Родители врут очень часто, и это столь распространенное
явление, что его едва ли можно считать патологией. Родители врут почти
инстинктивно, иногда даже не отдавая себе в этом отчета, и обычно не считают,
что совершают нечто дурное. Врут как по пустякам, так и всерьез. Мы почти
готовы утверждать, что родители почти систематически врут, если речь заходит о
чем–либо серьезном. Происходит это по разным причинам: от безобидной
фабулизации до настоятельного желания обмануть ребенка – либо потому, что
хочется скрыть свои просчеты и ошибки, либо потому, что реальность слишком, по
их мнению, сурова.
Начать придумывать родители могут по любой причине, иногда
просто пустяковой: например, хочется выглядеть лучше в глазах своих детей,
хочется утешиться в этом вранье, поскольку любые иллюзии насчет себя уже
потеряны, хочется приукрасить реальный мир, до оценки прелести которого сами
родители еще не созрели, и т. д. Нам кажется, что ложь подобного типа не
слишком ужасна, сами родители понимают, что врут, и обычно в подобных случаях
лучше постараться их не уличать во лжи и не смущать.
Например, нам кажется не столь удачным с педагогической
точки зрения тот выход из подобного положения, который придумали две маленькие
девочки. Отец девочек то и дело приводил себя в пример, говоря, что слыл весьма
хорошим учеником в школе. Рассердившись на отца за его настойчивость, малышки
предприняли некоторые розыски и обнаружили в конце концов старые школьные
дневники отца, причем оценки в них были куда как менее блестящи, чем те,
которые он придумывал для детей.
Девочки не без злого умысла и удовольствия постарались
обнаружить малолестные замечания, которые некоторые преподаватели записывали в
дневнике. Конечно, они добились своего: отец не проронил больше ни слова по
поводу своих фантастических школьных успехов. Однако поступок девочек кажется
нам тем более неловким, что речь шла об их приемном отце; обожал он девочек так
же, как их мать, и использовал все возможное для укрепления своего еще слабого
авторитета.
Другие родители придумывают какие–нибудь сказки, бывает, и
весьма поэтические, про Рождество, Деда Мороза, мышат, которые коллекционируют молочные
зубки детей, и прочих воображаемых персонажей. Это мило, говорится без всякого
умысла и обычно всем нравится. Но мы, однако, не склонны считать такую ложь
столь уж безобидной: родители лгут, выдумывают, потому что боятся высказать
свое мнение, и заставляют награждать или наказывать воображаемых героев вместо
себя.
Если ребенка волнует физическое и духовное здоровье его
родителей, то он не должен соглашаться на подобные уловки.
Иногда родительская ложь представляет собой настоящую
фальсификацию семейной истории; происходит это либо из–за того, что родители
хотят скрыть то, что они считают своими ошибками или слабостями, или же им
хочется приукрасить прозаическую реальность. В некоторых случаях речь идет даже
о безуспешной попытке исправить то искажение действительных фактов, от которого
сами родители когда–то страдали, будучи детьми, и они придумывают новую ложь,
наивно полагая, что таким образом исправят последствия первой. Подобная ложь
вызывается тщетной надеждой, что достаточно внести некие изменения в
повествование о событиях для того, чтобы последствия этих событий могли быть
предотвращены. Нам кажется, в подобном случае ребенок не должен скрывать своей
любви к родителям, но обязан проявить твердость. Ни в коем случае он не должен
позволять – если есть, конечно, такое средство – фальсифицировать историю
семьи.
Ребенок ответственен перед всеми поколениями семьи – не
стоит этого забывать.
Приведем в качестве примера столь часто встречающийся
случай: приемные родители хотели бы скрыть то, что они не родные, и это кажется
им недостатком. И если ребенок не поможет родителям, связь его с ними будет
прервана, а родительская ложь может иметь последствия даже в жизни будущих
поколений.
* * *
Как мы уже говорили, родители врут тем охотнее, чем
серьезнее проблема. Они почти всегда нечестны, когда говорят о деньгах,
политике, религии, всегда (за редким исключением), когда речь заходит о
взаимоотношениях полов, анатомическом строении и вообще о физиологии. Когда же
в таких случаях они отваживаются на правду, то не из–за уважения к ней, а
исключительно из политических соображений.
И если ребенок считает, что необходимо все же оздоровить
семейную атмосферу, приступать к этому процессу он должен с большой
осторожностью. Ему никогда не надо давать родителям понять, что он готов
выслушать правду. Ребенку самому необходимо выбирать время для этого откровения
и лучше довериться родительскому любопытству.
