Цели урока:
- образовательная–познакомить обучающихся со звуком [ч'], буквами "Ч", "ч";
- развивающая – развивать фонематический слух, внимание обучающихся;
- воспитательная – воспитывать эстетические чувства детей.
Ход урока
1. Организационный этап
Звучит музыка, учитель в руках держит коробку, читает стихотворение.
Учитель:
Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
Что много чудес на свете.
Рады им все, рады всегда
И взрослые, и дети.
Здравствуйте, дети. Тсс, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам
тайну, эта коробка вчера была тыквой. Мне ее подарила волшебница, ведь я
с ней дружу. Давайте посмотрим, что лежит в моей волшебной коробке.
Здесь костюмы! (Наряжает детей в костюмы Чебурашки, Чиполлино и
черепахи.) Что это за герой? Из какого он мультфильма? (Дети отвечают.)
Садитесь.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А новый звук мне поможете найти и выделить вы.
3. Работа над новым материалом
Учитель: С какого звука
начинаются имена наших героев? (Дети отвечают.) А теперь назовите новый
звук. (Ответ: [ч'].) Этот звук гласный или согласный? Почему? (Дети
отвечают.) Он мягкий согласный или твердый? Почему? (Дети отвечают.)
Открою вам секрет: этот звук не имеет парного по мягкости и твердости.
Разве это не чудо? Какой этот звук по глухости-звонкости? Почему? (Дети
отвечают.) А сейчас мы будем искать этот звук в словах. Проведем
аукцион. Что такое "аукцион"? (Определение слова выписывается на доске
или выводится на слайде.) Прочитаем, что оно означает. (Читают.)
Аукцион – публичная продажа имущества, где покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
На нашем чудесном аукционе победителем станет тот, кто назовет
последним слово со звуком [ч']. А слова вы должны запомнить из сказки.
Итак, слушайте и запоминайте новые слова на букву "ч".
Кто живет в часах?
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на
кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в
старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном
чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и
чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю.
Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колесиков и винтиков, там
нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!
Г. Юдин
Итак, какие незнакомые слова вы услышали в сказке? (Дети отвечают.) Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка. Какой же звук встретился во всех этих словах? (Дети отвечают.) На письме этот звук обозначается буквой – "Ч". (Букву учитель либо выписывает на доске, либо показывает на слайде.) На что похожа эта буква? (Дети отвечают.)
4. Веселая минутка
Да, вы правильно решили.
"Ч" мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(Дети пишут буквы "Ч", "ч" на воздушных шариках.)
5. Закрепление нового материала
Учитель: Теперь мы с вами почитаем слоги и слова с новой буквой. (Дети читают слоги и слова, написанные на доске или показанные на слайде. Вводится правило ЧА–ЩА.) Вы
молодцы, вы научились читать слова с новой буквой! А сейчас мы
прочитаем рассказ, в котором тоже встретятся слова с новой буквой.
Письмо Деду Морозу
Один маленький мальчик написал письмо Деду Морозу: "Я хочу, чтобы на
всей планете был мир, были счастливы дети. Чтобы каждый человек
улыбался. Эти улыбки должны увидеть все. Моя мечта – стать фотографом". И
попросил этот мальчик у Деда Мороза фотоаппарат.
Л. Краковская
Как вы думаете, почему Дед Мороз выполнил эту просьбу? (Дети отвечают.) Мальчик
вырос. Его детская мечта сбылась. Он стал известным фотографом. Его
работы теперь видят все. И вы обязательно напишите письмо Деду Морозу. Я
уверена, что ваши мечты сбудутся.
6. Подведение итогов
А теперь давайте подготовимся к Новому году и украсим нашу елочку. У
вас в конвертах есть новогодние украшения, но они непростые. Среди них
вы должны выбрать только те, в названии которых есть новый звук. Какой
он? Какой буквой обозначается на письме? (Дети отвечают и начинают украшать елку.) |