Во время проведения недели математики в школе в
восьмых классах проводится знакомство с
историей математики, с её выдающимися учеными.
"Звездный час” является своеобразным
подведением итогов данной работы.
Задачи данного мероприятия:
- расширять и углублять представление учащихся о
культурно-исторической ценности математики, о
роли ведущих ученых-математиков в развитии
мировой науки;
- развивать устойчивый интерес учащихся к
математике;
Подготовительная работа:
1) Учащимся за десять дней до математической
недели раздаются задания подготовить небольшие
доклады про ученых-математиков (Пифагор, Архимед,
Эйлер, Ковалевская, Лейбниц, Гаусс, Ньютон, Виет,
Эвклид, Лобачевский, Чебышев, Пуанкаре, Ферма,
Колмогоров, Остроградский), которые будут
заслушаны в начале каждого урока математики во
время тематической недели.
2) Создать презентацию "Звездный час”.
3) Подготовить карточки с цифрами 0, 1, 2, 3 для трех
команд, звезды.
Правила игры:
Игра состоит из трех туров, класс делится на три
команды, участникам раздаются комплекты
табличек с цифрами от 0 до 3 .
ХОД ИГРЫ
1 тур
Вам будет предложен вопрос и три варианта
ответа. Чтобы заработать звезду, вы должны найти
правильный ответ и поднять соответствующую
табличку с цифрой. Если правильного ответа нет,
то поднять надо табличку с цифрой "0”.
1. Этот ученый родился в Швейцарии, но Россию
считал второй Родиной. О ком речь?
1) Эйлер
2) Гаусс
3) Лейбниц
2. Что является неправдой из трех предложений
про Софью Васильевну Ковалевскую?
1) Без проблем поступила в Берлинский
университет.
2) Известный математик Карл Вейерштрасс давал
ей частные уроки.
3) Читала лекции в Стокгольмском университете.
3. Кто из данных великих людей не был
математиком?
1) Герц
2) Ньютон
3) Гибсс
4. Как звучит фраза М.В.Ломоносова?
1) "Физика – правая рука химии, математика – ее
глаза”
2) "Химия – правая рука физики, математика – ее
глаза”
3) "Химия – левая рука физики, математика – ее
глаза”
5. Расставьте портреты ученых согласно
хронологии их годов жизни?
1) Пифагор
2) Архимед
3) Эвклид
Правильный ответ: 1, 3, 2
6. Что является неправдой из трех предложений о
Леонарде Эйлере?
1) Написал более 850 научных работ.
2) В 26 лет уже профессор математики.
3) Потеряв зрение, продолжал работать.
Правильный ответ: 0
7. "Математика – это язык, на котором говорят
все точные науки”. Чьи это слова?
1) Лобачевский
2) Чебышев
3) Ферма
8. Кто автор учебника "Алгебра и начала
анализа” для 10-11 классов?
1) Чебышев
2) Колмогоров
3) Пуанкаре
9. В высказывании Карла Вейерштрасса вставьте
недостающее слов. "Математик, который не
является отчасти …, никогда не достигнет
совершенства в математике”
1) строителем
2) физиком
3) поэтом
10. Кто ввёл термины "абсцисса”, "ордината”,
"координата”?
1) Гаусс
2) Остроградский
3) Лейбниц
2 тур
Игра в слова.
За каждое придуманное слово вы получите звезду.
1) Из букв слова "математика” составьте как
можно больше разных слов существительных в
именительном падеже и единственном числе.
(Слова называют по очереди, не повторяясь.)
2) Из букв слова "арифметика” составьте и
запишите самое длинное слово (существительное в
именительном падеже и единственном числе). У вас
есть еще дополнительная буква (любая, которая вам
понадобиться).
3 тур
Вам будут предложены три предложения, вы должны
сказать о ком идет речь.
Если вы отгадали, прослушав одно предложение,
то вы получаете три звезды, если два, то вам
достанется две звезды, все три, то можно
заработать одну звезду.
Попытка у каждой команды только одна.
1. О ком речь?
1) Он родился в семье золотых дел мастера,
резчика печатей.
2) Двенадцать лет пробыл этот математик в
вавилонском плену.
3) Знаменитая в геометрии теорема носит его имя.
Ответ: Пифагор
2. О ком речь?
1) Французский математик, положивший начало
алгебре как науке о преобразовании выражений, о
решении уравнений в общем виде, создатель
буквенного исчисления.
2) Его отец был прокурором, и по традиции сын
выбрал профессию отца и стал юристом.
3) Этот математик расшифровал код, содержащий до
600 различных знаков, которые периодически
менялись, испанцы не могли поверить в это и
обвинили французского короля в связях с нечистой
силой.
Ответ: Виет
3. О ком речь?
1) Ему удалось решить задачу, не поддававшуюся
усилиям ученых со времен Евклида: он нашел
способ, позволяющий построить с помощью циркуля
и линейки правильный 17-угольник.
2) В 62 года он начал самостоятельно изучать
русский язык, чтобы читать в оригинале труды
Н.И.Лобачевского и через два года бегло читал
русскую поэзию и вел переписку на русском языке.
3) Показал свою одаренность, когда ему не было
ещё трех лет, а в 10 лет при изучении арифметики
мгновенно нашел способ нахождения суммы сотни
слагаемых арифметической прогрессии.
Ответ: Гаусс
4. О ком речь?
1) Греческий математик, "отец геометрии”.
2)Результаты своих исследований изложил в книге
"Начала”, которая до середины XIX века сохраняла
научное значение и лежала в основе всех
учебников геометрии.
3) Каждый математический вывод заканчивал
словами "что и требовалось доказать”.
Ответ: Эвклид
5. О ком речь?
1) Внес значительный вклад в математику,
юриспруденцию, государственное управление,
историю, логику, литературу, вероучение,
метафизику и философию.
2) Стал первым президентом Берлинской академии
наук.
3) До ссоры с Ньютоном был с ним в дружеских
отношения.
Ответ: Лейбниц
6. О ком речь?
1) В 1699 г. был назначен на должность директора
Монетного двора и этот хорошо оплачиваемый пост
ученый занимал до конца жизни в 1727 году.
2) Мог решить за несколько часов задачу, которая
в течение 6 месяцев не давала покоя европейским
математикам.
3) Когда в Кембридже вспыхнула эпидемия чумы, он
вернулся в Вулсторп, где пробыл почти два года.
Именно в этот период он записал свои первые мысли
о всемирном тяготении.
Ответ: Ньютон
Итог игры, награждение победителей.
|