Одним из самых захватывающих сюжетов во взаимоотношениях
между родителями и ребенком является сюжет, посвященный вопросу, каким образом
«делаются дети». Если знания детей на эту тему неполные или неточные, то
родительские, бывает, изумляют своей наивностью. Действительно случается, что
ребенок путает вход в вагину с мочеиспускательным каналом, но родители доходят
до изобретения магазинов, где покупаются дети, или капусты, где их находят, или
розовых кустов, или аистов, которые их приносят и кидают в каминные трубы.
Что же до родителей, которые допускают, что ребенок
находится у матери в животе, то уж для объяснения, как дети туда попадают и как
оттуда выбираются, они прибегают к потрясающей изобретательности.
Приведем здесь одну историю, которая слишком красива, чтобы
быть правдой, но разве можем мы обманывать в такой книге и особенно в такой
главе? Итак, эта история, как и все те, что мы здесь приводили, абсолютно
правдива.
Мама привела семилетнего мальчика к психотерапевту – причина
их визита была совершенно незначительна. Во время консультации молодой
психотерапевт, наивный и усердный, спрашивает у матери, знает ли уже мальчик,
как появляются дети. «Я все ему объяснила», – категорически заявляет мама.
Психотерапевт, не обладающий еще, конечно, большим опытом,
продолжает настаивать: «Все – это что именно?» – «Ну, я объяснила ему, что
ребенок находится в сердце матери». – «Ну а как он оттуда выбирается?» –
спросил врач. «В больнице. Доктор разрезает сердце и вынимает оттуда
ребенка». – «Хорошо, но как он туда попадает?» – «Его туда кладет Иисус. А
вообще, знаете, у детей бывают весьма странные фантазии. Мой сын спросил меня,
не обидится ли на Иисуса папа?»
Мать вроде бы ничего не поняла и не схватилась за соломинку
– весьма, впрочем, крепкую, – которую протягивал ей сын для того, чтобы
она смогла выбраться из той трясины лжи, куда сама попала. Однако, думаем,
ребенок этот был прав, когда не торопился с разоблачениями: с юмором, тактом и
терпением он дал понять, не «пережимая», что все понимает, но при том не
перешел границ материнского понимания. Даже в том случае, если слова его не
возымели мгновенного результата, но все равно они постепенно дойдут до их
адресата.
* * *
Итак, мы говорим, что родительская ложь зачастую
мотивирована самыми лучшими чувствами и доброй волей. Родители стараются
приукрасить картину мира, представляемую своим детям, действуя в зависимости от
своих собственных упрощенных понятий об этом мире. Родителям кажется, что в их
выдуманном, сказочном мире одинокое вызревание ребенка на капустной грядке или
опасное путешествие под облаками в клюве абсолютно не приспособленного для
проведения подобных мероприятий аиста – гораздо более интересное и надежное
объяснение появления на свет ребенка, чем физический и чувственный союз мужчины
и женщины, преисполненный страсти, удовольствия, нежности и всего прочего.
Родители не понимают весомости правды. Именно поэтому они
иногда обращаются к правде в политических целях.
Одна маленькая девочка попробовала преподать родителям урок
глубочайшего уважения к чувству, которое может вызвать правда, прибегнув при
этом исключительно к духовным средствам. Ее родители, психоаналитики с солидным
научным образованием, решили, как только представится случай, все объяснить
дочке о зачатии ребенка, его росте и рождении. Итак, лет этак в пять девочка
заслужила право на выслушивание умной, ясной и хорошо составленной лекции о
том, откуда появляются дети.
Родители, по крайней мере, были уверены, что лекция
оказалась именно такой. Девочка озадачилась неким смещением акцентов в этом
повествовании и решила ничего не выяснять до получения более исчерпывающей
информации. Однажды, вернувшись из школы, она позвала родителей к себе в
комнату, дабы как следует отчитать их за то, что они сочли возможным наговорить
ей всякую дребедень про маленькие клеточки и странные положения тел.
Учительница им только что все объяснила: в огороде есть капуста, и вот когда
кочан готов, надо его раскрыть…
* * *
В заключение приведем хорошо известную пословицу: «Устами
младенца глаголет истина». В ней прекрасно выражена вся та надежда, которую
родители возлагают на ребенка, чтобы тот помог им выбраться из их мира
навязчивой лжи и сказок и обрести под ногами твердую почву реальности. Не нужно
детей разочаровывать.
|