Цель:
1. Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, используемыми для их
обозначения; закрепить знания об особенностях гласных и согласных,
твердых и мягких звуков, продолжить формирование умения классифицировать
по совместно найденному признаку.
2. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения учащихся друг к
другу.
Оборудование: касса букв и слогов, "лента" букв, схемы слов, учебник
"Азбука" 1 класс (1-4), авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С., предметные
картинки, наборное полотно с буквами Р, А, О, С, Ы, И, Н, У.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знании
У: Ребята, посмотрите на стр. 31-32. С чего вы
бы хотели начать урок?
(Для работы используется учебник "Азбука" 1 класс (1-4), авторы Нечаева
Н.В., Белорусец К.С. Учитель дает время для рассматривания страниц,
затем выслушивает все предлагаемые задания.) Д:
Мне бы хотелось раскрасить узор. Д
: Давайте почитаем слова, скороговорку и текст. Д
: Я заметил здесь новые буквы и хочу о них узнать, а еще и
раскрасить их. Д
: Давайте допечатаем слова. У
: Молодцы ребята, вы внимательно рассмотрели страницы Азбуки,
все ваши задания мы обязательно выполним, а сейчас разрешите и мне
предложить вам задание.
(На наборном полотне учитель заранее выставляет буквы закрытые
наполовину.) У
: Что это? Д
: Это недописанные буквы. У:
Какое задание хотите предложить? Д
: Узнать, дописать и прочитать эти буквы. Д:
Составить слова из этих букв. Д
: Разделить буквы на группы. У
: Давайте сначала пропишем эти буквы. (Работа ведется у доски и
одновременно в тетрадях.) У:
Какие буквы вы написали? Д:
(Прочитывают хором) Р ,А, О, Ы, И, С, Н, У. У
: Вы предложили поделить на группы. На какие группы
предлагаете разделить? Д
: Можно разделить на группы потому, какие записаны в букве
элементы. Д
: Давайте поделим на гласные и согласные. Ведь все буквы
обозначают или гласный, или согласный звук. У
: Давайте проверим эту точку зрения. Назовите буквы, которые
обозначают гласные звуки. Докажите. Д
: А, О, Ы, И, У.
(Дети называют особенности гласных звуков.) У
: Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.
Докажите. Д
: Р, Н, С.
(Ответ обосновывается.) У
: О каких буквах вы хотели бы узнать поподробнее сегодня на
уроке? Д
: Р, Н (т.к. дети рассмотрели страницы "Азбуки" и заметили
каким буквам она посвящена.)
III. Восприятие, осмысление нового
материала.
У: Я вам загадаю загадку, а слово-отгадку мы
проанализируем
Инструмент бывалым
Не большой, не малый. У
него полно забот:
Он и режет, и стрижет. Д
: Ножницы. У
: Итак, проводим полный анализ слова ножницы. (Произносим
слово, делим на слоги, выделяем каждый звук, даем им характеристику,
вычерчиваем схему слова.)
[О]
|
[И]
|
|
(с) (к) (с)
|
(з) (к)
|
(с) (к) |
(Обращаем внимание, и объясняем, почему вначале слова
[н] - твердый, в середине [н`].) У
: Что же вы узнали о букве Н (эн)?
(Одни дети говорят, что звук гласный, другие, что звук согласный. После
наблюдения за произношением, делают вывод, что:) Д
: Буква Н (эн) обозначает согласный, звонкий, твердый звук [н]
и мягкий - [н].
(Аналогично проводится работа по выделению звуков [р], [р`].)
Физминутка
Ра-ра-ра - начинается ...(игра)
Ры-ры-ры - у мальчиков... (шары)
Ри-ри-ри - на ветках... (снегири)
Ру-ру-ру - продолжаем мы ... (игру)
Ра-ра-ра - весь мусор уберем... (с утра)
Ре-ре-ре - метем усердно ... (во дворе)
Ри-ри-ри - двор убрали раз, два, три.
(Наблюдение за звуками [р], [р`].) У
: Ребята, что вы заметили во время нашей игры? Д
: В словах часто встречался звук [р]. У
: Какой это звук? Д
: Согласный (доказывают), очень звонкий, твердый. У
: Всегда ли мы слышали твердый звук? Д
: Нет, были слова, в которых звук [р`] был мягкий. У
: Кто запомнил эти слова? Д
: Снегири, во дворе, три.
(Дети объясняют, почему они выбрали эти слова.)
У: Какой же буквой изображаются звуки [р], [р`].
(Дети называют и показывают букву Р.)
IV. Проверка усвоения
У: Итак, мы познакомились с новыми буквами. А
кто может узнать эти буквы в "Азбуке"? Какое задание можно выполнить для
этого? Д
: Давайте найдем букву в словах, в тексте, на рисунках. У
: Давайте выполним задание на стр. 31, найдем и раскрасим
изученные буквы нужным цветом.
(На данной странице приведен черно-белый вариант рисунка, разделенный
замкнутыми кривыми линиями на части. Внутри замкнутых линий проставлены
буквы: н, б, г, л, р, д, в, м, нарисованные в кругах различного цвета.
Данное задание призвано развивать у детей наблюдательность, учит
ориентироваться в пространстве, позволяет запомнить начертание букв,
учит основам классификации, развивает мелкую моторику рук. Дети
раскрашивают, затем проводится взаимопроверка.) У:
Переверните страницу. (Стр.32) Рассмотрите. Какое задание
хотите предложить выполнить дальше? Д
: Прочтем скороговорки.
