Студент выучил все билеты по философии,
но не пошел на экзамен, потому что все суета сует, жизнь не имеет
смысла и люди — лишь пылинки в бескрайней Вселенной.
До экзамена осталось три-четыре дня. Это
время, которое свободно от всех прочих дел и должно полностью уйти на
подготовку к часу «Х». Как использовать эти дни максимально эффективно?
Во-первых, важно избежать самой
распространенной ошибки. Очень многие поступают так: есть четыре дня и
сорок вопросов (тем), значит, учим по десять вопросов в день. Учитывая
сведения о забывании информации, можно предсказать, чем все кончится. Ко
дню самого экзамена материал первых двадцати вопросов будет почти
полностью забыт. А поскольку в жизни действует не «хоккейное», чистое,
время, которое мы невольно подразумеваем, деля сорок на четыре, а
«футбольное», то из-за разных происшествий (затянулась консультация,
долго просидел над сложным вопросом, заболела голова, пришли гости и
т. п.) график может быть нарушен. Тогда на четвертый день придется объем
работы, который в принципе невозможно осилить, и последние несколько
вопросов останутся абсолютно нетронутыми. Кроме того, вечером четвертого
дня может выясниться, что, например, вопрос номер тридцать два вам
учить просто не по чему: нет в вашем учебнике, пропущен в конспекте,
требуется знать первоисточник. И вы начнете обзванивать приятелей с
просьбой найти и скинуть вам нужное, опять теряя время, которого уже
совсем мало.
Всех вышеперечисленных неприятностей
можно избежать. Для этого, напоминаю, нужно заранее выявить те вопросы,
по которым вы совсем ничего не знаете, и сразу же хотя бы в общих чертах
ликвидировать пробел. Перед началом стадии «погружения» еще раз
просмотрите все вопросы параллельно с той литературой, которой
собираетесь пользоваться. Если чего-то не хватает, раздобудьте это или
законспектируйте (а не учите!) в первый же день.
Далее из списка вопросов надо выделить
самые общие и фундаментальные. (Понятно, что вопросы «Существительное,
его морфологические и синтаксические особенности» или «Причины и
следствия Первой мировой войны» — это более общие вопросы, чем,
например, «Правописание падежных окончаний существительных» или «Битва
под Верденом, ее ход и значение».) Вот с них и нужно начинать подготовку
к экзамену.
Во-первых, в таких общих темах нужно не
столько запоминать, сколько понять суть, как следует разобраться, а в
первый день у вас еще нет усталости от предмета, голова ясная.
Во-вторых, то, что вы поймете, будет многократно использовано при
изучении более частных вопросов данной темы и хорошо усвоится. И
наоборот, общие темы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо
легче и прочнее улягутся все остальные сведения. Немаловажно и выявить
скрытые проблемы в понимании: ведь впереди консультация, и еще есть
возможность получить помощь. Ну а кроме того, если даже в силу каких-то
неприятностей вся ваша подготовка к экзамену только этими вопросами и
ограничится, на тройку благодаря общей ориентации в предмете вы вполне
можете рассчитывать.
Итак, вот правильное распределение
времени: первый-второй день — общие вопросы, решение задач,
использование консультации. Потом еще два дня — частные вопросы. Вечер
последнего дня (от часа до нескольких часов, в зависимости от
предмета) — заучивание.
Особо стоит сказать о консультации. Вы
получите от нее тем больше пользы, чем больше вопросов «на понимание»
успеете разобрать или хотя бы просмотреть до ее начала. Глупо спрашивать
у преподавателя о том, что можно просто посмотреть в книге. А вот обо
всем, что трудно понять, спросить нужно обязательно. Приходить на
консультацию нужно с заранее подготовленным списком вопросом, чтобы
потом не расстраиваться, что забыли о чем-то спросить. И внимательно
слушайте ответы не только на свой вопрос, но и на другие, даже если они
кажутся вам легкими. Вы можете обнаружить, что сильно переоценивали свою
осведомленность.
|