Ну и напоследок о том, что все-таки
придется зазубрить. Все, что можно было не заучивать, мы уже усвоили
другими способами. Остались даты, имена, цифры, слова-исключения.
Конечно, было бы правильно, чтобы зубрежка вообще не требовалась. То,
что не запоминается естественным образом, и не нужно помнить, на то есть
справочники, словари и поисковики в Интернете. Кстати, все чаще на
экзаменах разрешается всем этим пользоваться, хотя прогресс здесь идет
медленнее, чем надо бы. Но иногда ничего не поделаешь — зубрить
приходится: не будешь же смотреть в словаре каждое слово-исключение или
каждую физическую постоянную. Для облегчения этой не очень приятной
работы издавна существуют особые приемы, их называют мнемоническими.
Суть их в том, что механическое запоминание с помощью какой-то уловки
превращается в осмысленное. Некоторые такие «запоминалки» всем известны:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Что я знаю о
кругах».
Рассмотрим основные мнемонические приемы.
Очень распространенный способ —
привязать последовательность чисел или слов, которую нужно запомнить, к
какому-то известному ряду и вспоминать каждый элемент опосредованно.
Именно этот способ используется во фразах про охотника (первая буква
каждого слова совпадает с первой буквой следующего цвета спектра) и про
круги (число букв в каждом слове соответствует очередной цифре в
числовом выражении числа p). Привязка к ряду особенно удобна, когда
нужно запомнить что-то именно в определенной последовательности. За
основу такого ряда могут быть взяты не только слова, но и цифры,
например, от одного до десяти, или хорошо известный порядок расположения
предметов, например, мебель в вашей комнате или дома по дороге в школу.
Опосредованное запоминание особенно
удобно, когда речь идет об исторических датах. Можно выучить несколько
опорных самых важных дат, а все остальные отсчитывать от них: через год
после, за пять лет до. Это не только легче запоминается, но и помогает
представить себе целостную картину событий. Хорошо использовать
сопоставление дат: например, год начала войны совпадает с годом рождения
известного поэта или в то десятилетие, когда в одной стране
бесчинствовал тиран, в другой был расцвет наук и искусства. Для поиска
сопоставлений можно обратиться к книгам, таким как «Хроника
человечества», а можно составить таблицу сопоставления дат самому, это
еще интереснее.
В стихотворных «запоминалках»
используется свойство нашей памяти лучше хранить более структурированный
текст. Сами ритм и рифма «подсказывают» нужные слова. Например,
запомнить последовательность цифр 9124820 легко, если представить ее в
виде рифмовки: «Девятьсот двенадцать // сорок восемь двадцать». Удачные
рифмовки вроде «Кое-либо-что-нибудь — черточку не забудь!» передаются из
поколения в поколение школьников.
Хороший способ запомнить что-либо —
привлечь воображение. Если вам никак не даются, например, разряды
сочинительных союзов, представьте себе три дома: в одном
жильцы-коллективисты все время ломают стены, чтобы соединиться, в другом
индивидуалисты ставят перегородки, чтобы разделиться, а в третьем все
просто вредные и постоянно замышляют что-то против соседей. Представьте
себе ярко, как все это выглядит, какое выражение лиц у жильцов каждого
дома, как происходит работа, — и вы уже не забудете, что союзы бывают
соединительными, разделительными и противительными, уже никогда. Этот
способ очень хорош для работы со словами-исключениями: сочините с ними
историю или представьте себе картину, в которой, например, ростовщик
Ростислав из Ростова заботливо поливает росток. Если росток будет не
простым, а зеленым от долларов, которые на нем распускаются вместо
листьев, профессию Ростислава вы уже не забудете.
Использование зрительного образа вообще
очень эффективно, ведь у большинства людей лучше всего развита
зрительная память. Включите то, что нужно запомнить, в рисунок, или
напишите яркими цветами, или составьте из цифр узор — если вы
принадлежите к большинству, для воспроизводства информации вам нужно
будет только взглянуть на «внутренний экран» своей зрительной памяти.
Лучше запоминаете со слуха? Тоже есть
выход: попросите кого-то прочитать вам записи вслух, с выражением, или
запишите свое чтение на диктофон и прослушивайте, например, в
транспорте. По иностранным языкам и гуманитарным предметам сейчас есть
множество прекрасных аудиокурсов, только важно учесть, что на
прослушивание текста нужно в несколько раз больше времени, чем на его
чтение глазами про себя, поэтому слушать аудиокурсы нужно начинать
заблаговременно.
|