На экзамене в медицинском институте студент упорно называет печень «печенкой».
Наконец преподаватель не выдерживает:
— Вы что, на базаре? Какая еще «печенка»! Печень! Запомните: пе-чень!
Еще раз такое услышу — выгоню! Переходите к следующему вопросу.
Студент робко начинает:
— Селезень — это…
На устных экзаменах встречаются
экзаменаторы, которые сбивают с толку, демонстрируют пренебрежение,
издевательски комментируют ответы, в общем, делают все возможное, чтобы
вывести вас из равновесия и затруднить сдачу экзамена. Иногда за этим
стоит корысть: вымогательство взятки или стремление протащить «своих»
(на вступительных экзаменах), иногда личные болезненные комплексы,
желание самоутвердиться за счет зависящего от тебя человека, иногда
просто дурные манеры. Так или иначе, вы чувствуете и понимаете, что цель
экзаменатора — не просто проверить ваши знания, а занизить результат.
Спокойствие. Если вам кажется, что вас «топят», соберитесь и вежливо дайте отпор.
Когда вам задают вопросы о том, чего вы
не обязаны знать, попросите занести их в экзаменационный лист — потом
оценку можно будет опротестовать. То же самое нужно сделать, если ваш
ответ, по сути правильный, передергивают, делают вид, что не понимают.
Запишите свой ответ и уточните, считает ли экзаменатор его неверным. Это
обычно заставляет принимающего экзамен вести себя более корректно, хотя
и злит его, так что настройтесь на то, что весь ваш ответ будет
проходить на фоне напряжения. Это нормально, ведь экзамен — это своего
рода барьер, испытание, соберитесь и возьмите его.
Если экзаменатор делает что-то,
совершенно сбивающее вас с толку (сыплет вопросами, обидно комментирует
ваши ответы, демонстративно болтает с коллегой), просто скажите о своем
состоянии: «Извините, мне трудно сосредоточиться, когда так много
вопросов сразу. Я легко сбиваюсь, когда меня критикуют» и т. п.
Поверьте, он не захочет открыто признать, что желает вам провала и
недобросовестно выполняет свою работу. Главное — не злиться и не
отчаиваться, а вести себя так, словно вы и мысли не допускаете, что
кто-то хочет вам навредить. Нужно быть очень бессовестным человеком,
чтобы вести «грязную игру» против такого доброжелательного и уверенного
собеседника.
Наконец, случается, что экзаменатор
ведет себя откровенно хамски, допускает обидные высказывания, высмеивает
ваш пол, национальность, особенности речи или внешности. Не стоит этого
терпеть. Просто скажите, что не хотите общаться в таком ключе, и
попросите председателя экзаменационной комиссии дать вам возможность
ответить другому экзаменатору, спокойно и внятно объяснив почему.
Конечно, уверенное, с достоинством
поведение будет даваться вам тем легче, чем лучше вы знаете предмет.
Издеваться над собой в надежде «как-то проскочить» обычно разрешают те,
кто толком ничего не знает. Ваш ли это путь — вам решать.
Излюбленные „приемчики” экзаменаторов были собраны в заметке, появившейся еще полвека назад в журнале „Electronics”.
Советы экзаменатору
1. Прежде всего разъясните
экзаменуемому, что вся его профессиональная карьера может рухнуть из-за
его неудачного ответа. Подчеркните ему важность ситуации. Поставьте его
на место с самого начала.
2. Сразу задайте самые трудные вопросы.
Если первый вопрос достаточно труден или запутан, экзаменуемый слишком
разнервничается, чтобы отвечать на следующие вопросы, как бы просты они
ни были.
3. Обращаясь к экзаменуемому,
сохраняйте сдержанность и сухость, с экзаменаторами же будьте очень
веселы. Эффектно обращаться время от времени к другим экзаменаторам с
насмешливыми замечаниями по поводу ответов экзаменуемого, игнорируя его
самого, как будто его нет в помещении.
4. Заставляйте экзаменуемого решать
задачи вашим методом, особенно если этот метод необычен. Ограничивайте
экзаменуемого, вставляя в каждый вопрос множество указаний и оговорок.
Идея состоит здесь в усложнении задачи, которая без этого была бы весьма
проста.
5. Вынудите экзаменуемого сделать
тривиальную ошибку, и пусть он ломает голову над ней как можно дольше.
Сразу же после того, как он заметит ошибку, но как раз перед тем, как он
поймет, как ее исправить, презрительно поправьте его сами. Это требует
высокой проницательности и точности выбора момента, что достигается
только большой практикой.
6. Когда экзаменуемый начнет тонуть, никогда не помогайте ему выкарабкиваться. Зевните… и перейдите к следующему вопросу.
7. Задавайте экзаменуемому время от времени вопросы типа: «Разве вы не проходили этого в начальной школе?»
8. Не позволяйте задавать экзаменуемому выясняющие вопросы и никогда не повторяйте собственные разъяснения и утверждения.
9. Каждые несколько минут спрашивайте, не волнуется ли он.
10. Наденьте темные очки. Непроницаемость нервирует.
11. Заканчивая экзамен, скажите экзаменуемому: «Ждите за дверью. Мы вас вызовем».
(По книге «Физики шутят»)
|