Преподаватель: Кто первым выйдет отвечать, тому оценку на балл выше.
Студент (вставая): Ладно, ставьте мне тройку, я ухожу…
Подготовка к любому экзамену должна начаться с вопросов к самому себе. От ответов на них зависит стратегия ваших действий.
Вопрос первый: что мне нужно от этого
экзамена: только сдать и получить оценку, а потом все можно забыть, или
этот материал мне хотелось бы усвоить прочно, надолго? Если вы сдаете
как обязательный ЕГЭ глубоко нелюбимую вами химию, а поступать
собираетесь в музыкальное училище, это одна ситуация и одна стратегия.
Если вы сдаете физику, которую собираетесь изучать в университете, — это
другая. Скорее всего на этот вопрос и так каждый сам себе отвечает —
неосознанно. Но лучше все же этот выбор обдумать и объяснить, например,
родителям. Все знать в равной степени невозможно, и не стоит себя за это
винить и доводить до изнеможения зубрежкой неинтересного и
малопонятного. С другой стороны, не спешите объявить какой-то предмет
совершенно ненужным: в любом есть некая центральная, самая важная часть,
которую стоит знать и понимать любому культурному человеку. Например,
можно не уметь решать задачи на превращения веществ, но не знать, как
устроена таблица Менделеева и в чем смысл его открытия — неприлично,
даже если вы скрипач. Отделите значимые вещи от «проходных», дальше мы
поговорим о том, как обращаться с теми и другими.
Вопрос второй: какой результат для меня
желателен, и какой приемлем? Очень часто неразличение этих уровней
приводит к ненужному стрессу, особенно это свойственно хорошим,
добросовестным ученикам (а еще больше — родителям). Понятно, что хорошо
бы всегда получать только пятерки. Но в одном случае это не только
желательный, но и единственно приемлемый результат — скажем, если
поступить в какой-то вуз возможно только с высшими баллами по этому
предмету, а в другом приемлемый результат может быть гораздо ниже —
например, тройка на обязательном ЕГЭ по математике для будущего
скрипача. Это не значит, что нужно стремиться сдать экзамен на тройку.
Это просто значит, что если единственный способ получить более высокую
оценку — довести себя до нервного истощения и забросить подготовку к
вступительному экзамену по скрипке, лучше пусть будет тройка. И это
решение (еще раз уточню: не решение получить тройку, а решение не
считать тройку концом света) лучше принять заранее. А в расслабленном
состоянии, глядишь, и химию найдешь не такой уж неприятной наукой, и
сдашь неплохо. Или, например, вы знаете, что с трудом пишете тексты, вас
пугает эссе как часть экзамена. Стоит ли ставить перед собой задачу
«научиться хорошо и легко писать за оставшиеся до ЕГЭ полгода», если вы
не научились за все предшествующие 10 лет в школе? Вряд ли вы с такой
нелюбовью к сочинительству нацелились на журфак, правда? Значит, не
пытайтесь научиться «хорошо писать» вообще, нужно научиться просто
сносно писать эссе, используя домашние заготовки. Шедевр вы не напишете,
но приличный балл получить вполне возможно.
Со вторым вопросом непосредственно
связан третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние
знаний по предмету. От этого зависит объем предстоящей работы, а
значит, планирование времени. Вовсе не обязательно времени нужно тем
больше, чем важнее для вас экзамен. Даже наоборот: человек, который
любит и знает литературу, хорошо пишет, грамотен, скорее всего вообще не
будет как-то особо готовиться к экзаменационному эссе, даже если
результат очень важен. И правильно сделает, для него лучшая подготовка —
это отдых. А вот если у кого-то серьезные проблемы с грамотностью,
что-то предпринимать нужно заранее, хотя бы за год до экзамена: начать
заниматься дополнительно, пойти на курсы, найти репетитора. Или,
например, решение задачи по физике, химии, математике нужно начинать
задолго до экзамена, это требует времени, «наскоком» тут ничего не
сделаешь. Что понадобится: время, учебники, деньги, информация? Важно
сориентироваться заранее — тем раньше, чем важнее результат экзамена и
чем объемнее материал.
Самое время подумать обо всем об этом —
лето перед выпускным классом, в крайнем случае — его первая четверть,
если речь идет об ЕГЭ, и первая треть семестра, если речь идет о
студенческой сессии. Но даже если вы не сделали это вовремя, все равно
начинайте думать об экзаменах именно с этого. Просто думайте и решайте
быстрее. |