Преподаватель:
— Ваша фамилия?
Студент:
— Иванов (улыбается).
— Чему вы улыбаетесь? — спрашивает профессор.
— Доволен, что хорошо ответил на первый вопрос.
Наконец наступает тот самый день, когда
вам предстоит показать все, на что вы способны. Вы эффективно
позанимались, справились с паникой, чувствуете только волнение и
нетерпение — скорей бы! Это и есть самое правильное состояние духа в
день экзамена, а если оно не вполне удается, попытайтесь представить
себя туго закрученной пружиной или стрелой на до предела натянутой
тетиве. Весь ваш труд, все ваши знания сейчас спрессованы внутри вас,
остается только высвободить их в нужный момент.
Для каждого вида экзамена существует свой оптимальный психологический настрой, об этом мы сейчас и поговорим.
Сначала коснемся устного экзамена. Хоть
он и становится все более редким явлением в школе, но в вузах это все
еще обычная форма, да и других ситуаций, напоминающих устный экзамен, в
жизни множество — взять хоть собеседование при приеме на работу. Поэтому
сдавать устные экзамены обязательно надо уметь.
Как видится обычному ученику ситуация
экзамена? Стол — это баррикада. По одну сторону от нее — могущественный,
грозный экзаменатор, который оценивает меня. По другую — я сам, жалкий и
слабый, моя цель — задобрить или обмануть противника. Этот образ
написан у вас на лице, вы буквально внушаете его экзаменатору, и он,
даже если сам по себе человек добрый, невольно включается в игру под
названием «неравная битва». Начать нужно с замены этого образа другим.
Вы пришли на экзамен по предмету, в котором много интересного. Ваш
вопрос — это прежде всего интересная проблема. Перед вами человек,
который посвятил свою жизнь этому предмету, и именно с ним лучше всего
такие проблемы обсуждать. Вот и обсуждайте!
Перейдите от образа «экзаменатор со
своим вопросом против меня» к образу «мы с экзаменатором вместе
исследуем вопрос». Не думайте о своей оценке, думайте о теме разговора.
Беседуйте как младший коллега со старшим, выскажите свое мнение,
поделитесь впечатлением, улыбнитесь, можно даже задать вопрос самому
экзаменатору, только, конечно, не о том, что входит в область
обязательных знаний, а о чем-нибудь «этаком». Важно не изображать такую
позицию, а искренне на нее встать. Попробуйте только раз — и вы
убедитесь, как волшебно изменился экзамен. Во время ответа вы
чувствовали не ужас, а вдохновение, экзаменатор не сидел с каменным
лицом, а оживленно беседовал с вами, а когда он сказал: «Достаточно,
очень хорошо», вы испытали даже сожаление, что все так быстро кончилось.
Если предмет, который вы сдаете, — ваш любимый, то скорее всего вы
именно так и будете себя вести на экзамене. А если нет — полюбите его,
хотя бы на эти сорок минут. Поверьте, в каждом предмете и в каждом
вопросе есть чему удивиться и чем увлечься.
Подобный настрой поможет справиться и с
вечным ужасом экзаменующихся — дополнительными вопросами. Если готового
ответа у вас нет, сначала попытайтесь просто подумать. Помните: кто-то
когда-то на этот вопрос уже ответил, значит, в принципе и вы можете.
Думайте вслух, рассуждайте. Экзаменаторы любят, когда учащиеся думают
(они этим не избалованы). Если в целом вы в предмете ориентируетесь,
ваши размышления могут привести к верному ответу или хотя бы куда-то
поблизости от него.
Совсем-совсем не знаете ответа?
Спокойствие! Вспомните о своей психологической установке: вопрос
интригует настолько, что истина для вас важнее оценки. Просто
признайтесь в своем неведении не с виноватым и обреченным видом, а с
искренним интересом: я не знаю, но ужасно хочу узнать, скажите, как же
правильно? Даже если экзаменатор не будет в большом восторге от самого
вашего ответа, он будет благодарен за то, что, общаясь с вами,
чувствовал себя не чудовищем, избивающим младенцев, а интересным
собеседником, а значит, и оценку вам будет ставить в хорошем настроении.
Еще несколько важных моментов,
касающихся устного экзамена. Есть две наиболее частые ошибки во время
подготовки к ответу. Одна из них — писать ответ полностью, дословно.
Во-первых, вы просто не успеете, на это не предусмотрено времени,
во-вторых, человек, читающий ответ по бумажке, всегда выглядит жалко и
теряется при любом вопросе. Противоположная ошибка — записывать на
листке только тезисы ответа, забывая про примеры, даты, формулы.
Казалось бы, неужели не сможешь с ходу привести примеры глаголов разных
спряжений? А во время ответа из-за волнения вдруг вылетают из головы все
слова родного языка, и хоть плачь! Поэтому лучше всего во время
подготовки к ответу как можно полнее воспроизвести собственную
«правильную» шпаргалку, которую вы составляли дома: там и план ответа, и
все важные факты.
Особая проблема — правильно выбрать
степень подробности ответа. Если ограничиться непосредственным ответом
на вопрос, может создаться впечатление куцего, бедного ответа. Поэтому
желательно дать контекст проблемы, сказать о ее месте в соответствующей
области знаний. Но не стоит, подобно Чебурашке, начинать очень издалека:
экзаменатор просто решит, что самого вопроса вы не знаете и морочите
ему голову. Пока готовитесь к ответу, постарайтесь определить «золотую
середину», которая делает ответ подробным, но по существу.
Вообще на устном экзамене важно не
терять голову, быстро и гибко принимать решения. Знаете один вопрос
хорошо, другой плохо? Начните с первого и постарайтесь блеснуть,
возможно, второй ответ экзаменатор просто не дослушает. Попался
абсолютно неведомый билет? Попросите разрешения взять другой, но потом
уже не сидите в расстроенных чувствах, а сконцентрируйтесь и ответьте
хорошо.
|