Технология: индивидуализация обучения на основе личностно - ориентированного подхода к учащимся Тип урока: работа с информационными текстами
Обучающие задачи: привести в систему и углубить знания о звуках и
буквах; развивать речевой слух, формировать навыки правильного
произношения; формировать навыки различия звуков и букв Развивающие
задачи: развивать языковое чутье; развивать навык интеллектуальной,
социальной компетентности; развивать умение работать в команде;
развивать навык работы со словарями Воспитательные задачи:
поддерживать дух толерантности; воспитывать умение внимательно слушать и
слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним
благожелательными
ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний Слово учителя. Вспомните все, что вы уже знаете по теме «Фонетика». Для этого ознакомьтесь с вопросами: 1.Работа по вопросам с опорой на таблицу (индивидуальная работа с последующей проработкой в группах) 1. Какова роль звука в языке? 2. На какие группы делятся звуки? Сколько в языке гласных звуков, согласных звуков? 3. Как называется гласный, если на него падает ударение? Как называется слог с ударным гласным? 4. Как называется гласный слог без ударения? 5. Почему важно «видеть» безударный гласный? 6. Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? 7. Какие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости? 8. Какие согласные звуки не образуют пары по глухости-звонкости, относятся только к звонким или только к глухим согласным? 9 .Из чего состоят слова, которые мы слышим? 10. Из чего состоят слова, которые мы пишем, читаем? 11. С помощью каких средств устная речь обозначается на письме? 12. Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите? 13. Для чего нужно знать алфавит? 14. Алфавит и азбука – это одно и то же? Почему в языке появилось два слова? 15. Какие словари вы знаете? Назначение словарей. Алгоритм действий учеников: читая текст, уч-ся делают пометки карандашом Работаем следующим образом: на полях против вопросов ставьте значки – - знаю - новое - вызывает сомнение Определим цели нашего урока: учитель знакомит с целями урока и обращает внимание на таблицы: ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ определения или признаки понятий: звук и буква гласные и согласные звуки (буквы) согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие гласные ударные и безударные слог, алфавит. ДОЛЖНЫ УМЕТЬ разграничивать звуки и буквы находить ударный слог правильно проверять безударные гласные, подбирая, где можно, проверочные слова. Индивидуальный ответ учащегося на предварительно полученное задание: Почему раздел, который мы сейчас будем изучать, называется «Фонетика». «Графика». «Орфография»
3. Работа по группам Первая группа дает связный ответ на вопросы 1-2, 9-10 Вторая группа – на вопросы 3-6 Третья группа – на вопросы 7-8 Четвертая группа – 11-13 Пятая группа – 14-15 Учитель. Отгадайте загадку: Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека- Специальный (каталог).
II. Фронтальная работа с классом 1. Работа со словарными словами: каталог, алфавит, справочник, словарь, учебник, стр. 89. Запись слов в тетрадь с выделением орфограмм, составление словосочетаний. - Какое лексическое значение имеют слова в рамочке? - Если мы не знаем лексического значения слова, где мы можем найти его толкование? 2. Работа по толковому словарику учебника. _ У кого дома есть толковые словари? Вы пользуетесь ими? А орфографические? 3. Работа по группам: «В гостях у словарей» (6 групп) Рассказы учеников о словарях (энциклопедическом, орфографическом, толковом)
Учитель обобщает разговор о разных словарях и их назначении. 4.Синтаксический разбор предложения: Великий писатель Вольтер сказал: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке». 5. Орфоэпический диктант. Правильно ли мы говорим (устно). Работа по карточкам
Агентство, договор, документ, каталог. Квартал, партер, инструмент,
средства, хозяева, творог, высоко, глубоко. Понял – поняла, занял –
заняла, звонит – звонишь, начал – начала, красивый, красивее,
красивейший, творог, высоко, глубоко. Почему мы сейчас выполняли это задание по орфоэпии?
5. Работа в группах по индивидуальным заданиям «Защити команду». 1 группа: Работа по орфографическим словарикам с последующей записью слов на доске.
Проверить написание слов: инте..игентный, ап?ликация, ап?етит, драм?а,
труже..ик, юн?ый, б..гряный. Как вы понимаете значение слов? В словах с удвоенной согласной больше звуков или букв? 2-4 группы: Фонетический разбор: ночлег, ягода, сделать, просьба 5 группа: Для чего нам нужно знать фонетические законы (обобщение с опорой на таблицу) Команды отвечают по своим заданиям. III. Работа по тексту. Текст на столе у каждого ученика.
Лес. Осень. Как хорош лес на заре ранней осенью! Еще тепло но уже в..ется*
в воздухе тонкая паутина всюду еще звучат птич..и голоса. И весь лес
об..ят* какой-то задумчивостью, как человек перед от..ездом в дальний
путь. Земля еще п..ет росу дерев..я ловят свет и тепло но скоро мороз и
снег станут хозяйничать в лесу. Лист..я с..ежатся* опадут. Заблестит серебро на сучьях узоры следов пересекут снежный ковер и ветер запоет свои песни. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не об..явит лесу, что идет тепло. Медленно с..едут по склонам оврагов рыхлые* глыбы серого снега проб..ются первые подснежники зашумят руч..и. Придет весна. Первая группа: Озаглавьте текст по-другому. Определите стиль текста, тему текста, основную мысль текста. Вторая группа: Определите по толковому словарю лексическое значение выделенных слов* Третья группа: Вставьте ъ, ь , объясните написание. Четвертая группа: Расставьте и объясните знаки препинания. Пятая группа: Сгруппируйте слова по группам: Букв больше, чем звуков Букв меньше, чем звуков Гласные в слабой позиции Согласные в слабой позиции IV. Тестирование. Индивидуально с последующей самопроверкой (Ключ на обратной стороне доски) 1.Найди правильный вариант: А. В русском языке 33 буквы: 6 гласных , 27 согласных Б. В русском языке 42 звука: 6 гласных, 36 согласных В. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, ъ и ь 2. Непарные согласные, только звонкие: А. й, л, м, н, р Б. б, в, г. д, ж, з 3. Непарные согласные, только глухие: А. ш, с, ф, п, к, т Б. х, ц, ч, щ. 4. Непарные согласные, только мягкие: А. ч, щ, й Б. й, л, м, н, р 5. Непарные согласные, только твердые: А. ж, ш, ц Б. х, ц, ч, щ 6. Букв больше, чем звуков: А. сердце, соль, ранний Б. вьется, ежик, родные 7. Количеств букв и звуков совпадает: А. ел, ель, дал, даль Б. вьет, грустный, лед V. Рефлексия: Посмотрите на вопросы и на свои значки на полях. Есть ли изменения? Домашнее задание: |