На горе Арарат растет крупный виноград.
Орел на горе, перо на орле.
(Дети, умеющие читать прочитывают скороговорки, упражняются в быстром
проговаривании. Остальные дети слушают и повторяют за читающими.
Параллельно ведется работа над дикцией.) У
: Возьмите синий и зеленый карандаши, подчеркните буквы,
обозначающие синим - звуки [р], [н], а зеленым - звук [р`]. Кто может
самостоятельно выполнить работу?
(Одновременно идет работа на доске. Анализ выполненной работы идет через
межпредметную связь. Дети считают, сколько букв подчеркнули всего,
затем называют слова с буквами, обозначающими твердые, потом мягкие
согласные.)
V. Закрепление
У: В начале урока Вита предложила поработать с
текстом.
(Текст читается детьми вслух.) У
: Что хотите спросить или выяснить?
(Выясняется что детям непонятно, при необходимости текст
перечитывается.)
Давайте прочитаем и пропечатаем пропущенные буквы в словах.
(Дети читают текст вслух.)
У Мирона налимы.
У Ромы лини.
Налимы и лини-ры[]ы.
Нина варила у[]у.
Она налила у[]у в_____ (изображена тарелка)
Учитель осуществляет выборочное чтение. У
: У кого налимы? Лини? Кто варил уху? Куда налила уху Нина? У
: Кто хочет продолжить этот текст?
(Дети предлагают различные варианты.) Д
: Я бы продолжил так: Мирон и Рома ели уху. Хороша уха! У:
Назовите слова, встречающиеся в тексте, с изученными
буквами. Д
: налимы, рыбы, лини, варила. Мирон, Мирон, Рома, она, налила,
Нина. У
: Дети, а почему вы два раза назвали слово Мирон? Д
: Я заметил, что в этом слове встречаются обе изученные
сегодня буквы, значит, и назвать его надо два раза.
(Данное задание целесообразно закончить классификацией слов по совместно
найденному признаку.) У
: Попробуйте сами придумать слова с новыми звуками. Называйте,
какие это звуки твердые или мягкие.
(Дети называют слова, используя жизненный опыт. Учитель направляет
взгляд детей на иллюстрацию к тексту. Дети рассматривают ее. Учитель
просит придумать заголовок. Дети предлагают различные варианты.) У:
Можно ли озаглавить текст "Рыбалка"?
(В результате беседы дети рассуждают о заголовке, о том какую нагрузку в
тексте он несет. Затем называют по картинке еще много слов с новыми
звуками:
Пар, кастрюля, воротник, рубашка, радость, крышка, рот, руки, перец,
нос, веснушки, солнышко, свитер, повар, плавники. По каждому слову можно
организовать беседу. Например, задать вопросы: Видели ли вы пар? Когда?
Где его можно увидеть? Отчего образуется пар? Что такое кастрюля?
Поясните значение слова. Почему художник именно так изобразил Рому и
Мирона? Почему придумывая слова по картине, мы можем назвать слово
"солнышко"? На картине оно ведь не изображено. Дети рассуждают о том,
что такое веснушки и говорят о том, когда можно их увидеть. Особое
внимание необходимо обратить на слово "радость".) У
: Я утверждаю, что на доске записаны слоги. Что скажите мне?
(На доске запись:
НУ, НА, НЫ, НР, О, РА, РЛ, МИ, РИ.)
(Дети рассуждают и в конце приходят к выводу.) Д
: Это не все слоги, слог может состоять из гласного и
согласного, из одного гласного, из гласного и нескольких согласных. НР,
РЛ - это не слоги, т. к. отсутствует гласный. У
: А как можно распределить слоги по группам по-другому? Д
: Не слоги, твердые согласные в слогах, мягкие согласные в
слогах.
(Далее дети вместе читают слоги с доски. Затем читают в Азбуке слоги и
слова друг другу в парах, с заданием найти и подчеркнуть имена девочек и
мальчиков.) У:
Прочитайте имена девочек, а теперь мальчиков. Что особенного
в написании этих слов?
(Дети вспоминают о правописании буквы в начале имен собственных.) У:
Прочитайте задание, которое предлагает Карандаш? Д:
Он предлагает напечатать свое имя. У
: Печатайте.
(После окончания работы выполняется взаимопроверка.)
VI. Анализ
Итог: В чем имени есть изученные буквы? Что вы
узнали об этих звуках? И т. д.
Работа на данном уроке строится по усмотрению учителя и в зависимости от
степени подготовленности класса. В учебнике представлен богатейший
материал, рассчитанный на детей с разным уровнем подготовки к школе.
Этапы урока можно переставлять, а также реализовать материал на
нескольких уроках.
Дома можно предложить дорисовать узор. Это репродуктивное задание
предлагаю провести как творческое. Предлагаю нарисовать сначала веер.
(Стр. 32)
Дети должны подметить, какие буквы будут следовать друг за другом, чтобы
продолжить закономерность.
1) Как предложено в Азбуке.
2) В обратном порядке.
Также дома можно предложить дописать слова к предложенным в учебнике
слогам.
Дети придумывают и пропечатывают разные варианты. |