли правильно делаешь, чтобы сберечь своё здоровье. Спать надо ложит…ся вовремя. Кто  перед сном наедает..ся,  много смеет…ся, у того сон беспокойный. Если ребенок неправильно питает..ся, ест много сладкого, у него начинает..ся  кариес и надо немедленно обратит…ся к стоматологу. Кто много увлекает..ся компьютерными играми, у того  ухудшает..ся зрение.

         Для укрепления организма надо занимат..ся спортом,  катат…ся на лыжах и коньках, обтират…ся по утрам холодной водой, купат…ся в речке или море.

 

После чтения определяем тему, главную мысль, озаглавливаем его.

- Как связан текст с темой урока?

Работа в парах. Вставляют карандашом пропущенный мягкий знак. Договариваются между собой, кто будет выписывать глаголы с –ться, а кто – с –тся, затем по памяти записывают по 3 глагола из текста, обозначают орфограмму.

Взаимопроверка.

- Какие советы запомнили по сохранению здоровья?

 

2. Выполнение уровневых заданий.

                                                        Уровень 1.

Образовать глаголы в возвратной форме, обозначить орфограмму.

Вертеть – вертеться                   

Обращает –      

Крепить –                                     

Бросают –         

Играет –                                        

Лечить -                                        

         Уровень 2.

Вставить подходящий по смыслу глагол в возвратной форме в пословицу, обозначить орфограмму:

Дружный табун и волков не ______________   .     

Любишь ______________, люби и саночки возить.

Все хорошо, что хорошо _______________      .

Утопающий и за соломинку ________________ .

 

         Уровень 3.

К глаголам подобрать синонимы в возвратной форме, составить словосочетания с ними:

Хохочет – смеется громко

Грустить –

Работает –

Воевать –

Спешит –

 

 Проверка выполнения.

3. Мини - проверочная работа.

Учитель диктует словосочетания, а учащиеся пишут  только ь или ставят прочерк.

Он надеется, надо разобраться, друг познается, люблю купаться, снег остается, надо прикасаться, отольются кошке, сын ухитряется.

         Самопроверка по ключу, самооценка.

        

XI.  Домашнее задание.

По выбору:

              1) Составить по опорным словам рассказ на тему «Если хочешь стать ……(футболистом, гимнасткой и т.д.)

Опорные слова: готовиться, заботиться, беспокоиться, упражняться, тренироваться, бегать, прыгать, плавать, соревноваться, состязаться, закаляться, не зазнаваться.

             2)    Упр. 276 с.159 – поставить данные глаголы в н.ф. и форму 3-го лица ед. и

мн. ч., обозначить орфограмму.

 

XII. Итог урока, рефлексия.

 - Как образуется возвратная форма глагола?

- Назовите способы проверки правописания сочетаний –ться, -тся.

- Чему новому научил урок каждого из вас?

- Что было главным на уроке?

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением?

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 2316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0